УИД: 27RS0013-01-2022-000831-24
Мотивированное решение изготовлено 07.07.2022
дело № 2а-660/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Амурск, Хабаровский край 24 июня 2022 г.
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Караваевой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Губкиной Н.В.,,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными, нарушающими права осужденного действия (бездействия) исправительного учреждения, выразившиеся в отказе направления корреспонденции в закрытом виде, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее – ФКУ ИК-6) о признании незаконными, нарушающими права осужденного действия (бездействия) исправительного учреждения, выразившиеся в отказе направления корреспонденции в закрытом виде, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, указав, что через специальный отдел ФКУ ИК-6 направлял заказные закрытые письма: № от ДД.ММ.ГГГГ на имя врио начальника ФКУ ИК-6, № от ДД.ММ.ГГГГ на имя врио начальника ФКУ ИК-6, № от ДД.ММ.ГГГГ на имя врио начальника ФКУ ИК-6, № от ДД.ММ.ГГГГ на имя врио начальника ФКУ ИК-6, № от ДД.ММ.ГГГГ на имя врио начальника ФКУ ИК-6, № от ДД.ММ.ГГГГ на имя врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области. Все письма были направлены адресатам.
Во время вечерней проверки 12.04.2022 он отдал еще одно закрытое письмо на отправку на имя врио начальника ФКУ ИК-6. 14.04.2022 во время обхода камер работником специальной части ФКУ ИК-6 данное письмо ему было возвращено с пометкой «В открытом виде». Устно работник специальной части ФКУ ИК-6 пояснила, что письма, отправляемые на имя врио начальника ФКУ ИК-6, подвергаются цензуре, с чем он (истец) не согласен, поскольку нарушено его право на отправление обращений, заявлений, жалоб и ходатайств, которые он вправе направлять в закрытом виде.
Просит суд признать действия (бездействие) административного ответчика ФКУ ИК-6 в части неотправления его закрытого письма на имя врио начальника ФКУ ИК-6 незаконным; обязать административного ответчика отправить его закрытое письмо в кратчайшие сроки на имя врио начальника ФКУ ИК-6; признать условия содержания в ФКУ ИК-6 в части неотправления его закрытого письма на имя врио начальника ФКУ ИК-6 ненадлежащими; взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в размере 50000 руб., взыскать судебные расходы в размере 300 руб. понесенные на оплату государственной пошлины.
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 22.04.2022 административное исковое заявление оставлено без движения для устранения недостатков в срок до 13.05.2022 включительно. В установленный судом срок недостатки устранены.
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 11.05.2022 административное исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении – ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Хабаровскому краю.
В судебном заседании административный истец ФИО1, участие которого обеспечено посредством системы видеоконференц-связи, на удовлетворении иска настаивал, суду пояснил, что он неоднократно направлял на имя врио начальника закрытую заказную письменную корреспонденцию, которая направлялась адресату в закрытом виде, однако закрытое заказное письмо, которое он передал 12.04.2022 для отправки врио начальника ФКУ ИК-6 в закрытом виде заказной почтовой корреспонденцией, направлять отказались, возвратив письмо с отметкой «В открытом виде». В данном письме содержится жалоба на организацию осуществляющую доставку товаров.
Представитель административных ответчиков – ФКУ ИК-6, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Хабаровскому краю, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил письменные возражения о несогласии с иском по тем основаниям, что ФКУ ИК-6 не является органом, письменные обращения осужденных к которому не должны подвергаться цензуре. Административный истец направлял корреспонденцию на имя врио начальника того же учреждения, в котором он (истец) содержится. Полагает, что администрация ФКУ ИК-6 действовала исключительно в рамках правового поля и своих должностных обязанностей, действия администрации основаны не законе и подзаконных нормативно-правовых актах, нарушения прав и законных интересов осужденного не допущено. Требование о взыскании компенсации за нарушение условий содержания удовлетворению не подлежит, поскольку административным истцом не представлено каких-либо обстоятельств допущенных нарушений, кроме того, заявленная компенсация в размере 50000 руб. является чрезмерной и не отвечает принципам разумности и справедливости. Просил в иске отказать в полном объеме.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков, заинтересованного лица, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Статьей 3 КАС РФ установлено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2).
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Тем самым, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1024-О).
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
По смыслу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд; обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этими действиями законных прав и интересов гражданина или организации.
Судом установлено, что ФИО1 отбывает наказание в виде пожизненного лишения в ФКУ ИК-6 с 20.09.2021 (л.д. 76).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания. Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
В соответствии со статьей 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
Частью 2 указанной статьи установлено, что получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса.
Действующее законодательство гарантирует осужденным возможность направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15 УИК), а также недопустимость цензуры жалоб осужденных, адресованных Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 15 УИК РФ, п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Согласно журналу учета заявлений и жалоб 27/ТО/55-168 ФКУ ИК-6 (начат 12 июля 2021), 13.04.2022 указанная корреспонденция возвращена истца с отметкой «в открытом виде»).
Вместе с тем, из копии конверта (л.д.15) следует, что почтовая корреспонденция, адресованная истцом на имя врио начальника ФКУ ИК-6, зарегистрирована в журнале учета заявлений и жалоб 27/ТО/55-168 ФКУ ИК-6 14.02.2022 за № 27/ТО/55-2707, сведений о возврате указанной корреспонденции истцу материалы дела не содержат и суду не представлены.
Из копии конверта (л.д.16) следует, что почтовая корреспонденция, адресованная истцом на имя врио начальника ФКУ ИК-6, зарегистрирована в журнале учета заявлений и жалоб 27/ТО/55-168 ФКУ ИК-6 15.03.2022 за № 27/ТО/55-4647, сведений о возврате указанной корреспонденции истцу материалы дела не содержат и суду не представлены.
Согласно копии конверта (л.д.18), журналу учета заявлений и жалоб 27/ТО/55-168 ФКУ ИК-6 (л.д.47) почтовая корреспонденция, адресованная истцом на имя врио начальника ФКУ ИК-6, зарегистрирована 21.03.2022 за № 27/ТО/55-5049 и передана адресату.
Согласно сопроводительному письму (л.д.12,13), журналу учета заявлений и жалоб 27/ТО/55-168 ФКУ ИК-6 (л.д.47 оборот) почтовая корреспонденция, адресованная истцом на имя врио начальника ФКУ ИК-6, зарегистрирована 08.04.2022 за № 27/ТО/55-6365, № 27/ТО/55-6330, соответственно, и передана адресату.
Из копии конверта (л.д.17) следует, что почтовая корреспонденция, адресованная истцом на имя врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, зарегистрирована в журнале учета заявлений и жалоб 27/ТО/55-168 ФКУ ИК-6 08.04.2022 за № 27/55/3-6319, сведений о возврате указанной корреспонденции истцу материалы дела не содержат и суду не представлены.
Согласно Уставу ФКУ ИК-6, утвержденному приказом ФСИН России от 30.11.2016 № 998, начальник учреждения осуществляет общее руководство деятельностью учреждения, в рамках своих полномочий, установленных Уставом, осуществляет, в том числе, прием граждан, рассматривает их обращения и принимает по ним решения, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, начальник ФКУ ИК-6, являясь должностным лицом, осуществляющим руководство учреждением, ответственным за деятельность этого учреждения в целом, вправе рассматривать адресованные к нему обращения, в том числе со стороны осужденных.
По смыслу положений ч. 4 ст. 15 УИК РФ, осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, вправе обращаться к руководителю учреждения, где они отбывают наказание, с обращениями в закрытом виде.
При этом, как установлено судом, иные обращения истца, адресованные им начальнику учреждения, регистрировались в журнале учета обращений и направлялись адресату.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что право истца на обращение в закрытом виде к руководителю ИУ, где истец отбывает наказание, нарушено, следовательно, требование истца о признании незаконными действий (бездействия) в части не направления на имя врио начальника ФКУ ИК-6 его почтовой корреспонденции, переданной истцом для направления 12.04.2022 подлежит удовлетворению. Соответственно, подлежит удовлетворению требование истца об устранении допущенного нарушения путем направления в закрытом виде почтовой корреспонденции, направленной истцом 12.04.2022 на имя врио начальника ФКУ ИК-6.
Разрешая требование истца о взыскании денежной компенсации за нарушение условий его содержания, выразившегося в ненаправлении закрытой почтовой корреспонденции на имя врио начальника ФКУ ИК-6, учитывая отсутствие наступления каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным исправительным учреждением нарушением, а также требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в размере 1000 рублей. В остальной части требований истцу надлежит отказать.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ФИО1 компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1000 рублей.
Решение в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку материальные требования истца подлежат удовлетворению, с ФСИН России в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, понесенные административным истцом на оплату государственной пошлины в размере 300,00 руб. (л.д.20).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 182, 227, 227.1, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными, нарушающими права осужденного действия (бездействия) исправительного учреждения, выразившиеся в отказе направления корреспонденции в закрытом виде, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, - удовлетворить частично.
Признать незаконным и нарушающим права осужденного ФИО1 действия администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, выразившиеся отказе направления в закрытом виде корреспонденции, адресованной Врио начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обязанность устранить допущенные нарушения путем направления в закрытом виде почтовой корреспонденции осужденного ФИО1, адресованной начальнику Врио начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, в направлении которого в закрытом виде осужденному отказано.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России (ИНН <***>, ОГРН <***>), за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ФИО1, компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1000,00 (одна тысяча) рублей.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказания (ИНН <***>, ОГРН <***>), за счет казны Российской Федерации, в пользу ФИО1, судебные расходы понесенные административным истцом на оплату государственной пошлины в размере 300, 00 рублей.
Решение в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации
В остальной части иска отказать.
Копию решения в течение трех дней со дня его принятия в окончательной форме направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.П.Караваева