ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-660/18 от 25.09.2018 Карасукского районного суда (Новосибирская область)

Дело №2а-660/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2018 года г. Карасук

Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Недобор С.Н.

с участием представителя административного истца Михайленко И.В.

ответчика Загородниковой Е.Н.

при секретаре Шейкиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кисмерешкина Сергея Михайловича к Отделу ЗАГС Карасукского района Управления по делам ЗАГС Новосибирской области об оспаривании действий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Кисмерешкин С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу ЗАГС Карасукского района Управления по делам ЗАГС Новосибирской области об оспаривании действий должностного лица, в обоснование требований указав, что его отец 14 16.02.1953 года рождения, умер в октябре 2017 года, точной даты он сказать не может, так как с отцом долгое время, более двадцати лет, не проживал и не общался. О смерти отца он узнал от своей родной сестры 15 в ноябре 2017 года. В начале 2018 года из администрации Карасукского района он получил письмо, которым его матери было передано представление администрации Карасукского района Новосибирской области. Администрация Карасукского района Новосибирской области выписала предписание его матери 16 об устранении нарушений. Обстоятельства нарушения выразились в использовании земельного участка без оформления документов, устанавливающих право на землю. Его отцу 17 было выдано свидетельство о праве собственности № площадью 594 кв.м. под строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> В данном месте был построен дом, в котором они с матерью прописаны до настоящего времени. По обоюдному решению он должен был принять наследство, оставшееся после смерти отца, оформить документы на землю и дом. В середине мая он на несколько дней приезжал в г.Карасук с целью принятия наследства и дальнейшего оформления. Дом был приведен в порядок и 16 мая 2018 года он отправился в орган ЗАГС для получения свидетельства о смерти отца с целью обращения к нотариусу, так как данный документ является обязательным. Руководитель Карасукского отдела ЗАГС Загородникова Е.Н. ответила грубым отказом в получении свидетельства о смерти отца 18 Ответ был со ссылкой об отсутствии родства с умершим. Руководитель ЗАГС пояснила, что он не является родственником умершего, так как у него в свидетельстве о рождении указана фамилия Кисмерёшкин, фамилия отца указана Кисмерёшкин, а в паспорте указана его фамилия, как Кисмерешкин, поэтому свидетельство она ему отдать не может. Ведя себя очень грубо и некорректно, руководитель выставила его с мамой за дверь и никаких официальных отказов в выдаче свидетельства им никто не дал. Действительно, в паспорте серия , выданном ДД.ММ.ГГГГ г. ОВД Карасукского района Новосибирской области в его персональных паспортных данных фамилия указана как Кисмерешкин, при выдаче паспорта на данное не соответствие указывалось работникам паспортного стола, однако ему была дана ссылка на то, что буквы е и ё являются взаимозаменяемыми. Аналогичные разъяснения были переданы 15 сентября 2009 года отделом кадров Верховного Суда в Пенсионный фонд Российской Федерации. 03.05.2007 года Постановлением Министерства образования и науки №АФ-159/03 утверждены Решения Межведомственной комиссии по русскому языку разъясняющие использования буквы Ёё в документах. Таким образом, отказ в выдаче свидетельства о смерти его отца руководителем Карасукского отдела ЗАГС Загородниковой Е.Н. является неправомерным, противоречит действующему законодательству.

Административный истец просит на основании ст.ст.24,218-220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признать отказ руководителя Карасукского отдела ЗАГС Загородниковой Е.В. в выдаче свидетельства о смерти на 19, 16 февраля 1953 года рождения, уроженца с.Черное озеро Кемеровской области незаконным и обязать отдел ЗАГС по Карасукскому району выдать ему свидетельство о смерти отца.

Определением суда от 10 сентября 2018 годак участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены должностное лицо Загородникова Е.Н. и Управление по делам ЗАГС Новосибирской области.

Административный истец Кисмерешкин С.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного истца Михайленко И.В. поддержал исковые требования истца, указав, что об обстоятельствах обращения истца ему известно только то, что указано в иске. Уплачивал ли истец госпошлину при обращении за выдачей свидетельства о смерти, ему не известно, думает, что до госпошлины не дошло, писал ли истец заявление, ему также не известно. Истец является совершеннолетним, сведений об ограничении дееспособности нет. Он общался с истцом по телефону и с матерью истца, которая в браке с умершим не состояла.

Административный ответчик Загородникова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что истец обращался не только в мае, но и ноябре 2017 года, при этом никакого официального обращения за выдачей повторного свидетельства о смерти, не было. Повторное свидетельство, так как свидетельство о смерти уже получено было дочерью умершего 20 которой, как и истцу разъяснялись несоответствия, имеющиеся по умершему человеку. Истец пришел с матерью, которая не может получить никаких документов в отношении умершего, так как не состояла в браке с умершим. Мать истца она попросила подождать в коридоре, чтобы побеседовать с истцом, которому все разъяснила и рекомендовала обратится в суд. Истцу также было разъяснены все несоответствия, которые заключаются не только в букве е и ё, но и дате рождения умершего, а также в его актовой записи о рождении, где фамилия указана, как Кисмирешкин. Дата рождения умершего в актовой записи указана 1933 года на основании справки о смерти. Регистрацию смерти производили на основании обращения уполномоченного лица соответствующей организации по захоронению, которой нужно было получить денежные средства для захоронения. Захоронение не производилось родственниками, свидетельство о смерти было передано 21 Как потом стало известно, в справке о смерти была допущена описка в годе рождения, указан 1933 год вместо 1953 года. Таким образом, в актовой записи указан год рождения умершего – 1933 и выдача истцу свидетельства о смерти с указанием даты рождения умершего 1953 год невозможна. Истцу разъяснялось, что он может взять как справку, получение которой следует оплатить госпошлиной в сумме 200 рублей, так и повторное свидетельство о смерти с оплатой госпошлины 350 рублей. 22 обращалась за внесением изменений в актовую запись о смерти в части года рождения, однако это сделать было невозможно, так как фамилия умершего по актовой записи Кисмирешкин, а не Кисмерешкин. 23 получила отказ для обращения в суд за установлением факта родственных отношений. Для получения повторного свидетельства заявитель также должен предоставить свидетельство о рождении, но в данном случае его, возможно, было не предоставлять, а посмотреть актовую запись о рождении. Истец получил реквизиты для оплаты и разъяснения, ушел и больше не возвращался ни за получением справки или повторного свидетельства о смерти, ни за получением отказа. Препятствий обратиться не лично, если вдруг истец не хотел с ней встречаться по каким-либо причинам, не было. Истец мог подать письменное заявление, путем обращения на портале госуслуг. Разъяснения нигде не фиксируются, но часто имеют место быть. Итогом оказания госуслуги является выдача документа, либо отказа.

Суду также представлен отзыв, содержащий доводы, аналогичные доводам, изложенным Загородниковой Е.Н. с обращением внимания суда на то, что административный истец не представил доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов, не представил доказательств самого факта письменного обращения к ответчику, не представил доказательств того, что по каким-либо причинам ему было отказано в совершении требуемых им действий.

Суд, выслушав представителя административного истца Михайленко И.В., ответчика Загородникову Е.Н., изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

В соответствии с положениями ч.9 и ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2017 года №298 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» утвержден Административный регламент (далее по тексту – Регламент).

Согласно Регламента органами ЗАГС, предоставляющими государственную услугу, являются: органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.9). Результатом предоставления государственной услуги является при выдаче документа (повторного свидетельства либо справки), подтверждающего наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, - выдача заявителю повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния, справки либо извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния или извещения об отказе в выдаче документа (п.11).

В силу п.18 Регламента в случае личного обращения заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, в котором хранится запись акта гражданского состояния на бумажном носителе, повторное свидетельство (справка) о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения заявителя при условии представления всех необходимых документов. В случае, если лицо обращается в орган, предоставляющий государственную услугу, по месту хранения записи акта гражданского состояния с запросом в письменной форме, повторное свидетельство (справка) о государственной регистрации акта гражданского состояния не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления, высылается в орган ЗАГС по месту жительства или пребывания лица, направившего данный запрос, с уведомлением такого лица о пересылке соответствующего документа.

Согласно п.19 Регламента выдача заявителю извещения об отказе в государственной регистрации акта гражданского состояния, извещения об отказе во внесении исправлений (изменений) в запись акта гражданского состояния, извещения об отказе в восстановлении либо аннулировании записи акта гражданского состояния производится в день обращения в орган, предоставляющий государственную услугу.

В пункте 23 Регламента указаны нормативные акты, в соответствии с которым осуществляется предоставление государственной услуги.

Согласно п.24 Регламента для предоставления государственной услуги заявителем представляются документы для государственной регистрации конкретного вида акта гражданского состояния или совершения иного юридически значимого действия. В случаях, установленных Федеральным законом, данные документы могут быть представлены уполномоченным лицом. Для выдачи повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния документы могут быть направлены почтовым отправлением с описью вложения.

В силу п.38 Регламента для получения повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, заявитель представляет:

1) заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

Заявление заполняется с использованием компьютерной техники или рукописным способом в соответствии с Правилами заполнения заявлений.

Заявление о выдаче повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния может быть направлено в орган, предоставляющий государственную услугу, посредством почтовой связи, через Единый портал или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

2) документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) документы, подтверждающие право заявителя на получение повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния в соответствии с перечнем документов, подтверждающих в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 года №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденным приказом Минюста России от 19 августа 2016 г. №194.

