ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-641/20 от 19.05.2020 Красносулинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-641/2020

61RS0017-01-2020-000881-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

19 мая 2020 года г. Красный ФИО1

Ростовской области

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Мищенко Е.В.,

при секретаре Аликиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Красносулинского городского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению мероприятий по лесоустройству,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился с настоящим административным иском в Красносулинский районный суд по тем основаниям, что прокуратурой, в ходе анализа исполнения органами местного самоуправления Ростовской области законов в сфере лесопользования в деятельности администрации Красносулинского городского поселения установлены нарушения федерального законодательства, выразившиеся в невыполнении мероприятий по лесоустройству в границах лесничества «<данные изъяты> Приказом Рослесхоза от 07.09.2018 установлено, что на землях населенных пунктов муниципального образования «Красносулинское городское поселение» Ростовской области, занятых городскими лесами, располагается лесничество «<данные изъяты> Пунктом 2 данного приказа установлены границы лесничества. Площадь лесов Красносулинского городского поселения составляет 1331,88 га, право собственности на 33 земельных участка, на которых расположены леса, в 2013, 2014, 2018 годах зарегистрировано за муниципальным образованием «Красносулинское городское поселение». Осуществлен кадастровый учет всех земельных участков. В соответствии с информацией администрации от 20 сентября 2019 года леса городского поселения состоят из 36 кварталов и 613 выделов. Использование городских лесов Красносулинского городского поселения осуществляется на основании лесохозяйственного регламента городских лесов муниципального образования «Красносулинское городское поселение», утвержденного постановлением администрации Красносулинского городского поселения от 21.04.2015 на 2015-2025 годы (далее - регламент). В соответствии с регламентом леса Красносулинского городского поселения являются защитными. В соответствии с п. 21 ст. 33 Устава муниципального образования «Красносулинское городское поселение», утвержденного решением Собрания депутатов Красносулинского городского поселения от 27.12.2016 , администрация Красносулинского городского поселения организует использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов Красносулинского городского поселения. В соответствии с п. и. 30, 31 Инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В зависимости от таксационного разряда лесов устанавливаются площади и размеры лесных кварталов и лесотаксационных выделов. К первому таксационному разряду относятся лесные участки площадью до 100 га. Периодичность проведения таксации лесов первого таксационного разряда составляет 10 лет. Лесничество Красносулинского городского поселения расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами: Площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 3032463 кв. м, (303 га) в границах данного земельного участка расположены кварталы 28,29,30,31,32,35 городского лесничества. Площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 1097516 кв. м, (109 га) в границах данного земельного участка расположены кварталы 16, 33, 34 городского лесничества. Таким образом, по площадям лесных кварталов, расположенных в границах 28 из 33 указанных земельных участков, леса Красносулинского городского поселения относятся к первому таксационному разряду лесов. Прокурорской проверкой установлено, что последнее лесоустройство, в том числе таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов Красносулинского городского поселения проведена в 2005 году. В нарушение ст. ст. 67, 68, 69.1, 84 Лесного кодекса РФ, Устава муниципального образования «Красносулинское городское поселение», Лесоустроительной инструкции организация использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов Красносулинского городского поселения осуществляется на основании неактуальной таксации. Несоблюдение требований закона администрацией Красносулинского городского поселения приводит к затруднению контроля за территориями лесных участков, риску возникновения лесных пожаров, а также риску нарушений природоохранного и экологического законодательств в связи невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Красносулинского городского поселения, выразившееся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах лесничества <данные изъяты> Обязать администрацию Красносулинского городского поселения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство лесничества «<данные изъяты> в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ, а также Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 .

В судебное заседание стороны не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, от представителя административного ответчика в суд поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем дело рассмотрено в порядке п. 6 ст. 226 КАС РФ, в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании п.19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах ; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Согласно статье 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 67, ч. 2 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.

В соответствии со ст. 70 Лесного кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), устанавливающей правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов) таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу п. 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств, защитных лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, защитных лесов, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 29 указанной инструкции, таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В соответствии с п. и. 30, 31 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В зависимости от таксационного разряда лесов устанавливаются площади и размеры лесных кварталов и лесотаксационных выделов. К первому таксационному разряду относятся лесные участки площадью до 100 га. Периодичность проведения таксации лесов первого таксационного разряда составляет 10 лет.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что в соответствии с приказом Рослесхоза от 07.09.2018 на землях населенных пунктов муниципального образования «Красносулинское городское поселение» <адрес>, занятых городскими лесами, располагается лесничество «<данные изъяты>». Площадь лесов Красносулинского городского поселения составляет 1331,8904 га, право собственности на земельные участки, на которых расположены леса, с кадастровыми номерами: зарегистрировано за муниципальным образованием «Красносулинское городское поселение» (л.д. 22-23,28-136).

Площадь земельного участка с кадастровым номером 61:53:0000227:43 составляет 3032463 кв. м, (303 га) в границах данного земельного участка расположены кварталы 28,29,30,31,32,35 городского лесничества. Площадь земельного участка с кадастровым номером 61:53:0000227:44 составляет 1097516 кв. м, (109 га) в границах данного земельного участка расположены кварталы 16, 33, 34 городского лесничества.

Таким образом, по площадям лесных кварталов, расположенных в границах 28 из 33 указанных земельных участков, леса Красносулинского городского поселения относятся к первому таксационному разряду лесов.

В ходе проверки проведенной органами прокуратуры в отношении «<данные изъяты> выявлены нарушения действующего лесного законодательства, а именно применяемые на его территории мероприятия по охране лесов не соответствуют требованиям лесоустроительной инструкции, последнее лесоустройство, в том числе таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов Красносулинского городского поселения проведена в 2005 году.

По результатам проверки главе администрации Красносулинского городского поселения 17 октября 2019 года природоохранным прокурором внесено представление, по результатам рассмотрения которого представлена информация, согласно которой вопрос финансирования мероприятий по таксации лесов будет вынесен на рассмотрение Собрания депутатов Красносулинского городского поселения. Иных сведений о принятых мерах в природоохранную прокуратуру администрацией Красносулинского городского поселения не представлено.

Суд исходит из того, что субъектом, обладающим полномочиями по проведению лесоустройства и таксации лесов, расположенных на территории «<данные изъяты> поселения» является администрация Красносулинского городского поселения. Поскольку лесоустройство и таксация лесов не проведено, имеются препятствия для надлежащего использования и охраны лесов.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку невыполнение Администрацией Красносулинского городского поселения мероприятий по лесоустройству нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, использование лесов.

В силу п.32 Лесоустроительной инструкции таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

С учетом того, что таксация лесов занимает продолжительный период времени, суд считает необходимым установить административному ответчику срок исполнения решения суда, исходя из объема подлежащих выполнению работ - в течение одного года шести месяцев, со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Красносулинского городского поселения, выразившееся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах лесничества «<данные изъяты>

Обязать администрацию Красносулинского городского поселения провести лесоустройство лесничества «Лесничество Красносулинского городского поселения», в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ, а также Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Мищенко

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2020 года.