ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-641/20 от 16.12.2020 Москаленского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-641/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омская область р.п. Москаленки 16 декабря 2020 года

Москаленский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Яновича Д.Н.,

при секретаре Касьянчук А.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области в лице представителя ФИО2 к администрации Москаленского муниципального района Омской области о наложении обязанности совершить действия по оборудованию земельного участка противопожарным барьером – минерализированной полосой в местах, прилегающих к лесному участку,

УСТАНОВИЛ:

ГУЛХ Омской области в лице представителя ФИО2 обратился в Москаленский районный суд Омской области с административным иском к администрации Москаленского муниципального района Омской области о наложении обязанности совершить действия по оборудованию земельного участка, прилегающего к лесному участку с кадастровым номером 55:13:000000:209 в урочище Звездинское сельское поселение, квартале 29, выделе д. Николаевка противопожарным барьером – минерализированной полосой шириной не менее 0,5 метра. В обоснование административных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в процессе проведения в рамках операции «Экологический Щит» текущего патрулирования вышеуказанного лесного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ), выявлена территория – прилегающий к лесам земельный участок сельскохозяйственного назначения без кадастрового номера, не оборудованный противопожарными барьерами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 № 807, ОСТ 56-103-98. Полномочия по распоряжению указанной территорией до разграничения государственной собственности на землю возложены на администрацию Москаленского муниципального района Омской области. Согласно сведений ООО «Авиалесоохраны» о выявлении термоточки подтверждается факт перехода огня с прилегающего поля. Административный ответчик отказывается проводить противопожарные мероприятия на указанной территории.

В судебное заседание представитель административного истца Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО2 не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца по заявленным требованиям и имеющимся в деле доказательствам.

Представитель административного ответчика администрации Москаленского муниципального района Омской области ФИО3 административный иск не признала, ссылаясь на то, что администрация района не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. По указанной административным истцом термоточке – эта территория относится к Исилькульскому району Омской области. Точных координат административный истец не предоставляет, по отзыву кадастрового инженера эти земли относятся к долевой собственности.

Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Лузинское зерно» ФИО4 пояснил, что необходимо установить конкретные координаты территории, на которой отсутствует противопожарный барьер, для установления надлежащего ответчика по делу.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ФИО5 в судебное заседание не явился. В отзыве на административное исковое заявление (л.д. 25) указано: при переводе земельных участков на территории Москаленского района покрытых лесом общей площадью 24663 га (кадастровый номер 55:13:000000:209) в 2015 году из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель ГЛФ границы обособленных (вкрапленных) лесных участков, составляющих единое землепользование, в смежестве с землями сельхоз назначения, не устанавливались. В основе перевода земель из категории в категорию использовались учетные данные Росреестра по состоянию на 2015 год в разрезе сельских поселений района, в том числе и на территории Звездинского сельского поселения. Для определения ответчика по делу необходимо установить: принадлежность земельного участка, его местоположение относительно ориентира, сторон света с нанесением очага возгорания и смежного лесного участка; отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. В административном исковом заявлении указано: «земельный участок сельскохозяйственного назначения (не имеет кадастрового номера), в отношении которого ответчик имеет полномочия по распоряжению (до разграничения государственной собственности)». Исследуя сведения базы ГКН, ЕГРН, а также проекта перераспределения земель племзавода «Москаленский» (1992 г.) по местоположению указанной термоточки установлено, что земельный участок с/х назначения относится к долевой форме собственности сообщества граждан, образованный в результате реорганизации племзавода «Москаленский» Звездинского сельского поселения и не является государственной собственностью. Исключение составляют земли с/х назначения районного фонда перераспределения, расположенные на территории Звездинского сельского поселения, государственная собственность на которые не разграничена (ст. 3.3 п. 2 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Кроме того, в отношении муниципальных земель, которыми распоряжается муниципальный район, относятся земли, предоставленные в ведение сельских органов местного самоуправления (1991г.) до разграничения земель с/х предприятий, с целью обеспечения населения огородными, сенокосными и пастбищными угодьями с учетом 5% прироста поголовья крупного рогатого скота (Указ Президента РФ).

Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, в заявлении просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель заинтересованного лица администрации Звездинского сельского по селения Москаленского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, в заявлении просят рассмотреть дело без их участия.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьями 81-83, 96 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), пункта 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года № 394, подпунктом 10 пункта 8 Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года № 143, полномочия по осуществлению государственного лесного контроля возложены на ГУЛХ Омской области.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами (ч. 1), приведенная деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 3).

Преамбула Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет, что настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Охрана лесов от пожаров - это комплекс ежегодно проводимых контролируемых и совершенствующихся мероприятий, в том числе и профилактических, направленных на предупреждение, снижение пожарной опасности, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров (ОСТ 56-103-98, утвержденный приказом Рослесхоза от 24.02.1998 г. № 38).

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно части 1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Согласно части 2 данной статьи органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. Согласно пункту 3 данных Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);

б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Из пункта 4 Правил следует, что меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются:

а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Из материалов дела следует и судом установлено, что рейдовым заданием , утвержденным ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела Исилькульского лесничества ГУЛХ Омской области ФИО7 (л.д. 57), патрульной группе в составе ФИО1 и ФИО8 поручено проведение мероприятий по рейдовому патрулированию лесных участков, местоположение которых определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом отдела Исилькульское лесничество: <адрес> в период ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведения мероприятия составлен отчет (л.д. 58), из которого следует, что в <адрес> выявлены признаки возгорания лесного участка с переходом огня со стороны поля с растительностью северо-восточнее д. Николаевка кадастровый номер прилегающего земельного участка не определяется. Отсутствует минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра, соответствующая требованиям ОСТ 56-10.