Пунктом 53 Регламента предусмотрено, что за государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершение органами, предоставляющими государственную услугу, иных юридически значимых действий заявителями уплачивается государственная пошлина. Размеры и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25.3 «Государственная пошлина»). Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иной порядок не установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, в следующие сроки: при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов); при обращении за совершением иных юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

В силу п.54 Регламента размер государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния, совершение иных юридически значимых действий, установленный статьей 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет: 6) за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния - 350 рублей.

В судебном заседании установлено, что в отделом ЗАГС Карасукского района Управления по делам ЗАГС Новосибирской области составлена актовая запись о смерти № от 26 октября 2017 года 24, 16 февраля 1933 года рождения с отсутствием указания места рождения, дата смерти 25 октября 2017 года. Актовая запись составлена на основании медицинского свидетельства о смерти от 25 октября 2017 года, где также указана дата рождения умершего 16 февраля 1933 года. На основании актовой записи о смерти выдано свидетельство о смерти уполномоченному лицу 25., которому также выдана справка о смерти. 2 ноября 2017 года в отдел ЗАГС обратилась 26.с заявлением о внесении исправлений в запись акта гражданского состояния – о смерти 32 в части изменения даты рождения на 16 февраля 1953 года и указания места рождения – с.Черное-Озеро, Ижморский район, Кемеровская область. При этом 27 была оплачена госпошлина в размере 650 рублей, предоставлены все необходимые документы: паспорт, свидетельство о смерти, свидетельство о заключении брака. Органом ЗАГС были проверены документы и имеющиеся актовые записи и установлено, что имеется актовая запись о рождении 28, 16 февраля 1953 года рождения. По итогам рассмотрения обращения вынесено заключение о невозможности внесения исправлений и отказе ввиду разночтений в фамилии в актовой записи умершего и актовой записи акта о рождении: Кисмерешкин и Кисмирешкин. Заявителю выдан отказ формы №37.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком документами, имеющимися в деле №137 по обращению 29

Судом из пояснений сторон установлено, что в мае 2018 года истец обращался в отдел ЗАГС Карасукского района Новосибирской области (точная дата истцом не указана и судом не установлена) за получение повторного свидетельства о смерти отца, при этом получил консультацию должностного лица по наличию разночтений в указании фамилии отца в актовых записях о рождении и смерти, получил разъяснения о возможности получения справки, либо повторного свидетельства и получил реквизиты.

Никаких доказательств обращения истца в соответствии с порядком, установленным Регламентом, то есть с оплатой госпошлины, подачей заявления, судом не установлено.

Наличие расхождений в актовых записях о рождении и смерти отца истца являются очевидными и заключаются в написании фамилии Кисмирешкин и Кисмерешкин, кроме того не совпадает дата рождения, в актовой записи о рождении указано 16 февраля 1953 года, в актовой записи о смерти – 16 февраля 1933 года.

Как следует из Регламента, отказ выдается при надлежащем обращении заявителя, в данном случае за повторной выдачей документа о смерти, либо справки. Необходимость обращения именно за повторной выдачей документа, подтверждается тем, что свидетельство о смерти уже было выдано органом ЗАГС.

Никаких доказательств грубого обращения с истцом, отказа в принятии заявления, суду не предоставлено. Суд также учитывает, что истцом и не указывалось на отказ в принятии заявления, а указано на отказ в выдаче свидетельства о смерти, однако выдача свидетельства о смерти в данном случае невозможна, поскольку оно уже было выдано органом ЗАГСа. Истец имел право на получение лишь повторного свидетельства о смерти либо справки, но с обязательным заполнением заявления и с предоставлением документа об уплате госпошлины. При этом подать заявление и предоставить доказательства оплаты госпошлины истец имел право не только при личном обращении, но и по почте и путем электронного обращения.

Таким образом, действия административного ответчика соответствуют требованиям законодательства, произведены в соответствии с Регламентом, так как выдача свидетельства о смерти была невозможна ввиду ранней выдачи такового, а выдача повторного свидетельства о смерти либо справки невозможна ввиду отсутствия со стороны истца действий, предусмотренных Регламентом по обращению за выдачей повторного свидетельства о смерти отца либо справки.

Кроме отсутствия со стороны административного ответчика прав истца и установления судом отсутствия нарушений прав истца, следует отметить, что требование истца о выдаче свидетельства о смерти на 30, 16 февраля 1953 года рождения, уроженца с Черное озеро Кемеровской области противоречит закону, так как актовой записи о смерти с личными данными, указанными истцом, не существует. В актовой записи о смерти 31 указана дата рождения 16 февраля 1933 года и без указания места рождения.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований истца следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Кисмерешкину С.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме принято 1 октября 2018 года.

СУДЬЯ: подпись