ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6525/18 от 20.08.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-6525/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2018 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Савченко Е.А.

при секретаре судебного заседания О Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» о признании незаконным бездействия, выразившееся в несоблюдении кратности авиапатрулирования, обязании обеспечить выполнение кратности авиамониторинга,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска к КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» о признании незаконным бездействия, выразившееся в несоблюдении кратности авиапатрулирования, обязании обеспечить выполнение кратности авиамониторинга.

В обоснование указал, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка полноты и своевременности мер, принимаемых Управлением лесами Правительства Хабаровского края, в лице КГСАУ «ДВ-авиабаза» при организации мониторинга и тушения лесных пожаров на территории края. Управлением лесами ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации вышеуказанных полномочий утверждено государственное задание на 2018 год КГСАУ «ДВ-авиабаза», в соответствии с которым, указанному учреждению доведено организовать лесоавиационные работы по мониторингу и тушению лесных пожаров. Соглашением о предоставлении субсидии из краевого бюджета КГСАУ «ДВ-авиабаза» на финансовое обеспечение государственного заданий на оказание государственных услуг в 2018 году от ДД.ММ.ГГГГ, в целях реализации вышеуказанных полномочий предоставляется субсидия как из средств краевого бюджета так и из средств федерального бюджета. Приказом Управления лесами от ДД.ММ.ГГГГп установлена периодичность проведения авиапатрулирования на территории Хабаровского края в 2018 году. В соответствии с вышеуказанным приказом: при I классе пожарной опасности по условиям погоды (ПОУП), степень пожарной опасности (СПО) отсутствует, полеты не проводятся, в случае наличия в зоне лесоавиационных работ действующих лесных пожаров один раз в сутки; при II классе ПОУП, СПО малая, полеты проводятся 1 раз в 2 суток, при наличии действующих лесных пожаров 2 раза в сутки; при III классе ПОУП, СПО средняя, полеты проводятся 1 раз в сутки, при наличии действующих лесных пожаров 2 раза в сутки; при IV и V классе ПОУП, СПО высокая, чрезвычайная, полеты проводятся 2 раза в сутки, при наличии действующих лесных пожаров 3 раза в сутки. Проверкой установлено, с учетом анализа горимости, фактическая классность пожарной опасности поднадзорной территории следующая: Хабаровский муниципальный район - 4 класс; Муниципальный район им. Лазо - 3 класс; Нанайский муниципальный район - 1 класс; Бикинский муниципальный район - 4 класс; Вяземский муниципальный район - 4 класс.

Установлено, что Региональной диспетчерской службы, на ДД.ММ.ГГГГ запланировано 2 разовое авиационное патрулирование вышеуказанных районов, за исключением Бикинского, так как он расположен в зоне наземного патрулирования и тушения пожаров.

При этом, согласно сводкам Дежурно-диспетчерской службы Хабаровского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, действуют пожары, в том числе в Хабаровском муниципальном районе - 2 пожара: в квартале 53 на юго- западе в 14 км от <адрес>, на площади 600 га, на ликвидации задействовано 27 человек личного состава лесной охраны, 1 бульдозер, 1 вездеход, 1 единица прочей техники; в квартале 284 на западе в 33 км от <адрес>, на площади 42 га, на ликвидации задействовано 14 человек личного состава лесной охраны, 1 вездеход.

Тем самым, при существующей обязанности у КГСАУ «ДВ-авиабаза» проводить авиапатрулирование 3 раза в сутки в зоне авиационного мониторинга и тушения пожаров с действующими лесными пожарами, кратность проведения авиационных работ не соблюдается.

Таким образом, значительное увеличение площадей лесных пожаров и, как следствие, размера ущерба ими причиненного, является результатом ненадлежащего осуществления переданных Российской Федерацией полномочий по охране и защите лесов Управлением лесами Правительства Хабаровского края в лице его подведомственного учреждения КГСАУ «ДВ-авиабаза», свидетельствует о допускаемых нарушениях кратности авиапатрулирования, отсутствии оперативности, приводит к нарушению требований Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров.

На основании изложенного, с учетом измененных требований, принятых судом в порядке ст.46 КАС РФ, просил признать незаконным бездействие КГСАУ «ДВ-авиабаза» при осуществлении авиамониторинга (патрулирования) и тушении пожара, возникшего ДД.ММ.ГГГГ в 14 км на юго-западе <адрес>, в квартале 53 Кур-Урмийского лесничества в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края, увеличившегося с 5 га (ДД.ММ.ГГГГ) до 650 га (ДД.ММ.ГГГГ), имеющего класс пожарной опасности IV; обязать КГСАУ «ДВ-авиабаза» осуществлять авиамониторинга (патрулирование) с соблюдением кратности – при обнаружении действующих лесных пожаров IV класса опасности не менее 3 раз по утвержденному маршруту патрулирования.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.08.2018 производство по делу в части требований об обязании КГСАУ «ДВ-авиабаза» обеспечить выполнение кратности авиамониторинга оставлено без рассмотрения.

