ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6773/2022 от 20.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 сентября 2022 г. г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Шипуновой М.Н.

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО6 о признании действий (бездействий) и решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указывает, что на основании решения суда с него в пользу ФИО7 взысканы денежные средства.

ОСП по Западному округу г. Краснодара возбуждено исполнительное производство и осуществляются исполнительные действия не по его месту регистрации в , а в результате обращения взыскания на пенсию в размере 50%, он остается без средств существования. Указанные действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара признаны незаконными, в связи с чем, в адрес судебного пристава ФИО2 направлено заявление об отмене постановления о наложении ареста на социальные счета в банковских организациях, в удовлетворении которого отказано.

Во исполнение запроса судебного пристава, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом предоставлена копия решения Ленинского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, которую начальник отделения принять отказался, а обжалуемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ признал правомерными действия и решения судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара ФИО8 об отказе отмены наложенных арестов.

Административный истец полагает действия и постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Западному округу г. Краснодара незаконными, ссылаясь, что вступившие в законную силу решения суда подлежат обязательному исполнению, возбужденное в отношении него исполнительное производство подлежит передаче в другое подразделение службы судебных приставов, а наложенные аресты на его банковские счета подлежат отмене. Для защиты нарушенного права ФИО2 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен ДД.ММ.ГГГГ судебной повесткой с почтовым идентификатором .

Административный ответчик начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по Западному округу г. Краснодара в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом в соответствии со ст.96,99 КАС РФ, представил письменные возражения и материалы исполнительного производства.

Заинтересованное лицо УФССП по Краснодарскому краю надлежаще извещено, не явилось.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении жалобы просила отказать.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая надлежащее извещение неявившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов (ст.2 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В силу прямого указания ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ подлежит исполнению должностными лицами Федеральной службы судебных приставов.

В силу статей 12, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ "О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов обязан принимать меры по своевременному, правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов организаций.

На основании ч.1 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных ч.ч.2 - 6 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 68 названного федерального закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. В частности, к таким мерам относятся обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (пункт 1 части 3 названной статьи).

Согласно части 1 статьи 123 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на его действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель.

Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления (часть 1 статьи 126 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Статьей 127 названного Федерального закона установлено, что решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны: 1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе; 2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; 3) краткое изложение жалобы по существу; 4) обоснование принятого решения; 5) принятое по жалобе решение; 6) сведения о порядке обжалования принятого решения (часть 1); по результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично (часть 2).

В судебном заседании установлено, что на основании заочного решения Ленинского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО2 в пользу ФИО1 задолженности в сумме 770 295 руб., судом ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист.

Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника ФИО2, адрес проживания которого указан в исполнительном документе г. Краснодар , что относится к территориальной подведомственности ОСП по Западному округу г. Краснодара.

В целях понуждения должника к исполнению требований исполнительного документа и исполнения решения суда, судебным приставом в период 2014-2022г.г. осуществлены исполнительные действия - направлены запросы в банковские и кредитные учреждения, Пенсионный фонд, взыскание обращено на денежные средства должника, находящиеся в банке, кредитных учреждениях; временно ограничен выезд должника из РФ.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ взыскание обращено на денежные средства должника, находящиеся в Краснодарском отделении ПАО Сбербанк России на счетах , 40, 40.

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, перечислены в статье 101 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно пункту 9 части 1 названной статьи данного закона не может быть обращено взыскание на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

До настоящего времени требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником ФИО2 не исполнены, задолженность по исполнительному производству не погашена.

ДД.ММ.ГГГГ посредством портала «Госуслуги» ФИО2 подано обращение об отмене мер принудительного исполнения в рамках указанного исполнительного производства, которое рассмотрено судебным приставом-исполнителем ОСП по Западному округу г. Краснодара ФИО8 и в его удовлетворении отказано.

Жалоба административного истца на действия судебного пристава рассмотрена начальником отделения ДД.ММ.ГГГГ, в ее удовлетворении отказано, действия судебного пристава признаны правомерными.

Как следует из поданных заявлений и жалобы ФИО2 им не ставился вопрос о передаче исполнительного производства по территориальной подсудности, должник только просит отменить наложенные аресты на его банковские счета, при отсутствии правовых оснований к таким действиям и решениям.

В силу части 11 статьи 33 Закона об исполнительном производстве, при вынесении постановления о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое по основаниям, установленным данной статьей (в том числе в случае принятия главным приставом субъекта соответствующего постановления), отмена установленных для должника ограничений не производится. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Не может суд признать состоятельными ссылку административного ответчика о том, что основанием отмены наложенных арестов на его банковские счета является принятое ДД.ММ.ГГГГ судом решение о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя.

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворено административное исковое заявление ФИО2, признаны незаконными действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Западному округу города Краснодара УФССП по Краснодарскому краю ФИО9 в части принудительного взыскания пенсионных денежных средств в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ не по месту жительства должника ФИО2

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Данные положения начальником отдела - старшим судебным приставом ОСП по Западному округу г. Краснодара соблюдены.

Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Западному округу г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП соответствуют требованиям закона, направлено на понуждение должника к надлежащему исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения иска ФИО2 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО6 о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители, вправе знакомиться с протоколом и аудиопротоколом судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий