2А-6438/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2019 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Стебуновой Е.Ю.
при секретаре Еленине А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 на решение Межрайонной ИФНС России №22 по Московской области в части перерасчета земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением на решение Межрайонной ИФНС России №22 по Московской области в части перерасчета земельного налога и просил признать незаконным налоговое уведомление №№ от 11.09.2018г в адрес ФИО1 в части перерасчета земельного налога по налоговому уведомлению №№,№ в рамках ОКТМО за 2015 и 2016г. Свои требования мотивировал тем, что сделан перерасчет по земельному налогу в сторону увеличения суммы. Не согласившись с этим, вынужден обратиться в суд.
Административный истец не явился, направив представителя, которая требования поддержала.
Административный ответчик в лице представителя возражала.
Изучив представленные доказательства, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что налоговое уведомление № от 11.09.2018г на имя ФИО1 содержит перерасчёт земельного налога по налоговому уведомлению №№,№ на сумм 336 737 руб. (л.д.9).
В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется по кадастровой стоимости, при этом перерасчет налога возможен при изменении кадастровой стоимости и при исправлении технической ошибки в кадастровой стоимости.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Пунктом 3 ст. 396 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истцу ФИО2 с 26.09.2014г принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № (ранее земельный участок с кадастровым номером №), расположенный по адресу: АДРЕС, категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для строительства базы по техническому обслуживанию большегрузного автомобильного транспорта» (л.д.12).
Налог на земельный участок был оплачен истцом в установленный законом срок в полном объеме на основании налоговых уведомлений № и № сумм земельного налога в размере 28 537руб. (за 2015г.) и 34 244 руб. (за 2016г.), что подтверждается квитанцией.
В 2018 году истцом получено налоговое уведомление № от 11.09.2018 в котором произведен перерасчет земельного налога за 2015 и 2016 гг. за земельный участок с кадастровым номером №. Начислены суммы налога: 142 685руб. за 2015 год; 171 222 руб. за 2016 год. К доплате по земельному налогу указана сумма в размере 336 737 руб. (л.д.9).
Из пояснений административного ответчика следует, перерасчет произведен при проведении массовой компании с целью определения правильности исчисления подлежащих уплате сумм налога, также правильности применения налоговым органом и налогоплательщиками налоговых ставков.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Учитывая, что на момент рассмотрения судом требований истца, редакция положения п. 2.1. ст. 52 НК РФ направлена на предоставление дополнительных гарантий налогоплательщику и на него распространяется действие п. 3 ст. 5 НК РФ о применении обратной силы, поскольку улучшает положение налогоплательщика.
В соответствии с п 2.1. ст. 52 НК РФ Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, (п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 334- ФЗ)
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о применении положений п.2.1 ст 52 НК РФ к спорным правоотношениям, поскольку произведенный перерасчет влечет увеличение сумм уже уплаченного в установленный срок налога.
На основании сказанного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным налоговое уведомление № от 11.09.2018г в адрес ФИО1 в части перерасчета земельного налога по налоговому уведомлению №№,№ в рамках ОКТМО за 2015 и 2016г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
С У Д Ь Я :