В судебное заседание не явились административный истец, административный ответчик, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе нарочно, о чем имеется расписка, а также публично путем размещения информации на сайте суда, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Принимая во внимание то обстоятельство, что при рассмотрении дела по существу судом предприняты надлежащие меры по извещению сторон, согласно положениям статьи 150 КАС РФ, а также в силу положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку препятствий к рассмотрению и разрешению административного дела не имеется, так как суд не признавал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Как следует из представленных возражений на иск, а также пояснений представителя административного ответчика в ходе судебного разбирательства, представитель КГСАУ «ДВ-авиабаза», ФИО2 в судебном заседании требования не признал, в обоснование доводов ссылался на письменные возражения. Указывают, что в Хабаровском районе осуществлялось авиационное патрулирование лесных пожаров более трех раз. Кур-Урмийское лесничество осматривалось два раза, один раз до обеда, второй раз после обеда, третьего полета не было. Просит суд в иске отказать.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранения ее объектов, также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.

В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 15 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально- экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Статьей 53 ЛК РФ установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Статьей 53.4 ЛК РФ предусмотрено, что тушение лесного пожара включает в себя:

1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

3) локализацию лесного пожара;

4) ликвидацию лесного пожара;

4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара;

4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара;

5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

6) предотвращение возобновления лесного пожара.

В соответствии с положениями ст. 57 ЛК РФ, авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно. Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению организации использования лесов, их охран, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.

Согласно ст. 97 ЛК РФ, федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

Так, Приказом Минприроды России от 15.11.2016 N 597 "Об утверждении Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов" утвержден порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров (далее – Порядок).

В соответствии с п. 8 Порядка Авиационное патрулирование должно осуществляться в сроки, установленные органами государственной власти, органами местного самоуправления, указанными в пункте 3 настоящего Порядка (далее - уполномоченный орган) (далее - плановые сроки начала и завершения пожароопасного сезона).

Согласно п. 11 Порядка Авиационное патрулирование осуществляется с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров:

а) при I классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, в случае наличия в зоне лесоавиационных работ действующих лесных пожаров - один раз в сутки;

б) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - один раз в двое суток, а при наличии действующих лесных пожаров - не менее одного раза в сутки;

в) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - один раз в сутки, а при наличии действующих лесных пожаров - два раза в сутки;

г) при IV и V классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - два раза в сутки, а при наличии действующих лесных пожаров - три раза в сутки.

В соответствии с уставом, КГСАУ «ДВ авиабаза» создано распоряжением Правительства Хабаровского края от 28.12.2011 № 836-рп «О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», является специализированным государственным автономным учреждением, по выполнению работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах. Предметом деятельности учреждения является охрана лесов государственного лесного фонда, расположенного на территории Хабаровского края, от лесных пожаров.

Согласно п. 1.3 устава Учредителем является Хабаровский край. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является управление лесами Правительства Хабаровского края.

Обращаясь с настоящим административным иском в суд, Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура ссылается на то, что ею была проведена проверка полноты и своевременности мер, принимаемых Управлением лесами Правительства Хабаровского края в лице КГСАУ «ДВ-авиабаза» при организации мониторинга и тушения лесных пожаров на территории Хабаровского края, в ходе которой установлено несоответствие кратности авиапатрулирования действующему приказу Управления лесами от ДД.ММ.ГГГГп.

Так, в соответствие с Приказом Управления лесами от ДД.ММ.ГГГГп установлена следующая периодичность проведения авиапатрулирования на территории Хабаровского края в 2018 году:

при I классе пожарной опасности по условиям погоды (ПОУП), степень пожарной опасности (СПО) отсутствует, полеты не проводятся, в случае наличия в зоне лесоавиационных работ действующих лесных пожаров один раз в сутки;

при II классе ПОУП, СПО малая, полеты проводятся 1 раз в 2 суток, при наличии действующих лесных пожаров 2 раза в сутки;

при III классе ПОУП, СПО средняя, полеты проводятся 1 раз в сутки, при наличии действующих лесных пожаров 2 раза в сутки;

при IV и V классе ПОУП, СПО высокая, чрезвычайная, полеты проводятся 2 раза в сутки, при наличии действующих лесных пожаров 3 раза в сутки.

