№ 2а-664/2021 УИД № 61RS0018-01-2021-000886-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2021 года п. Тарасовский Ростовской области
Миллеровский районный суд Ростовской области под председательством судьи Арьяновой Т.М., при секретаре судебного заседания Винс И.А., с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката Харченко О.Ю., действующей на основании нотариально заверенной доверенности от 25.02.2020 года, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Управление Росреестра по Ростовской области) – ФИО2, действующего на основании доверенности от 9.12.2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Правительству Ростовской области, министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Управление Росреестра по Ростовской области) об оспаривании их действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском (с учетом уточненных исковых требований) к Правительству Ростовской области, министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Управление Росреестра по Ростовской области) об оспаривании их действий. В обоснование заявленных требований указал, что он по договору купли-продажи от 2.02.2001 года приобрел земельный участок площадью 22000 +/-1297 кв.м., предыдущий кадастровый номер №, (впоследствии КН №). В договоре купли-продажи земельный участок значился как участок сельскохозяйственного назначения с адресом расположения: <адрес> Так как, указанный земельный участок, по своему расположению находился вдоль трассы М-4 Дон и за чертой <адрес>, то приобретался он исключительно в целях последующего строительства на нем газозаправочной станции. С целью дальнейшего использования земельного участка для строительства газозаправочной станции, и в соответствии с действующим в то время законодательством он обратился в орган местного самоуправления – Администрацию Тарасовского района Ростовской области с заявлением об изменении целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения для строительства газозаправочной станции. На основании Постановления Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 27.10.1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и в связи с его ходатайством, было изменено целевое назначение земельного участка площадью 1 га (пастбищ) кадастровый номер № принадлежащего ему на праве частной собственности для строительства газозаправочной станции. После изменения целевого назначения земельного участка, принадлежащего ему, на указанном земельном участке, согласно Постановлению Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, было разрешено строительство площадки автомобильной газозаправочной станции на <адрес> Предварительно 22.10.2001 года был согласован Акт по выбору земельного участка под строительство газозаправочной станции на <адрес>. 14.11.2003 года был составлен Акт приемки законченного строительством объекта – газозаправочной станции пропускной способностью до 100 автомобилей в сутки. <адрес> года Постановлением Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № «Об утверждении акта приемки законченной строительством автомобильной газозаправочной станции пропускной способностью до 100 автомобилей в сутки по ул. <адрес> утвержден акт приемки в эксплуатацию законченной строительством автомобильной газозаправочной станции. ДД.ММ.ГГГГ года Постановлением Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № «О присвоении адреса земельному участку для строительства автомобильной газозаправочной станции пропускной способностью до 100 автомобилей в сутки в р.п. Тарасовский Тарасовского района Ростовской области», на основании Акта выбора и материалов согласования места размещения автомобильной газозаправочной станции, был присвоен адрес: <адрес> земельному участку, расположенному на <адрес> для строительства автомобильной газозаправочной станции пропускной способностью до 100 автомобилей в сутки ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ года Постановлением Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № «О внесении изменений в п.1 Постановления Главы Администрации Тарасовского района № от ДД.ММ.ГГГГ», в связи с уточнением местоположения и границ земельного участка, на основании действующего законодательства РФ, Пункт 1 Постановления Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ был изложен в следующей редакции: «Газозаправочной станции расположенной на <адрес> присвоить адрес: <адрес> Таким образом, он приобрел земельный участок, зарегистрировал на него право собственности, получил разрешение на строительство АГЗС и построил газозаправочную станцию до вступления в силу Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также, до принятия Градостроительного кодекса РФ. Правовой режим указанного земельного участка был изменен нормативным правовым актом - Постановлением Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения». Данное Постановление влечет последствия в виде изменения правового режима использования земель, связанного с их эксплуатацией, гражданским оборотом и охраной, т.е. правила обязательные для неопределенного круга лиц. Однако, после принятия ныне действующего законодательства информация в Росреестр была внесена без учета положений указанного Постановления, в связи с чем, земельный участок с КН №, (впоследствии №) был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения ошибочно. Сам он как собственник не обращался в Росреестр с заявлением о внесении данных о принадлежащем ему участке. Эти данные были внесены в порядке информационного взаимодействия либо при проведении инвентаризационного учета объектов недвижимости. В настоящее время, на основании его заявления земельный участок с кадастровым номером № был разделен на 2 вновь образованных участка с № и с № площадью 6000 кв.