ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-640/19 от 12.09.2019 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-640/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,

при секретаре Исаковой З.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФКУ ИК-31 по доверенности Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 12 сентября 2019 года административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по изъятию и передаче на склад без права пользования и распоряжения приказа Министерства юстиции РФ от 06.06.2017 № 127, приказа Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512, приказа Министерства юстиции РФ от 03.11.2017 № 224, образца ходатайства о возмещении судебных расходов и по удержанию денежных средств с лицевого счета административного истца <Дата> и <Дата>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по изъятию и передаче на склад без права пользования и распоряжения приказа Министерства юстиции РФ от 06.06.2017 № 127, приказа Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512, приказа Министерства юстиции РФ от 03.11.2017 № 224, образца ходатайства о возмещении судебных расходов, а также действия сотрудников ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по удержанию денежных средств с лицевого счета административного истца <Дата>, <Дата> и <Дата>. В обоснование своих требований административный истец указал, что <Дата> на его имя поступило почтовое отправление из организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным», которое содержало приказ Министерства юстиции РФ от 06.06.2017 № 127, приказ Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512, приказ Министерства юстиции РФ от 03.11.2017 № 224, образец ходатайства о возмещении судебных расходов. Данные документы сотрудниками ФКУ ИК-31 были изъяты и переданы на склад без права пользования и распоряжения. Указанные действия ФКУ ИК-31 он считает незаконными и нарушающими его права. Также в отношении ФИО1 в ФКУ ИК-31 поступил исполнительный лист, во исполнение которого административный ответчик удерживал с его лицевого счета денежные средства в размере 50 % - <Дата>******* руб., <Дата>******* руб., <Дата>******* руб.

Административный истец ФИО1 опрошенный в судебном заседании посредством видеоконференц-связи пояснил, что запрет иметь при себе полученные документы из «Межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным», лишает его право пользоваться этими документами на весь период отбытия наказания, как и списание с его личного счета денежных средств по исполнительному листу лишило его права добровольно исполнить решение суда.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми Ж. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, поскольку в Правилах внутреннего распорядка содержится исчерпывающий перечень вещей, которые лицо, водворенное в ЕПКТ, может иметь при себе. Указанные в исковом заявлении документы в этом перечне не указаны. По поступившему исполнительному листу были произведены списания с лицевого счета осужденного ФИО1 О том, что на исполнение в ФКУ ИК-31 поступил исполнительный лист, выданный Усть-Вымским районным судом, ФИО1 было известно, что подтверждается его подписью на исполнительном листе. Исполнительный лист поступил <Дата>, в то время как первое списание по нему произведено <Дата>, что не лишало истца права на добровольное исполнение в установленный законом срок.

Заслушав стороны, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что ФИО1 отбывает наказания в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с <Дата>.

<Дата> в адрес осужденного ФИО1 поступило заказное письмо с вложением - приказ Министерства юстиции РФ от 06.06.2017 № 127, приказ Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512, приказ Министерства юстиции РФ от 03.11.2017 № 224, образец ходатайства о возмещении судебных расходов.

Данные вложения были изъяты и приняты на хранение с отметкой до окончания отбывания наказания постановлением врио начальника ФКУ ИК-31 от <Дата>.

Как предусмотрено ч. ч. 2, 4 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В целях обеспечения основных обязанностей осужденных, выполнения норм законодательства РФ по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295.

Пунктом 158 ПВР ИУ осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры, разрешается выписывать книги, журналы и газеты, иметь при себе судебные решения по уголовному делу, а также ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, простые карандаши, авторучки (в неметаллическом корпусе), стержни (синего, фиолетового, черного цветов), тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в соответствии с распорядком дня ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер, при этом количество находящихся в пользовании перечисленных предметов не может быть более двух экземпляров, кроме почтовых марок, открыток и конвертов.

Согласно ч. 1 ст. 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

Таким образом, действующим законодательством лицам отбывающим наказание в ЕПКТ предоставлено право получать по почте письменные принадлежности, всю остальную литературу они могут приобретать по подписке или через книготорговую сеть, а также пользоваться нужной им литературой из библиотеки учреждения.

Поскольку в перечень вещей, которые не запрещено иметь при себе осужденным, переведенным в ЕПКТ, такие документы, как приказ Министерства юстиции РФ от 06.06.2017 № 127, приказ Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512, приказ Министерства юстиции РФ от 03.11.2017 № 224, образец ходатайства о возмещении судебных расходов, не входят, в связи с чем у суда отсутствуют основания для признания в данной части действия администрации учреждения незаконными.

Статьей 7 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются в том числе организациями и государственными органами, которые исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, на основании предусмотренных исполнительных документов в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно статье 9 названного Закона исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

В соответствии со статьей 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в определенных случаях обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, и выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю.

Указанные лица заканчивают исполнение исполнительного документа только после перечисления денежных средств в полном объеме; при перемене должником места получения доходов; по заявлению взыскателя; а также по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

На основании части 2 статьи 100 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

Из статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ следует, что в первую очередь из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы удовлетворяются требования взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Материалами дела подтверждается, что на исполнение в ФКУ ИК-31 поступил исполнительный лист Усть-Вымского районного суда от <Дата><Номер> о взыскании с ФИО1 расходы в размере ******* руб. в доход государства за участие в деле адвоката.

С указанным исполнительным листом ФИО1 был ознакомлен сотрудниками ФКУ ИК-31 <Дата>, что подтверждается собственноручной подписью истца.

Таким образом, поскольку в период отбывания ФИО1 наказания в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в данное учреждение поступил исполнительный документ о взыскании с него денежных средств, взысканных Усть-Вымским районным судом, при этом, как было указано выше, исполнительный документ мог быть направлен в учреждение как судебным приставом-исполнителем, так и самим взыскателем, а ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми было обязано его принять к исполнению, удержание с ФИО1 денежных средств по указанному исполнительному документу являлось правомерным.

Доводы истца о том, что он желал самостоятельно в добровольном порядке исполнить решение суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ч. 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Учитывая, что с исполнительным листом ФИО1 ознакомлен <Дата>, а первое удержание было произведено <Дата>, истец не был лишен возможности самостоятельно и в добровольном порядке исполнить решения суда. Доводы ФИО1 о том, что ему не были известны реквизиты, по которым он мог перечислить денежные средства, суд отклоняет как необоснованные, поскольку в исполнительном листе указаны банковские реквизиты взыскателя.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ и ст. 62 КАС РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Исходя из содержания положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Суд, установив отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца, приходит к выводу о том, что действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми по удержанию денежных средств, имеющихся на лицевом счете истца, по исполнительному документу совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК по изъятию и передаче на склад без права пользования и распоряжения приказа Министерства юстиции РФ от 06.06.2017 № 127, приказа Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512, приказа Министерства юстиции РФ от 03.11.2017 № 224, образца ходатайства о возмещении судебных расходов и по удержанию денежных средств с лицевого счета административного истца <Дата> и <Дата> отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <Дата>.

судья - Е.В. Рыжкова