Проверкой установлено, что с учетом анализа горимости, в период ДД.ММ.ГГГГ фактическая классность пожарной опасности поднадзорной территории, в частности Хабаровский муниципальный район - 4 класс.

Согласно приказа Минприроды России от 23.06.2014 №276 «Об утверждении порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя организацию патрулирования лесов. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием авиационных средств (авиационное патрулирование) осуществляются в зоне осуществления лесоавиационных работ, а также, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия в области лесных отношений, в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (п.11 Порядка).

Согласно приказа Минприроды России от 15.11.2016 N 597 "Об утверждении Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов" авиационное патрулирование должно осуществляться в сроки, установленные органами государственной власти, органами местного самоуправления, указанными в пункте 3 настоящего Порядка (далее - уполномоченный орган) (далее - плановые сроки начала и завершения пожароопасного сезона).

Авиационное патрулирование осуществляется с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров: при IV и V классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - два раза в сутки, а при наличии действующих лесных пожаров - три раза в сутки (п.11 Порядка).

При организации авиационных работ по охране лесов от пожаров в части авиационного патрулирования и тушения лесных пожаров уполномоченные органы: устанавливают необходимое количество и типы воздушных судов, возможные места базирования подразделений, осуществляющих лесоавиационные работы, возможности использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительную потребность в оборудовании посадочных площадок, маршруты авиационного патрулирования лесов и кратность авиационного патрулирования лесов, сроки начала и окончания авиационного патрулирования лесов, численность авиапожарных команд и количество летчиков-наблюдателей, другие показатели, необходимые для организации лесоавиационных работ (п.»г» ст.17 Порядка).

Судом установлено, что Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ установлены районы авиационной и наземной охраны и защиты лесов, схема, таблица авиационных патрульных маршрутов на землях лесного фонда, расположенных на территории Хабаровского края, сроки начала и окончания авиапатрулирования, периодичность проведения авиапатрулирования на территории Хабаровского края в 2018 году. Так, согласно приложения к вышеуказанное приказу установлено <данные изъяты> а/о маршрут , с указанием пунктов маршрута, координат, ЗМПУ, расстояния, рельефа.

Согласно представленных в материалы дела заявок на полет , отчетов, данных бортовых журналов, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ были проведены авиационные работы по тушению пожаров по маршрутам: <данные изъяты>», и авиапатрулированию по данным и другим маршрутам.

Судом достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ КГСАУ «ДВ-авиабаза» осуществлялось авиационное патрулирование по маршруту Кукан два раза, что не оспаривается стороной административного истца, и подтверждается заявками на полет и бортовым журналом летчика-наблюдателя. Доводы административного ответчика о том, что авиапатрулирование Хабаровского района осуществлялось более 3-х раз правового значения для дела не имеет, поскольку приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждены конкретные маршруты, координаты данных маршрутов, в том числе по маршруту Кукан, который является самостоятельным маршрутом, авиапатрулирование которого осуществлялось только 2 раза.

Суд находит требования прокурора бесспорными, поскольку подтверждаются материалами дела, свидетельствующие о бездействии ответчика ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении авиамониторинга (патрулирования) и тушении пожара, возникшего ДД.ММ.ГГГГ в 14 км на юго-западе <адрес>, увеличившегося с 5 га (ДД.ММ.ГГГГ) до 650 га (ДД.ММ.ГГГГ), имеющего класс пожарной опасности IV, которые у суда не вызывают сомнений.

Из буквального толкования п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что требования о признании бездействия незаконным подлежат удовлетворению в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, при указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм требования прокурора о признании незаконным бездействие КГСАУ «ДВ-авиабаза» при осуществлении авиамониторинга (патрулирования) и тушении пожара, возникшего ДД.ММ.ГГГГ в 14 км на юго-западе <адрес>, увеличившегося с 5 га (ДД.ММ.ГГГГ) до 650 га (ДД.ММ.ГГГГ), имеющего класс пожарной опасности IV являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» о признании незаконным бездействия, выразившееся в несоблюдении кратности авиапатрулирования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие КГСАУ «ДВ-авиабаза» при осуществлении авиамониторинга (патрулирования) и тушении пожара, возникшего ДД.ММ.ГГГГ в 14 км на юго-западе <адрес>, увеличившегося с 5 га (ДД.ММ.ГГГГ) до 650 га (ДД.ММ.ГГГГ), имеющего класс пожарной опасности IV.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 24 августа 2018 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Председательствующий Е.А. Савченко