м. (дата постановки на учет в ЕГРН 01.08.2019 год, рег. запись: 61:37:0600005:1267-61/043/2019-1), на котором располагается объект недвижимости АГЗС. В целях приведения сведений в ЕГРН о земельном участке с КН № в соответствии с его действительным использованием, его месторасположением и соответствием Градостроительному регламенту, провел ряд мероприятий в соответствии с действующим градостроительным законодательством, направленных на уточнение проекта планировки территории. На основании Постановления Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории земельного участка с кадастровым номером № площадью 0,6 га, расположенного по адресу: <адрес>», вынесенного по итогам публичных слушаний был утвержден проект планировки территории вышеназванного земельного участка. Согласно выписке из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Тарасовское сельское поселение» Тарасовского района Ростовской области, утвержденных решением Собрания депутатов Тарасовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № (в редакции решения Собрания депутатов Тарасовского района от ДД.ММ.ГГГГ года №), земельный участок с кадастровым номером № площадью 0,6 га, месторасположение: <адрес>, располагается вне границ населенного пункта х. Россошь и находится на территории Тарасовского сельского поселения. Согласно карты градостроительного зонирования Тарасовского сельского поселения, участок размещен в территориальной зоне Т-1 «Зона размещения объектов автомобильного транспорта». Зона Т-1 установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации объектов автомобильного транспорта, перехватывающих стоянок, транспортно-пересадочных узлов. Согласно информации за № 98/7390 от 29.12.2020 года, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, не относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, и в «Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается», утвержденных Постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.2017 года № 507 также не входит. Таким образом, расположенная на указанном земельном участке Автогазозаправочная станция с кадастровым номером №, не является объектом, эксплуатация которого могла бы привести к использованию земли не в соответствии с ее назначением. Им было направлено ходатайство в Правительство Ростовской области, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», об отнесении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 6000 +/- 678 кв. м, с кадастровым номером №, из категории земель сельскохозяйственного назначения к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей – «размещение объекта придорожного сервиса», код. 4.9.1. Ходатайство о переводе земли из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности не может быть подано и тем более удовлетворено, так как на спорном земельном участке имеется объект недвижимости (АГЗС), наличие которого исключает возможность перевода земли в соответствии с нормами вышеназванного федерального закона. Однако же на поданное ходатайство об отнесении земельного участка к категории «земли промышленности» был получен ответ, в котором указано: что акты об изменении категории земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим на момент их издания, являются основанием для изменения сведений о категории таких участков в ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, минимущество, действующее от имени Правительства Ростовской области указало, на ошибку Росреестра при формировании базы сведений об объектах недвижимости, после вступления в действие закона «О государственной регистрации недвижимости» и предшествующего ему федеральному закону от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». После получения указанного ответа, он обратился в Росреестр с заявлением «О внесении изменений в сведения о категории земельного участка с № в ЕГРН, в порядке ст. 13 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Рассмотрев данное заявление Росреестр 9.03.2021 года отказал во внесении в ЕГРН сведений об изменении категории земель, сославшись на то, что акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, являющиеся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, изданы вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица. В отказе указано, что представленное им Постановление Главы Администрации Тарасовского района от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения» не может являться правоустанавливающим или право подтверждающим документом, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения был предоставлен для строительства газозаправочной станции. Также указано, что в предоставленном постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ года указано об изменении целевого назначения земельного участка, сведений об изменении категории земель отсутствует. Кроме этого Росреестр ссылается на Указ Президента РФ № 2287 от 24.12.1993 года, в соответствии с которым установлены полномочия Совета народных депутатов, предусмотренные ст.ст. 14, 28, 29, 33-35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, где функции осуществляются соответствующими местными администрациями. Согласно этих статей у администрации Тарасовского района не было полномочий выносить данное Постановление. Дополнительно Росреестр сообщает, что отнесение земельных участков к одной их установленных Земельным кодексом РФ категорий осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Таким образом, Правительство Ростовской области не выполнило свои полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», по отнесению земельного участка к иной категории, а отослало заявителя в Росрестр, а Росреестр в свою очередь отослал заявителя в Правительство Ростовской области. Считает, что принятыми отказами в виде информационного письма Правительства Ростовской области за № 19.6.2/581 от 12.02.2021 года и Уведомления Росреестра от 9.03.2021 года № КУВД-001/2021-6957603/1 нарушены его права, созданы препятствия к оформлению документов о категории земельного участка в соответствии с действующим законодательством, а также к использованию в соответствии с назначением принадлежащего ему имущества. По мнению административного истца указанные отказы являются незаконными ввиду следующего. Так, Росреестр ссылается на отсутствие полномочий Главы Администрации Тарасовского района при издании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения», в связи с тем что Указом Президента РФ №2287 от 24.12.1993 года были признаны недействующими ст.2-23 Земельного кодекса РСФСР. Однако же, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6.07.2000 года № 133-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2287 «О приведении Земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»: «2. Принимая Указ от 24.12.1993 года «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», Президент Российской Федерации в связи с принятием всенародным голосованием Конституции Российской Федерации преследовал цель обеспечения конституционных прав граждан на землю. Конституционно-правовое регулирование прав граждан на землю - это прежде всего такие базовые положения, как относящиеся к основам конституционного строя принципы свободы экономической деятельности и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 8, часть 1, Конституции Российской Федерации). Земля рассматривается Конституцией Российской Федерации как объект права частной собственности (статьи 35 и 36) и как товар (статья 8, часть 1; статья 74, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2, Конституции Российской Федерации). До 1993 года регулирование земельных отношений осуществлялось нормами земельного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства. Указ Президента Российской Федерации «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» в целях обеспечения прав граждан на землю определяет основы разграничения земельного и гражданского законодательства в регулировании земельных отношений. Именно поэтому данный Указ был вынесен на рассмотрение Федерального Собрания, которое фактически согласилось с предложенным Президентом Российской Федерации вариантом разграничения земельного и гражданского законодательства в сфере регулирования земельных правоотношений, закрепив его в соответствии со статьей 71 (пункт «о») Конституции Российской Федерации в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также иных федеральных законах. 3. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации (статья 80, часть 2, Конституции Российской Федерации). Это означает, что он, в частности, обязан обеспечивать соблюдение конституционных основ владения, пользования и распоряжения землей в Российской Федерации, в том числе в случаях, когда нормы, действовавшие в указанной области до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, противоречат указанным конституционным положениям. Причем в соответствии с требованием пункта 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации для Президента Российской Федерации как гаранта Конституции Российской Федерации не исключается возможность принятия нормативных решений в области земельных правоотношений о применении либо неприменении законов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации. Именно это требование Конституции Российской Федерации и было реализовано данным Указом Президента Российской Федерации». Таким образом, Указ Президента РФ № 2287 от 24.12.1993 года не свидетельствует о том, что у Администрации Тарасовского района Ростовской области, как органа местного самоуправления, действующего в соответствии со ст.ст. 12, 72 Конституции РФ от 12.12.1993 года, Законом Ростовской области от 15.01.1996 года № 9-ЗС (в ред. Областного закона от 10.05.2000 года № 79-ЗС) «О местном самоуправлении в Ростовской области» не было полномочий в сфере регулирования земельных отношений. Так Гражданский кодекс РФ (часть первая) принятый 30.11.1994 года, в части 3 статьи 129 ГК РФ, впервые закрепил, что Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Также на момент вынесения Постановления Главы Администрации Тарасовского района № от ДД.ММ.ГГГГ года действовал Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 года, в ч. 4 статьи 2 которого указано: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права». Кроме этого, с принятием Гражданского кодекса РФ и закреплением частной собственности на землю, нигде (ни в каком законе или нормативном акте) не была прописана процедура перевода земель из одной категории в другую (вплоть до принятия ФЗ № 172 от 21.12.2004 года), а потому в этой части полномочия по изменению цели и категории использования земель в период вынесения Постановления Главы № от ДД.ММ.ГГГГ были именно у органов местного самоуправления. Помимо этого, имеется вступившее в силу решение Миллеровского районного суда от 28.09.2018 года по делу № 2а-1464/2018, в котором уже дана оценка Постановлению Главы Администрации Тарасовского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения», о том, что оно вынесено уполномоченным органом в пределах своей компетенции, согласно действующему в то время законодательству. Данное решение было направлено в Росреестр вместе со всем пакетом документов. Тем не менее, Росреестр, не внес сведения в ЕГРН. Правительство Ростовской области и министерство имущественных отношений Ростовской области, как специальный орган, уполномоченный на управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности РФ ссылается на то, что Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об изменении целевого назначения земель с/х назначения» не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок с/х назначения был предоставлен для строительства газозаправочной станции. Учитывая это, основания для отнесения земельного участка с № к категории земель «земли промышленности и иного специального назначения» отсутствуют. При этом Правительство разъясняет порядок внесения сведений в ЕГРН в соответствии с ФЗ № 218 от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости». Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами. Им к ходатайству об отнесении земельного участка из одной категории к другой был приложен полный пакет документов, исчерпывающий перечень которых приведен в части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ. Отказ Правительства РО в отнесении земельного участка, изложенный в информационном письме за № 19.6.2/581 от 12.02.2021 года, не содержит указаний ни на один из пунктов, предусмотренный ст. 4 ФЗ № 172, а потому является незаконным, направленным на воспрепятствование заявителю в пользовании земельным участком в соответствие с его назначением и фактическим использованием и расположением. Кроме этого, в качестве основания для отнесения Правительство РО рассмотрело лишь Постановление Главы Тарасовского района № от ДД.ММ.ГГГГ, а остальные доводы, в т.ч. расположение ЗУ вне границ населенного пункта, в зоне Т-1 «Зона размещения объектов автомобильного транспорта», соответствие расположения градостроительному регламенту и ПЗЗ муниципального образования «Тарасовский район» полностью оставило без внимания. Таким образом, он пользуется правом на оспаривание отказа Правительства РО в отнесении земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей – «размещения объекта придорожного сервиса», код 4.9.1, а также на оспаривание решения Росреестра о внесении в ЕГРН сведений о категории земельного участка в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, в судебном порядке по правилам, предусмотренным Главой 22 КАС РФ, так как данные отказы не соответствует нормам действующего законодательства и нарушают права собственника и воспрепятствуют использованию земельного участка по его фактическому назначению. Просит признать бездействие министерства имущественных отношений Ростовской области, выразившееся в не принятии мер к полному рассмотрению всех обстоятельств, изложенных в его ходатайстве об отнесении земельного участка из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, от 12.01.2021 года, в не направлении обращения о планируемом отнесении земельного участка (либо отказе в отнесении земельного участка) на имя Губернатора Ростовской области не соответствующим нормам статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и Порядку рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 527, и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. Признать отказ минимущества Ростовской области изложенный в информационном письме за № 19.6.2/581 от 12.02.2021 года в отнесении земельного участка с кадастровым номером № месторасположение: <адрес> к категории земель «земли промышленности и иного специального назначения» не соответствующим положениям ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. Обязать минимущество Ростовской области рассмотреть ходатайство ФИО1 от 12.01.2021 года об отнесении земельного участка из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения в полном объеме, и направить обращение о планируемом отнесении земельного участка (либо отказе в отнесении земельного участка) на имя Губернатора Ростовской области, после получения поручения Губернатора Ростовской области подготовить и внести на рассмотрение Правительства Ростовской области проект Распоряжения по результатам рассмотрения Ходатайства об отнесении земельного участка кадастровым номером № месторасположение: <адрес> к категории земель «земли промышленности и иного специального назначения». Обязать Правительство Ростовской области принять Распоряжение по результатам рассмотрения минимуществом Ростовской области Ходатайства об отнесении земельного участка с кадастровым номером № месторасположение: <адрес> из состава земель сельскохозяйственного назначения к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в месячный срок с момента вступления решения в законную силу. Признать отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра по Ростовской области) изложенный в уведомлении от 9.03.2021 года № КУВД – 001/2021-6957603/1 во внесении сведений в ЕГРН о категории земельного участка в порядке ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не соответствующим положениям указанного закона, и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра по Ростовской области) внести в ЕГРН сведения об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым номером № месторасположение: <адрес> о категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
Административным ответчиком – Правительством Ростовской области поданы возражения на административное исковое заявление ФИО1, в которых просят отказать ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к Правительству Ростовской области в полном объеме, так как Правительство Ростовской области решение о возврате ходатайства ФИО1 не принимало, поскольку полномочиями по рассмотрению ходатайств об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории в случаях, когда осуществление полномочий по отнесению таких земель или земельных участков в соответствии с федеральным законодательством отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделено министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области. Кроме того, минимущество РО разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Ростовской области проекты правовых актов Правительства Ростовской области об отнесении земель или земельных участков в определенным категориям земель на территории Ростовской области. Правительством Ростовской области вопрос о возможности (невозможности) отнесения спорного земельного участка к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» не рассматривался. Распоряжение Правительства Ростовской области об отказе в отнесении земельного участка к указанной категории не принималось. При этом суд не может подменить своим решением государственные органы. В силу действующих положений Конституции Российской Федерации, суд не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия органа исполнительной власти.
Представителем минимущества Ростовской области также были поданы возражения на административное исковое заявление ФИО1, в котором считают, что в удовлетворении требований к Правительству Ростовской области необходимо отказать, а требования к Управлению Росреестра по Ростовской области могут быть удовлетворены при условии, если заявителем будет доказано в процессе судебного разбирательства, что категория спорного земельного участка была изменена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом не отрицается, что ФИО1 на имя Губернатора Ростовской области было подано ходатайство от 13.01.2021 года об отнесении к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 3.02.2021 года № КУВИ-002/2021-7004608, полученной минимуществом Ростовской области в рамках межведомственного взаимодействия, категория рассматриваемого земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства. Согласно заключениям министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 28.01.2021 года № 26/617, администрации Тарасовского района от 19.01.2021 года № 98/251 на испрашиваемом земельном участке расположена существующая автомобильная газозаправочная станция. В пакете документов в качестве документов, обосновывающих отнесение земельных участков к категории «земли промышленности и иного специального назначения», приложено постановление главы Администрации Тарасовского района от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения». Однако, постановление № не является правоустанавливающим или правоудостверяющим документом, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения был предоставлен для строительства газозаправочной станции. Таким образом, отнесение земельного участка с кадастровым номером № к категории земель «земли промышленности и иного специального назначения» не представлялось возможным. Вместе с тем, акты об изменении категории земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим на момент их издания, являются основанием для изменения сведений о категории таких участков в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
От представителя административного ответчика Управления Росреестра по Ростовской области также был поступил отзыв на административный иск ФИО1, в котором заявленные требования считают незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав носят заявительный характер и осуществляются органом регистрации прав в порядке, установленном Законом о регистрации. 26.02.2021 года ФИО1 обратился в Управление с заявлением о внесении в ЕГРН сведений, содержащихся в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером № 9.03.2021 года государственным регистратором принято решение об отказе во внесении в ЕРГН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В уведомлении об отказе во внесении в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 9.03.2021 года указаны причины отказа. ФИО1 представлено заявление о внесении в ЕГРН сведений, а именно: содержащиеся в решении (акте) об отнесении к определенной категории земель (о переводе земельного участка из одной категории земель в другую). Данное заявление по форме и (или) содержанию документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Заявление содержит просьбу о переводе категории земель, при этом не указана категория земель, которую необходимо изменить, и на какую категорию изменить необходимо. В качестве документа, подтверждающего отнесение земельного участка с кадастровым номером № к определенной категории, представлено постановление главы Администрации Тарасовского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения». Между тем, данное постановление не может являться правоустанавливающим либо правоподтверждающим документом, в соответствии с которым вышеуказанный земельный участок сельскохозяйственного назначения был предоставлен для строительства газозаправочной станции. В представленном постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ указано об изменении целевого назначения земельного участка, сведения об изменении категории земель отсутствуют. При этом на момент издания данного акта действовал Земельный кодекс РСФСР, в котором уже были определены понятия категорий земель. В соответствии с Указом Президента РФ № 2287 от 24.12.1993 года установлены полномочия Совета народных депутатов, предусмотренные статьями ст.ст. 14, 28, 29, 33-35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР Земельного кодекса РСФСР, которые осуществляются соответствующими местными администрациями. В соответствии с требованиями данных норм права у администрации Тарасовского района Ростовской области отсутствовали полномочия издавать вышеуказанные постановления. Кроме того, в представленной в Управление выписке из ЕГРН от 1.08.2019 года указана категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, и вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного назначения. При этом в письме минимущества Ростовской области от 12.02.2021 года № 19.6.2/581 указано следующее: согласно заключениям министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 28.01.2021 года № 26/617, администрации Тарасовского района от 19.01.2021 года № 98/251 на испрашиваемом земельном участке расположена существующая автомобильная газозаправочная станция. Постановление главы Администрации Тарасовского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения» не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения был предоставлен для строительства газозаправочной станции. С учетом изложенного основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером № к категории земель «земли промышленности и иного специального назначения» на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № № отсутствуют. Со стороны Управления отсутствует нарушение права административного истца. Исполнение государственным органом обязательных требований Закона о регистрации не может характеризовать действия Управления как незаконные. Не допускается возложение обязанности на орган регистрации прав, произвести соответствующие действия, поскольку государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в соответствии с нормами Закона о регистрации осуществляется в установленном данным законом порядке.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, в представленном суду заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя – адвоката Харченко О.Ю.. Административный иск поддержал в полном объеме.
Представители административных ответчиков: Правительства Ростовской области и минимущества Ростовской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени рассмотрения дела. Представитель Правительства Ростовской области уважительных причин своей неявки в суд не представил, об отложении слушания дела не просил. Представитель минимущества представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ.
Представитель административного истца ФИО1 – адвокат Харченко О.Ю. настаивала на удовлетворении уточненных административных исковых требований, по указанным в иске и ходатайстве об уточнении основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ростовской области ФИО2 просил суд оказать в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Росреестра по указанным в отзыве основаниями.
Исследовав материалы дела, оценив и проверив представленные сторонами доказательства по правилам 84 КАС РФ, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 обратился с ходатайством от 11.01.2021 года в Правительство Ростовской области об отнесении земельного участка из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером № а именно из категории земель сельскохозяйственного назначения к категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
безопасности и земли иного специального назначения».
По результатам рассмотрения вышеуказанного ходатайства министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - Минимущество Ростовской области) представителю административного истца направлено письмо о том, что на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 3.02.2021 года № КУВИ-002/2021-7004608, полученной минимуществом Ростовской области в рамках межведомственного взаимодействия, категория рассматриваемого земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства. Согласно заключениям министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 28.01.2021 года № 26/617, администрации Тарасовского района от 19.01.2021 года № 98/251 на испрашиваемом земельном участке расположена существующая автомобильная газозаправочная станция. В обоснование отнесения земельного участка к категории «земли промышленности и иного специального назначения» приложено постановление главы Администрации Тарасовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения». Вместе с тем, постановление № не является правоустанавливающим или правоудостверяющим документом, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения был предоставлен для строительства газозаправочной станции. Учитывая изложенное, основания отнесения земельного участка с кадастровым номером № к категории земель «земли промышленности и иного специального назначения» на основании представленного Постановления № отсутствуют. Вместе с тем, акты об изменении категории земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим на момент их издания, являются основанием для изменения сведений о категории таких участков в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
ФИО1 по договору купли-продажи от 2.02.2001 года приобрел земельный участок площадью 22000 +/-1297 кв.м., предыдущий кадастровый номер №, (впоследствии КН №). В договоре купли-продажи земельный участок значился как участок сельскохозяйственного назначения с адресом расположения: <адрес>
С целью дальнейшего использования земельного участка для строительства газозаправочной станции ФИО1 обратился в орган местного самоуправления – Администрацию Тарасовского района Ростовской области с заявлением об изменении целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения для строительства газозаправочной станции.
На основании Постановления Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 27.10.1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и в связи с ходатайством ФИО1, было изменено целевое назначение земельного участка площадью 1 га (пастбищ) кадастровый номер № принадлежащие ФИО1 на праве частной собственности для строительства газозаправочной станции.
После изменения целевого назначения земельного участка, принадлежащего ФИО1, на указанном земельном участке, согласно Постановлению Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, было разрешено строительство площадки автомобильной газозаправочной станции на <адрес>». 22.10.2001 года был согласован Акт по выбору земельного участка под строительство газозаправочной станции на <адрес>
14.11.2003 года был составлен Акт приемки законченного строительством объекта – газозаправочной станции пропускной способностью до 100 автомобилей в сутки.
ДД.ММ.ГГГГ года Постановлением Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № «Об утверждении акта приемки законченной строительством автомобильной газозаправочной станции пропускной способностью до 100 автомобилей в сутки по <адрес> утвержден акт приемки в эксплуатацию законченной строительством автомобильной газозаправочной станции.
ДД.ММ.ГГГГ года Постановлением Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № «О присвоении адреса земельному участку для строительства автомобильной газозаправочной станции пропускной способностью до 100 автомобилей в сутки в р.п. Тарасовский Тарасовского района Ростовской области», на основании Акта выбора и материалов согласования места размещения автомобильной газозаправочной станции, был присвоен адрес: ул. Островского № 188 в р.п. Тарасовский Тарасовского района Ростовской области земельному участку расположенному на 880 км + 420 м автомагистрали «Дон» для строительства автомобильной газозаправочной станции пропускной способностью до 100 автомобилей в сутки ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ года Постановлением Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № «О внесении изменений в п. 1 Постановления Главы Администрации Тарасовского района № от ДД.ММ.ГГГГ», в связи с уточнением местоположения и границ земельного участка, на основании действующего законодательства РФ, Пункт 1 Постановления Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ был изложен в следующей редакции: «Газозаправочной станции расположенной на <адрес> присвоить адрес: <адрес>
В настоящее время, на основании заявления ФИО1 земельный участок с кадастровым номером № был разделен на 2 вновь образованных участка с КН № и с КН № площадью 6000 кв.м. (дата постановки на учет в ЕГРН 01.08.2019 год, рег. Запись: 61:37:0600005:1267-61/043/2019-1), на котором располагается объект недвижимости АГЗС.
Пунктом 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в
отношении земель, сельскохозяйственного назначения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Ростовской области является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти Ростовской области (часть 1 статьи 1 Областного закона от 1.08.2011 г. № 635- ЗС «О Правительстве Ростовской области»). Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области является специальным органом, уполномоченным на подготовку совместно с заинтересованными органами исполнительной власти. Органами местного самоуправления документы о переводе из одной категории в другую находящихся в государственной собственности Ростовской области земель или земельных участков в составе таких земель, находящихся в государственной собственности земель, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной или частной собственности земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель; разрабатывает и вносит на согласование проекты правовых актов Правительства Ростовской области о переводе указанных земель или земельных участков из одной категории в другую на территории области. (пункт 2.1.38 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 г. № 521).
В силу части 6 и части 10.1 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 г. № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» к компетенции Правительства Ростовской области относится в том числе: отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, и установление содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Правительство Ростовской области постановлением от 25.06.2012 г. № 527 «Об уполномоченном органе и утверждении порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» уполномочило министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области осуществлять рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, в частности сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также утвердило Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую (далее - Порядок).
Таким образом, действующим законодательством именно на министерство
имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области возложена обязанность осуществить перевод земельного участка из одной категории в другую.
Частью 1 статьи 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон № 172-ФЗ) закреплено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В части 2 статьи 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрены требования к такому ходатайству.
Согласно статьи 3 Закона № 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, а также согласно пункту 9 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ в исключительных случаях, связанных с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Порядок рассмотрения ходатайств определен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 527 «Об уполномоченном органе и утверждении Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Постановление № 527).
Из материалов дела следует, что административный истец в лице своего представителя обращался с соответствующим ходатайством на имя Губернатора Ростовской области об отнесении спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли обороны специального назначения (земли промышленности), полный пакет документов был представлен. Между тем, заявителю в информационном письме было отказано в удовлетворении его ходатайства.
При этом, анализ изложенного документа позволяет сделать вывод о том, что ходатайство отвечает требованиям, которым должно соответствовать ходатайство о переводе земель, установленным в статье 2 Закона № 172-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что газозаправочная станция, расположенная на <адрес> существует с 2003 года, ей присвоен адрес: <адрес>
Таким образом, фактически земельный участок используется для газозаправочной станции без изменения категории земельного участка.
Согласно статье 4 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории землеустроительной документации.
Согласно раздела 3 Порядка рассмотрения ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 527 «Об уполномоченном органе и утверждении Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», установлен следующий порядок: 3.3. министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области и администрация муниципального района, на территории которого планируется перевод земель или земельного участка из одной категории в другую, не позднее 14 календарных дней со дня получения ходатайства по системе «Дело» и не позднее 16 календарных дней со дня поступления ходатайства в Правительство Ростовской области направляют в минимущество Ростовской области мотивированные заключения о возможности (невозможности) перевода земель или земельного участка для испрашиваемых целей, об отсутствии (наличии) оснований для отказа в рассмотрении ходатайства либо оснований для отказа в переводе земель или земельного участка из одной категории в другую, а также об отсутствии (наличии) иных вариантов размещения объекта строительства в случае, указанном в пункте 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ. Руководители указанных органов несут персональную ответственность за своевременное представление в минимущество Ростовской области мотивированных заключений.
Администрация муниципального района, на территории которого планируется перевод земель или земельного участка из одной категории в другую, не позднее 7 календарных дней со дня получения ходатайства по системе «Дело» направляет в министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области информацию о наличии либо об отсутствии утвержденного проекта планировки территории в границах установленной генеральным планом муниципального образования функциональной зоны, в составе которой планируется перевод земель или земельного участка из одной категории в другую.
Согласно п. 3.4. вышеуказанного Порядка основания для отказа в рассмотрении ходатайства либо отказа в переводе земель или земельного участка из одной категории в другую установлены Федеральным законом от 21.12.2004 года № 172-ФЗ. При наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, ходатайство подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 календарных дней со дня его поступления в минимущество Ростовской области с указанием причин, послуживших основанием для отказа в рассмотрении ходатайства.
В соответствии с п. 3.5 по результатам рассмотрения ходатайства и приложенных к нему документов, а также заключений органов, указанных в пункте 3.3 раздела 3 настоящего Порядка, минимущество Ростовской области направляет обращение Губернатору Ростовской области о планируемом переводе земель или земельного участка из одной категории в другую для получения письменного поручения на подготовку проекта распоряжения Правительства Ростовской области о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельного участка из одной категории в другую.
К обращению в адрес Губернатора Ростовской области о планируемом переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию прилагаются копии документов, указанных в пункте 2.2 раздела 2, и заключений органов, указанных в пункте 3.3 раздела 3 настоящего Порядка.
К обращению в адрес Губернатора Ростовской области о планируемом переводе земельного участка из одной категории в другую в зависимости от цели дальнейшего использования земельного участка прилагаются копии заключений органов, указанных в пункте 3.3 раздела 3 настоящего Порядка, и документов, указанных в части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, с учетом выполнения требований статей 7, 9, 10, 13 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ для земель сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, запаса.
Поручение Губернатора Ростовской области на подготовку проекта распоряжения Правительства Ростовской области о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельного участка получается в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Ростовской области.
3.6. После получения письменного поручения Губернатора Ростовской области на подготовку проекта распоряжения Правительства Ростовской области минимущество Ростовской области разрабатывает и согласовывает проект распоряжения Правительства Ростовской области о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельного участка из одной категории в другую в порядке, установленном Регламентом Правительства Ростовской области.
3.7. Распоряжение Правительства Ростовской области о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельного участка из одной категории в другую принимается в 2-месячный срок со дня поступления ходатайства в Правительство Ростовской области.
3.8. Уведомление о принятии распоряжения Правительства Ростовской области о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую в письменном виде вместе с копией распоряжения Правительства Ростовской области о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую минимуществом Ростовской области направляется:
заинтересованному лицу – в течение 14 дней со дня принятия распоряжения;
в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, – в течение 5 рабочих дней со дня принятия распоряжения.
3.9. Уведомление об отказе в переводе земель или земельного участка из одной категории в другую в письменном виде вместе с копией распоряжения Правительства Ростовской области об отказе в переводе земель или земельного участка из одной категории в другую минимуществом Ростовской области направляется заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня принятия распоряжения.
Между тем, оспариваемое информационное письмо министерства не содержит предусмотренных ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ оснований отказа и не соответствует требованиям Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 527 в связи, с чем принятое решение является незаконным.
Исходя из приведенных выше правовых норм следует, что полномочиями по рассмотрению ходатайств о переводе земель из одной категории в другую наделено минимущество Ростовской области, при таких обстоятельства требования административного истца к Правительству Ростовской области удовлетворению не подлежат.
26.02.2021 года ФИО1 обратился в Управление с заявлением о внесении в ЕГРН сведений, содержащихся в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером №. 9.03.2021 года государственным регистратором принято решение об отказе во внесении в ЕРГН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктами 3, 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, включающий описание местоположения границ объекта недвижимости и площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 названного закона).
В силу пп. 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что оспаривание решения государственного органа является одним из способов защиты права, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Поскольку Управление Росреестра реализует административные и иные публичные полномочия по исполнению и применению законов в сфере кадастрового учета, где отношения не основаны на равенстве сторон, требования об оспаривании решения названного органа об изменении сведений кадастрового учета в отношении принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
Между тем, в удовлетворении требований административного истца к Управлению Росреестра следует отказать по следующим основаниям.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав носят заявительный характер и осуществляются органом регистрации прав в порядке, установленном Законом о регистрации. В уведомлении об отказе во внесении в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 9.03.2021 года указаны причины отказа. ФИО1 представлено заявление о внесении в ЕГРН сведений, а именно: содержащиеся в решении (акте) об отнесении к определенной категории земель (о переводе земельного участка из одной категории земель в другую). Данное заявление по содержанию документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Заявление содержит просьбу о переводе категории земель, при этом не указана категория земель, которую необходимо изменить, и на какую категорию изменить необходимо.
При таких обстоятельствах, суд пришел к мнению о частичном удовлетворении административного иска ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Правительству Ростовской области, министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Управление Росреестра по Ростовской области) об оспаривании их действий, удовлетворить частично.
Признать бездействие министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, выразившееся в не принятии мер к полному рассмотрению всех обстоятельств, изложенных в ходатайстве административного истца ФИО1 об отнесении земельного участка из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, от 11.01.2021 года незаконным.
Признать отказ министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, изложенный в информационном письме за № 19.6.2/581 от 12.02.2021 года в отнесении земельного участка с кадастровым номером № месторасположение: <адрес> к категории земель «земли промышленности и иного специального назначения» незаконным.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области рассмотреть ходатайство ФИО1 от 11.01.2021 года об отнесении земельного участка из одной категории в другую в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 527 «Об уполномоченном органе и утверждении Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В удовлетворении остальных административных исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.М. Арьянова
Решение в окончательной форме изготовлено 31.05.2021 года.