<данные изъяты>
Дело № 2а-6760/2023
74RS0002-01-2023-005194-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года город Челябинск
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Бухариновой К.С.,
при секретаре Литовских П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Березка» к Главному управлению лесами Челябинской области о признании незаконными решения и приказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Березка» (далее по тексту – ООО «Березка») обратилось с административным иском к Главному управлению лесами Челябинской области о признании незаконными решения, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в части включения таксационных данных лесного участка площадью 7474 га в Иткульском участковом лесничестве (кварталы №, 65-94, 97) для ООО «Березка» по договору №. В обоснование заявленных требований указало, что ООО «Березка» являлось арендатором данного лесного участка согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№. В 2015-2016 году на арендованном лесном участке были проведены таксационные работы специалистами ФГБУ «Рослесинфорг». Заказчиком таксационных работ по договору с ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ являлось ООО «Березка», которое и является собственником указанной информации. Таксационная информация, содержащаяся в протоколе лесоустроительного совещания, обществом Главному управлению лесами Челябинской области не предоставлялась. Указанной информацией, кроме общества обладали работники ФГБУ «Рослесинфорг», «Поволжский лесопроект». Обращает внимание на то, что в протоколе лесоустроительного совещания от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на совещании присутствует генеральный директор ООО «Березка» - ФИО2 Однако, на данном совещании ни ФИО2, ни иные представители общества не присутствовали. Считает, что данное обстоятельство свидетельствует о грубом нарушении пунктов 5, 59, 68 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхода от ДД.ММ.ГГГГ№. Главное управление лесами Челябинской области таксацию лесных насаждений на указанном лесном участке не проводило. Полагает, что Главное управление лесами Челябинской области незаконно включило таксационные данные лесного участка площадью - 7474 га в Иткульском участковом лесничестве, чем нарушено право общества на исключительное использование таксационных данных указанного лесного участка. Также ООО «Березка» просило о восстановлении срока обжалования приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, так как отказ об исключении таксационных данных был получен ДД.ММ.ГГГГ.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент лесного хозяйства по УрФО, исполняющий обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области - ФИО3, Федеральное агентство лесного хозяйства <адрес>.
Законный представитель административного истца ООО «Березка» - ФИО2, а также представитель общества ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании подержали доводы административного иска.
Представитель административного ответчика Главного управления лесами Челябинской области - ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Рослесинфорг», Департамент лесного хозяйства по УрФО, Федеральное агентство лесного хозяйства <адрес>, заинтересованное лицо исполняющий обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области - ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, лесной участок, площадью 7474 га, на территории Иткульского лесничества является собственностью Российской Федерации. Агентством лесного хозяйства Челябинской области на основании протокола заседания областной конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ на право аренды участка лесного фонда для заготовки древесины с ООО «Березка» был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении участков лесного фонда для заготовки древесины по рубкам главного пользования.
В целях приведения договора аренды в соответствие с Лесным кодексом РФ на основании Распоряжения начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации», между Главным Управлением лесами Челябинской области и ООО «Березка» был заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории <адрес>, Иткульского участкового лесничества (кварталы №, 65-94, 97), площадью 7474 га, в целях осуществления заготовки древесины. Срок действия договора аренды лесного участка был до ДД.ММ.ГГГГ.
В 2015-2016 году на арендованном лесном участке были проведены таксационные работы специалистами ФГБУ «Рослесинфорг». Заказчиком таксационных работ по договору с ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ являлось ООО «Березка».
Договорные отношения по спорному лесному участку прекратились в октябре 2016 года, после того, как с ООО «Березка» не был перезаключен договор аренды вышеуказанного лесного участка.
Главное управлением лесами Челябинской области было рассмотрело обращение ООО «Березка» от 20 апреля 2023 года № 01/04 об отказе от использования данных таксации лесного участка площадью 7474 га в Иткульском лесничестве (кварталы № 51, 65-94, 97) и отмене приказа Главного управления лесами Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов таксации». ООО «Березка» ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ на обращение №, в котором дано разъяснение с учетом ранее установленных судебными органами разных инстанций фактов (л.д. 38).
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (действующем в 2015-2016 годах) таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могли обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
На основании пункта 72 материалы таксации лесов вводятся в действие приказом уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра» (нормативный документ, действовавший на момент проведения таксации) для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, ведется государственный лесной реестр.
Пунктом 11 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что документированная информация вносится в реестр в месячный срок с даты ее представления на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых, установлены статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» лесоустроительная документация, в состав которой входит таксация, включена в перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами Приказом Главного управления лесами Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены материалы таксации лесных насаждений и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, выполненные ФГБУ «Рослесинфорг» по Уфалейскому лесничеству, и внесены изменения в данные Государственного лесного реестра на ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № A76-53209/2019 установлено, что ООО «Березка» самостоятельно принято решение о проведении таксационных работ.
