ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-681/2022 от 18.08.2022 Амурского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-681/2022

УИД 27RS0002-01-2021-002533-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2022 года г. Амурск, Хабаровский край

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Парфенова Е.С.,

при секретаре судебного заседания Смирновой К.И.,

с участием административного истца Технюка В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Амурске Хабаровского края, посредством канала видеоконференцсвязи, административное дело по административному иску Технюка В. В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконными действия (бездействия) административных ответчиков по необеспечению надлежащим питанием, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, понуждении устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Тенхнюк В.В. обратился в Амурский городской суд с административным иском к ФСИН России о признании незаконными действия (бездействия) административных ответчиков по необеспечению надлежащим питанием, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Административный истец просит признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, которые выразились в необеспечении истца положенными продуктами и нормами питания; взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в пользу истца в размере 200 000 (руб..

Требования мотивирует тем, что он отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФСИН России продолжает нарушать его права в области питания, нарушая требования для приготовления разнообразной и физиологически полноценной и здоровой пищи. В нарушение п. 53 Приказа Минюста России от 02.09.2016 № 696 « Об утверждении порядка питания осужденных»:

- В течение недели с 07.06.2021 по 13.06.2021 каша пшённая подавалась четыре раза, каша пшеничная четыре раза;

- В течение недели с 14.06.2021 по 20.06.2021 каша пшённая подавалась пять раз, каша пшеничная четыре раза, каша ячневая пять раз;

- В течение недели с 28.06.2021 по 04.07.2021 каша перловая подавалась четыре раза, каша пшеничная четыре раза;

- В течение недели с 05.07.2021 по 11.07.2021 каша овсяная подавалась пять раз, каша перловая пять раз;

- В течение недели с 26.07.2021 по 01.08.2021 каша овсяная подавалась четыре раза, каша пшеничная четыре раза;

- В течение недели с 02.08.2021 по 08.08.2021 каша пшеничная подавалась четыре раза;

- В течение недели с 09.08.2021 по 15.08.2021 каша пшеничная подавалась пять раз, каша овсяная четыре раза;

- В течение недели с 16.08.2021 по 22.08.2021 каша пшеничная подавалась четыре раза;

- В течение недели с 23.08.2021 по 29.08.2021 каша овсяная подавалась семь раз, каша перловая шесть раз, каша пшеничная пять раз;

- В течение недели с 30.08.2021 по 05.09.2021 каша овсяная подавалась пять раз, каша перловая пять раз, каша пшеничная четыре раза;

- В течение недели с 06.09.2021 по 12.09.2021 каша пшеничная подавалась пять раз;

- В течение недели с 13.09.2021 по 19.09.2021 каша пшеничная подавалась четыре раза, каша ячневая четыре раза;

- В течение недели с 20.09.2021 по 26.09.2021 каша пшеничная подавалась четыре раза, каша ячневая четыре раза;

- В течение недели с 22.11.2021 по 28.11.2021 каша пшённая подавалась пять раз;

- В течение недели с 27.09.2021 по 03.10.2021 каша пшеничная подавалась четыре раза, каша ячневая четыре раза;

- В течение недели с 04.10.2021 по 10.10.2021 каша ячневая подавалась пять раз, каша пшеничная четыре раза;

- В течение недели с 25.10.2021 по 31.10.2021 каша пшённая подавалась шесть раз, каша овсяная пять раз;

- В течение недели с 15.11.2021 по 21.11.2021 каша пшённая подавалась четыре раза;

- В течение недели с 21.11.2021 по 28.11.2021 каша пшённая подавалась пять раз, каша ячневая три раза;

- В течение недели с 29.11.2021 по 05.12.2021 каша пшённая подавалась пять раз, каша ячневая три раза, каша пшеничная три раза;

- В течение недели с 06.12.2021 по 12.12.2021 каша ячневая подавалась три раза, каша пшеничная три раза;