Согласно акту осмотра лесного участка и прилегающей территории от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-61) в ходе текущего патрулирования лесного участка, расположенного в Исилькульском лесничестве Москаленском участковом № 2 лесничестве, урочище Звездинское сельское поселение, выделе относительно д. Николаевка установлено, что лесной участок имеет кадастровый номер 55:13:000000:209, местоположение которого определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом Исилькульского лесничества. К данному лесному участку северо-западнее Николаевка Москаленского района, примыкает территория – земельные участки кадастровый номер с восточной стороны и юго-восточной стороны не определяются, с южной стороны определяется как , покрытые сухой растительностью (костер, сенокос) в части свежей травянистой растительностью сезона 2020 года. При обследовании территории установлены признаки возгорания сухой растительности с переходом огня на лесной участок с кадастровым номером 55:13:000000:209. Пройденная огнем площадь составляет 0,85 (лесостепной колок). На момент осмотра на территории посторонних лиц не находилось, работы не проводились. Прилегающие поля имеют признаки костров или сенокосов с высокой травянистой растительностью. На расстоянии 60 метров от лесного участка восточнее его обнаружена свежая минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метров, не имеющая признаков зарастания сухой растительностью. Имеется также схема лесного участка в месте пожара.

Согласно распечатке из информационной системы дистанционного мониторинга федерального агентства лесного хозяйства сообщение о лесном пожаре № поступило ДД.ММ.ГГГГ, указаны координаты точки регистрации (широта и долгота), привязка – н.<адрес>, азимут 113 градусов, удаление 6,4 км (л.д. 63).

Согласно выписке из ЕГРН собственником указанного земельного участка с кадастровым номером 55:13:000000:209, является Российская Федерация (л.д. 92- 96). Существующие ограничения (обременения) права не зарегистрировано. В особых отметках указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №417, п. 72(3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Рассматривая заявленное административным истцом ГУЛХ Омской области требование к административному ответчику администрации Москаленского муниципального района Омской области требование о возложении обязанности оборудовать земельный участок, прилегающий к участку лесного фонда на территории Звездинского сельского поселения Москаленского района Омской области с кадастровым номером 55:13:000000:209, суду для возложения соответствующей обязанности необходимо установить местоположение указанного земельного участка и его принадлежность административному ответчику либо наличие у него иных полномочий по его распоряжению.

В административном исковом заявлении ГУЛХ Омской области не конкретизирован земельный участок, на котором административный истец просит обязать администрацию Москаленского муниципального района Омской области провести противопожарные мероприятия. В ходе рассмотрения дела судом было указано представителю административного истца на необходимость устранить данное нарушение и представить необходимые документы, позволяющие установить местоположение земельного участка (земельных участков) на местности и их собственников (иных законных владельцев). Однако уточнений административных исковых требований и необходимых для рассмотрения дела документов в суд не поступило, представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела по имеющимся в деле доказательствам.

Отсутствие данных о местоположении, координатах на местности и собственниках земельного участка (земельных участков), прилегающих к указанному в иске лесному участку, в выделе <...> урочище Звездинское сельское поселение, не позволяет суду вынести решение об удовлетворении административного иска Главного управления лесного хозяйства Омской области к администрации Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности совершить действия по оборудованию земельного участка противопожарным барьером – минерализированной полосой в местах, прилегающих к лесному участку.

Выводы суда в данной части согласуются с мнением представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ФИО5, пояснившим, что администрация Москаленского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как на основании исследования сведений базы ГКН, ЕГРН и проекта перераспределения земель племзавода «Москаленский» (1992 г.) по местоположению указанной административным истцом термоточки земельный участок с/х назначения на территории Звездинского сельского поселения относится к долевой форме собственности сообщества граждан, образован в результате реорганизации племзавода «Москаленский» Звездинского сельского поселения и не является государственной собственностью. Кроме того, из пояснений в суде следует, что кадастровый номер 55:13:000000:209 присвоен не какому-то конкретному участку лесного фонда, а всему лесному массиву (всем участкам лесного фонда), расположенным на территории Москаленского района Омской области.

Поскольку административным истцом не представлено необходимых данных, позволяющих установить местонахождение (координаты) указанного в иске земельного участка на местности и его собственника (лицо, наделенное полномочиями по распоряжению земельным участком), что является необходимым как для определения надлежащего ответчика по делу, так и для последующего исполнения решения суда, суд отказывает ГУЛХ Омской области в удовлетворении административного иска к администрации Москаленского муниципального района Омской области о наложении обязанности совершить действия по оборудованию земельного участка противопожарным барьером.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Главного управления лесного хозяйства Омской области к администрации Москаленского муниципального района Омской области о наложении обязанности совершить действия по оборудованию земельного участка противопожарным барьером – минерализированной полосой в местах, прилегающих к лесному участку, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.Н. Янович

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи ______________________

___________________________________________________

(Наименование должности работника аппарата суда)

_____________________________

(инициалы, фамилия)

«_____»_________________20_____ г.

УИД