В соответствии с пунктом 11 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований.
С учетом изложенного, данные таксации лесного участка площадью 7474 га в кварталах №, 65-94, 97 Иткульского участкового лесничества, находящегося в собственности Российской Федерации, внесенные в государственный лесной реестр, являются основой для разработки лесохозяйственного регламента Уфалейского лесничества.
В соответствии с пунктом 72 Лесоустроительной инструкции материалы таксации лесов вводятся в действие приказом уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- Ф3 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».Материалы таксации по Уфалейскому лесничеству были утверждены приказом Главного управления лесами Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и внесены изменения в данные государственного лесного реестра на ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 91 Лесного кодекса РФ предусмотрено ведение органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий Государственного лесного реестра в порядке, установленном Правительством РФ.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (ч. ч. 1, 3 ст. 6, ст. ст. 7, 67 - 69 Лесного кодекса РФ).
Документированная информация о составе земель лесного фонда. о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями Приказа Минприроды от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании, которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, в силу пункта 2 которой установлены правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции установлено, что в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов является частью лесоустройства.
В соответствии с пунктом 58 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится для выявления, учёта и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов. определение преобладающих и сопутствующих древесных пород. диаметра, высоты и объёма древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В силу пункта 75 Лесоустроительной инструкции допускаются четыре основных способа таксации леса: глазомерный, глазомерно-измерительный, дешифровочный и актуализации.
Таксация лесов, обследования, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов в границах арендуемых лесных участков на территории Уфалейского лесничества и на лесных участках не переданных в аренду выполнены по согласованию с Главным управлением лесами Челябинской области глазомерно-измерительным способом по первому таксационному разряду лесов в соответствии с договорами заключенными Поволжским леспроектом с арендаторами лесных участков. Количественные и качественные характеристики лесов на всей территории лесничества приведены в актуальное состояние. Достоверность первичной лесотаксационной информации и соответствие ее требованиям Лесоустроительной инструкции подтверждены актами натурных проверок работ.
Произведены предварительные расчеты (исчисления объемов мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов как в границах арендуемых лесных участков, так и в целом по Уфалейскому лесничеству.
Выполнены условия для введения материалов таксации лесов в действие, созданы условия для внесения изменений в лесохозяйственный регламент лесничества и составления проектов освоения лесов на актуальной информации о лесном фонде.
Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование.
Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются юридическими и физическими лицами на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительных документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (пункт 1 часть 2 статьи 227 КАС РФ).
В силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Разрешая настоящий спор, судом не установлено наличие необходимой совокупности по настоящему делу, в связи с чем, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что каких-либо нарушений закона по отношению к ООО «Березка» со стороны Главного управления лесами Челябинской области не допущено, права и законные интересы административного истца не нарушены, в связи с чем, не находит законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Как следует из разъяснений, данных в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, представленной законом или иным нормативным правовым актом.
С учетом изложенного, разрешая требования административного истца о признании незаконным решения, изложенного в письме от 17 мая 2023 года № 4674, суд исходит из того, что обращение административного истца рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок, на обращение дан письменный ответ.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ лица, если указанным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
С учетом пояснений лиц, участвующих в деле, данных им в судебном заседании, ООО «Березка» о вынесенном приказе № 533 от 03 ноября 2016 года стало известно с февраля 2022 года, а именно в ходе рассмотрения дела Челябинским областным судом. При этом, с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 18 июля 2023 года, что подтверждается штемпелем суда на административном исковом заявлении (л.д. 4-5), при этом доводов, свидетельствующих об уважительности причины пропуска срока, административным истцом представлено не было.
Иные причины пропуска срока для обжалования приказа, которые суд может расценить в качестве уважительных причин, административным истцом не указаны и доказательства наличия таких причин суду не представлены.
С учетом изложенного, оснований для восстановления срока на обжалование приказа № 533 от 03 ноября 2016 года, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Березка» к Главному управлению лесами Челябинской области о признании незаконными решения, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в части включения таксационных данных лесного участка площадью 7474 га в Иткульском участковом лесничестве (кварталы №, 65-94, 97) для Общества с ограниченной ответственностью «Березка» по договору № отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий <данные изъяты> К.С. Бухаринова
Мотивированное решение составлено 30 октября 2023 года.
<данные изъяты>
Судья К.С. Бухаринова
Секретарь П.В. Литовских