ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6555/2021 от 07.06.2021 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-6555/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

в составе:

председательствующего судьи Арзумановой И.С.,

при секретаре Джаримок З.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного назначения по Краснодарскому краю» к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении на административного ответчика обязанности выдать административному истцу разрешение на строительство и последующее разрешение на ввод объекта в эксплуатацию,

установил:

ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного назначения по Краснодарскому краю» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа(письмоот№29/4632-1 от 06.04.2021) в выдаче разрешения на строительство линейного объекта капитального строительства: «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубань и Протока в Краснодарском крае. 1 очередь строительства» - участок «Берегоукрепление правого берега реки Кубань от ПК 124+00 –ПК 127+00», расположенный на территории города Краснодара.

Требование мотивировано тем, что во исполнение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717, в целях реконструкции объекта недвижимости Учреждение обратилось в адрес Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар (далее по тексту – административный ответчик) с заявлением о выдаче разрешения на строительство линейного объекта капитального строительства: «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубань и Протока в Краснодарском крае. 1 очередь строительства» - участок «Берегоукрепление правого берега реки Кубань от ПК 124+00 –ПК 127+00», расположенный на территории города Краснодара. В ответ на указанное заявление административный ответчик отказал Учреждению в выдаче разрешения на строительство объекта (письмо №29/4632-1 от 06.04.2021).Основанием отказа в выдаче разрешения на строительство послужил вывод ответчика о том, что проектная документация представлена не в полном объеме и не соответствует требованиям действующего законодательства, отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации. Учреждение считает отказ административного ответчика необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца, по доверенности, Калязина Д.С. исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска. Решение суда просила обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, по доверенности, Княжевский Р.В. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» принадлежат на праве оперативного управления дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки.

Во исполнение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717, в целях реконструкции объекта недвижимости Учреждение обратилось в адрес Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар (далее по тексту – административный ответчик) с заявлением о выдаче разрешения на строительство линейного объекта капитального строительства: «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубань и Протока в Краснодарском крае. 1 очередь строительства» - участок «Берегоукрепление правого берега реки Кубань от ПК 124+00 –ПК 127+00», расположенный на территории города Краснодара. В ответ на указанное заявление административный ответчик отказал Учреждению в выдаче разрешения на строительство объекта (письмо №29/4632-1 от 06.04.2021). Основанием отказа в выдаче разрешения на строительство послужил вывод ответчика о том, что проектная документация представлена не в полном объеме и не соответствует требованиям действующего законодательства, отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено, что проектно-сметная документация «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в Краснодарском крае. 1-я очередь строительства» была разработана в 2004 году проектным институтом ОАО ПИИ «Кубаньводпроект» на основании технического задания на разработку Технико-экономического обоснования, утвержденного Минсельхозом России 04.10.2002 года. Проектная документация получила положительное экспертное заключение Федерального агентства по сельскому хозяйству России №2-10/1476 от 29.12.2004.

Проектная документация была разработана и утверждена в 2004 году до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Судом установлено, что утвержденная до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ проектная документация является действующей и соответствует требованиям законодательства. Подтверждением юридической силы проектно-сметной документации является включение объекта реконструкции в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717. В утверждённой Правительством РФ программе имеется «Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества Федеральной адресной инвестиционной программы, финансовое обеспечение которых осуществлялось в рамках интегрированных в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Федеральных целевых программ». В указанном Перечне присутствует рассматриваемый объект реконструкции «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в Краснодарском крае. 1-я очередь строительства». Срок окончания строительства по указанной программе 2021 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, а также бюджетные инвестиции и предоставление субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.

Согласно пункту 16 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 бюджетные ассигнования на осуществление расходов федерального бюджета, подлежащих согласно статье 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществлению в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, осуществляются только при отсутствии ограничений Министерства экономического развития России, в том числе при наличии утвержденной проектно-сметной документации.

Материалами дела подтверждается, что проектно-сметная документация рассматриваемого объекта реконструкции получила положительный результат проверки обоснования инвестиций в Министерстве экономического развития России, о чем свидетельствует выделенное финансирование посредством переданных полномочий от лица Минсельхоза России учреждению в виде инвестиций в форме капитальных вложений в объект реконструкции и включение объекта реконструкции в федеральную адресную инвестиционную программу, утвержденную Министром экономического развития РФ 28.11.2019.

Представитель административного истца также пояснил, что при отсутствии надлежащей проектно-сметной документации объект не был бы обеспечен соответствующим финансированием из федерального бюджета.

Представитель административного истца пояснил также, что проектная документация на вышеуказанный объект капитального строительства была разработана задолго до установления требований о необходимости наличия утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории. При этом в настоящее время администрацией муниципального образования город Краснодар постановлением №6039 от 27.12.2019 утверждена документация по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) для размещения линейного объекта (система противопаводкового обвалования рек Кубани и Протоки в районе станицы Елизаветинской в Елизаветинском сельском округе МО город Краснодар).

При этом судом установлено, что Учреждение представило административному органу все разделы действующей проектной документации с учетом требований статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, ссылка административного ответчика в отказе на выдачу разрешения на строительство на ненадлежащую проектную документацию является несостоятельной, поскольку материалами дела подтверждается юридическая сила действующей проектной документации Учреждения.

Также, материалами дела установлено, что в целях представления доказательств соответствия объекта требованиям проектной документации учреждением проведена экспертиза выполненных объемов работ независимой экспертной организацией НПП ООО «СтройТехЭкспертиза». Подготовлен Технический отчет от 22.03.2021 №378/16.1-22.03.2021-ТО по обследованию технического состояния и установления соответствия сооружений объекта капитального строительства: «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в Краснодарском крае (1 очередь строительства)», проектной документации, разработанной ОАО проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» в 2004 г.

Представитель административного истца также пояснил, что выполнение мероприятий по реконструкции вышеуказанного объекта является частью реализации Государственной программы, согласно которой рассматриваемый объект подлежит вводу в эксплуатацию в текущем 2021 году.

В связи с необоснованным отказом административного органа в выдаче разрешения на строительство реализация прав учреждения на оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию стоит под угрозой выполнения.

По указанной причине обоснованным является требования о понуждении административного ответчика в выдаче последующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию объекта в 2021 году мотивирован также тем, что такая реконструкция направлена на экстренное реагирование учреждения с учетом возможного возникновения угрозы подтопления территорий паводковыми водами.

В период пропуска паводков аварийность дамб обвалования создает предпосылки сокращения нормативного запаса гребня дамб обвалования и уменьшения сечения русла реки, что приводит к переливу через тело дамбы.

Материалами дела подтверждается, что именно дамба обвалования и берегоукрепление являются объектами испрашиваемого разрешения на строительство.

В случае несвоевременного проведения реконструкции на гидротехнических сооружениях максимальная нагрузка возрастет, что может привести к аварийным ситуациям и стать причиной последствий в виде наводнений прилегающих территорий.

Таким образом, в случае непроведения реконструкции, дамбы обвалования не будут готовы к пропуску паводков.

По указанной причине истец просит при удовлетворении исковых требований обратить решение к немедленному исполнению.

Суд полагает, что указанное ходатайство является обоснованным с учетом исследованных обстоятельств и подлежит удовлетворению судом.

В соответствии с частью 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Учитывая стратегическое назначение объекта реконструкции по обеспечению безопасности прилагающей территории от наводнения при прохождения паводка по рекам Кубани и Протоки, в целях предотвращения выбытия из сельскохозяйственного обороте земель, предотвращения угрозы жизни и здоровью людей, ущерба третьим лицам, учреждению необходимо получение разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию в целях выполнения Федеральной государственной программы с обращением решения суда к немедленному исполнению.

В соответствии с частью 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

В соответствии с частью 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

Согласно статье 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, с учетом всех установленных обстоятельств, а также имеющихся документов и сведений в совокупности, суд приходит к выводу, что имеются основания для выдачи разрешения на строительство спорного объекта, в связи с чем, заявленные требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности выдать разрешение на строительство.

Судом установлено, что оспариваемый отказ административного ответчика не обжаловался в порядке подчиненности в органах государственной власти.

Обращение в суд общей юрисдикции произведено учреждением в порядке административного иска. Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций при отсутствии экономического характера требований.

Как пояснил административный истец, получение разрешения на строительство не сопровождается извлечением прибыли, изготовлением продукции, реализации товаров, работ или услуг, а также какой-либо иной экономической деятельности, а направлено исключительно для выполнения учреждением государственного задания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (учредитель истца) по выполнению государственной мелиоративной функции при эксплуатации гидротехнических сооружений.

Объектом недвижимости, в отношении которого испрашивается разрешение на строительство, является дамба и берегоукрепительное сооружение противопаводковой системы обвалования, которое служит в целях защиты населения от негативного воздействия паводковых вод рек Кубани и Протоки. Соответственно, предмет исковых требований не связан с осуществлением экономической деятельности или извлечением дохода, а направлен исключительно в целях обеспечения безопасности на определенной территории.

Территориальная подсудность выбрана административным истцом по месту нахождения учреждения (административного истца) на основании статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ (письмо №29/4632-1 от 06.04.2021) Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар в выдаче разрешения на строительство объекта: «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубань и Протока в Краснодарском крае. 1 очередь строительства» - участок «Берегоукрепление правого берега реки Кубань от ПК 124+00 –ПК 127+00», расположенный на территории города Краснодара.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» разрешение на строительство объекта: «Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубань и Протока в Краснодарском крае. 1 очередь строительства» - участок «Берегоукрепление правого берега реки Кубань от ПК 124+00 –ПК 127+00», расположенный на территории города Краснодара.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд гор. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено: 08.06.2021.

Судья: