ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-670/19 от 26.06.2019 Шушенского районного суда (Красноярский край)

Дело №2а-670/2019

УИД: 24RS0059-01-2019-000734-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Шушенское 26 июня 2019 года

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шефер Д.Я.,

при секретаре Толстовой Т.Е.,

с участием административного истца главы Сизинского сельсовета Шушенского района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы Сизинского сельсовета Шушенского района ФИО1 к Сизинскому сельскому Совету депутатов о признании незаконным решения и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Глава Сизинского сельсовета Шушенского района ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Сизинскому сельскому Совету депутатов, в котором просит признать незаконным решение Сизинского сельского Совета депутатов №195 от 22.03.2019 «О выражении недоверия и об инициировании добровольной отставки главы Сизинского сельсовета» и обязать отменить его, ссылаясь на незаконность указанного решения, потому что оно принято с превышением предоставленной административному ответчику компетенции.

В судебном заседании глава Сизинского сельсовета Шушенского района ФИО1 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Председатель Сизинского сельского Совета депутатов в судебное заседание не явился, в отзыве просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на законность принятого решения.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителя Сизинского сельского Совета депутатов.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).

Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

В соответствии с этим в целях реализации прав лиц, участвующих в деле, а также возможности исполнения ими своих процессуальных обязанностей, закрепленных в статье 45 КАС РФ, суд в силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние не только были извещены о месте и времени судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ, но и применительно к части 9, части 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами и устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела согласно нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Судом установлено, что 22.03.2019 Сизинский сельский Совет депутатов вынес решение №195 от 22.03.2019 «О выражении недоверия и об инициировании добровольной отставки главы Сизинского сельсовета», в котором решил выразить недоверие главе Сизинского сельсовета ФИО1, рекомендовать подать заявление в Сизинский сельский Совет депутатов письменное заявление о добровольном сложении своих полномочий (отставке).

Между тем такими полномочиями административный ответчик законом не наделен.

В статье 22 Устава Сизинского сельсовета определены полномочия Совета депутатов, в части 1.1.1 статьи 22 Устава, к исключительной компетенции Совета депутатов отнесено принятие решения об удалении главы муниципального округа в отставку.

В статье 14 Устава определены основания прекращения полномочий главы муниципального округа.

Оспариваемым решением Совета депутатов выражено недоверие главе Сизинского сельсовета.

Однако ни Уставом Сизинского сельсовета, ни Регламентом, равно как и Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не предусмотрено принятие представительным органом местного самоуправления решений о выражении недоверия главе муниципального образования, отсутствуют иные нормативно-правовые акты, устанавливающие критерии эффективности деятельности главы местного самоуправления, оценка которых относилась бы к компетенции административного ответчика.

Следовательно, давая произвольную оценку деятельности главы муниципального образования, административный ответчик вышел за пределы своих полномочий.

Оспариваемое решение нарушают права административного истца, являющегося главой сельсовета, поскольку препятствуют ей исполнять свои полномочия.

Возражения на административный иск не содержат указаний на сведения о фактах, свидетельствующих о наличии правовых оснований для выражения недоверия главе Сизинского сельсовета ФИО1

При указанных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Сизинского сельского Совета депутатов №195 от 22.03.2019 «О выражении недоверия и об инициировании добровольной отставки главы Сизинского сельсовета».

Обязать Сизинский сельский Совет депутатов отменить решение №195 от 22.03.2019 «О выражении недоверия и об инициировании добровольной отставки главы Сизинского сельсовета».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд.

Председательствующий Д.Я. Шефер

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 июля 2019 года.