- В течение недели с 13.12.2021 по 19.12.2021 каша пшеничная подавалась четыре раза, каша ячневая три раза;

- В течение недели с 14.02.2022 по 20.02.2022 каша пшённая подавалась четыре раза;

- В течение недели с 21.02.2022 по 27.02.2022 каша пшённая подавалась четыре раза;

- В течение недели с 28.02.2022 по 06.03.2022 каша пшённая подавалась четыре раза;

- В течение недели с 07.03.2022 по 13.03.2022 каша пшённая подавалась четыре раза;

- В течение недели с 14.03.2022 по 20.03.2022 каша пшённая подавалась четыре раза;

- В течение недели с 28.03.2022 по 03.04.2022 каша пшённая подавалась четыре раза;

- В течение недели с 04.04.2022 по 10.04.2022 каша пшённая подавалась четыре раза;

- В течение недели с 11.04.2022 по 17.04.2022 каша пшённая подавалась пять раз;

- В течение недели с 18.04.2022 по 24.04.2022 каша пшённая подавалась шесть раза, каша ячменная четыре раза, каша пшеничная три раза;

- В течение недели с 25.04.2022 по 01.05.2022 каша пшённая подавалась пять раз;

- В течение недели с 02.05.2022 по 08.05.2022 каша пшённая подавалась пять раз;

- В период с 19.12.2021 по 27.12.2021 не был обеспечен мясом;

- В течение недели с 20.12.2021 по 26.12..2021 на обед и ужин подавалась рыба, повторение 14 раз;

- 20.01.2022 на завтрак каша пшённая подавалась на воде без молока, и за молоко замены не было;

- В период с 22.02.2022 по 25.02.2022 не был обеспечен мясом;

- В течении четырех дней с 22.02.2022 по 25.02.2022 на обед и ужин подавалась рыба, повторение восемь раз;

- В период с 04.03.2022 по 12.04.2022 не был обеспечен яйцом, или его предусмотренной заменой;

- В период с 13.04.2022 по настоящее время не обеспечен рыбой;

- В период с 06.04.2022 по настоящее время не обеспечен молоком;

- В период с 01.02.2022 и по настоящее время крупы каш овса, геркулес, пшеничная, не промываются и готовятся с шелухой.

При этом, в меню – раскладке написано, например, на завтрак каша гречневая, а вместо неё подается каша ячневая и т.д., а поскольку каждое блюдо ежедневно по факту приёма пиши записывается истцом на протяжении года и более, после сравнения с меню-раскладкой за 2021 год, ему и стало известно об этом. Боле того, поваром не соблюдаются технологии приготовления пищи. Например, гуляш из мяса мелкими кусочками, мясо мелкими кусочками тушеное не было ни разу.

Определением Амурского городского суда от 09.06.2022 к участию в деле в качестве административного соответчиков УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Представитель административных ответчиков Шадрина О.В., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила письменные возражения о несогласии с административным иском.

Явка указанных административных ответчиков не признана судом обязательной. В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.

Административный истец Технюк В.В., участвовавший в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал полностью, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что требования о нарушении его прав в части организации питания, обозначенные им как по настоящее время, просит считать по 11.05.2022.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела и письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему:

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 27 января 2020 года, в главу 22 КАС РФ, регламентирующую производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, введена статья 227.1, устанавливающая особенности рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях (статья 3).

Административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1024-О).

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 11 статьи 266 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 названной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.

Условия отбывания наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, характеризуются повышенной степенью ограничений. Установленные нормами уголовно-исполнительного законодательства ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд Российской Федерации, устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных, не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Положениями статей 126-127 УИК РФ определены условия содержания осужденных в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Право на достаточное питание и основное право каждого человека на свободу от голода закреплены в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Право человека на достаточное питание является основным правом, необходимым для осуществления всех других прав человека, и налагает на государство обязательство обеспечить осуществление хотя бы на минимальном уровне этого права при любых обстоятельствах.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) от 16 декабря 2016 г. № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее Правила).

Пунктом 29 Правил установлено, что осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительного учреждения (далее также - ИУ). В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) от 2 сентября 2016 г. № 696 г. утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения уголовно-исполнительной системы (далее также - УИС) подразделениями интендантского и хозяйственного обеспечения, утверждаемых начальником учреждения УИС, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении УИС. В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания. Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении УИС, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения УИС, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении УИС медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков. Утвержденные начальником учреждения УИС справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения УИС для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС.

В соответствии с ч. 3 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 (ред. от 24.08.2020) «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» осужденным к лишению свободы, содержащимся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время утверждена минимальная норма питания для осужденных мужчин, согласно которой, помимо иных продуктов, осужденным положены в сутки: крупа разная - 100 г, макаронные изделия - 30 г, мясо - 90 г, мясо птицы - 30 г, рыба - 100 г, молоко коровье - 100 г, сахар -30 г, чай - 1 г, картофель - 550 г, овощи - 250 г, кисели - 25 г, или фрукты сушенные - 10 г..

Также, в соответствии с указанными нормами осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, положено яйцо куриное 2 штуки в неделю.

Нормы замены указаны в приложении № 7 к приказу № 189, согласно которому:

- 100 граммов продукта «Мясо - говядину, свинину, баранину заменять» заменяются в том числе 150 граммами рыбы (в охлажденном, мороженом и соленом виде) потрошеной без головы;

- 100 граммов продукта «Молоко питьевое» заменяются в том числе5 граммами масла коровьего или масла коровьего топленного, или 0,5 яйца куриного, или 40 граммами рыбы (в охлажденном, мороженом и соленом виде) потрошеной без головы;

- 0,5 граммов продукта «Яйцо куриное» заменяется на порошок или меланж яичный, или на мясо блочное без костей 80 грамм, т.е. 40 грамм на одного осужденного.

В соответствии с приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года № 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (зарегистрировано в Минюсте России 13 декабря 2016 года № 44689) (далее – Приказ № 696) за организацию питания осужденных отвечает начальник УИС, который обеспечивает своевременное получение и организацию хранения продовольствия, содержание запасов продовольствия в размерах, установленных Министерством юстиции Российской Федерации, рассматривает и утверждает раскладки продуктов, обеспечивает контроль за организацией питания осужденных (пункт 8 раздел III).

Заместитель начальника учреждения УИС, курирующий вопросы тылового обеспечения организует своевременное и доброкачественное питание осужденных (пункт 9 раздел III Приказа № 696).

Продовольствие учреждения УИС получают с продовольственных складов территориальных органов ФСИН России, в подчинении которых они находятся, от учреждений УИС другого территориального органа ФСИН России по указанию ФСИН России, от поставщиков продовольствия по заключенным контрактам, договорам (пункт 19 раздел IV Приказа № 696)

Режим питания осужденных определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время. Разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения. В учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня. На завтрак и ужин готовятся по одному второму блюду и чай, на обед - первое, второе блюда и компот из сухофруктов (или кисель). По дням недели в течение месяца предусматривается к выдаче компот из сухофруктов или кисель в равных соотношениях (через день) (пункты 41, 42 раздел V Приказа № 696).

Раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой. Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения УИС, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником ОИХО учреждения УИС, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения УИС. (пункт 49, 50 Приказа № 696)

Изменения, вносимые в утвержденную раскладку продуктов, производятся только с разрешения начальника учреждения УИС, в следующих случаях:

при выходе из строя технологического оборудования продовольственной службы, находящегося в столовой (пищеблоке) учреждения УИС;

в случаях аварийных ситуаций, в результате чего были отключены электроэнергия, газ, подача пара и другие причины, влияющие на работу технологического оборудования в столовой (пищеблоке) учреждения УИС;

в других исключительных случаях по рапорту должностного лица, ответственного за организацию питания в учреждении УИС.

При этом в раскладке продуктов делается соответствующая запись.

В раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не могут повторяться более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов, например, суп пшенный и каша пшенная в качестве гарнира ко второму блюду на один и тот же прием пищи не планируются. Крупяные гарниры чередуются с овощными (пункт 53 Приказа № 696).

Вторые мясные блюда готовятся в вареном, жареном или тушеном виде. Рыбные блюда также планируются в широком ассортименте: рыба жареная, тушеная, отварная, под маринадом, запеченная в соусе. (пункт 54 Приказа № 696)

Статьей 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Технюк В.В. осужден к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, в ФКУ ИК-6 прибыл ДД.ММ.ГГГГ.

Осужденный Технюк В.В., оспаривающий ненадлежащую организацию питания в периоды, указанные в исковом заявлении, не является лицом, состоящим на специальном питании, состоит на минимальной норме питания, по норме № 1, доказательств обратного материалы дела не содержат и суду не представлены.

Ежедневное меню, перечень продуктов, используемых для приготовления блюд, вес продуктов отражены в меню-раскладках.

Согласно п.47 приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 правильный режим питания предусматривает приготовление разнообразной пищи, что достигается правильным подбором блюд.

Завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая. На обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель. Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая, а для несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, планируется к выдаче масло коровье (п.п.44-46 приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696).

Изменения, вносимые в утвержденную раскладку продуктов, производятся только с разрешения начальника учреждения УИС, в следующих случаях: при выходе из строя технологического оборудования продовольственной службы, находящегося в столовой (пищеблоке) учреждения УИС; в случаях аварийных ситуаций, в результате чего были отключены электроэнергия, газ, подача пара и другие причины, влияющие на работу технологического оборудования в столовой (пищеблоке) учреждения УИС; в других исключительных случаях по рапорту должностного лица, ответственного за организацию питания в учреждении УИС.

При этом, согласно п.53 приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 в раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не могут повторяться более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов, на первое блюдо и как гарнир ко второму блюду не подаются на один и тот же прием пищи. Крупяные гарниры чередуются с овощными.

В соответствие с п. 54 приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 вторые мясные блюда готовятся в вареном, жареном или тушеном виде. Рыбные блюда также планируются в широком ассортименте: рыба жареная, тушеная, отварная, под маринадом, запеченная в соусе.

На ужин подавалась либо рыба (навага, минтай), либо мясо (консервы мясные, мясо кур, говядина) в различном виде приготовления (жаренная, отварная, запеченная, тушенная, с соусом), крупа, подаваемая в качестве гарнира ко второму блюду на обед, не повторялась в супе этого же приема пищи.

В рацион питания осужденных включались блюда из мяса и овощей. В случае отсутствия каких-либо продуктов питания на складе учреждения, производится замена одних продуктов питания другими согласно приложению № 7 приказа Министерства Юстиции от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Так, из представленных меню - раскладок продуктов питания в спорный период подавались каши в виде самостоятельных блюд подавались с не превышающей, установленную пункт 53 Приказа № 696 периодичностью два – три раза в неделю: с 07.06.2021 по 13.06.2021 (каша пшеничная вязкая подавалась 08.06.2021, 10.06.2021; каша пшённая вязкая подавалась 11.06.2021); с 14.06.2021 по 20.06.2021 (каша пшеничная вязкая подавалась 15.06.2021, 17.06.2021; каша пшённая вязкая подавалась 18.06.2021, 20.06.2021, каша ячневая вязкая подавалась 14.06.2021, 16.06.2021, 19.06.2021); с 28.06.2021 по 04.07.2021 (каша перловая вязкая подавалась 28.06.2021, 02.07.2021, каша пшеничная вязкая подавалась 29.06.2021, 01.07.2021, 04.07.2021); с 05.07.2021 по 11.07.2021 (каша овсяная вязкая не подавалась, каша перловая вязкая подавалась 05.07.2021); с 26.07.2021 по 01.08.2021 (каша овсяная подавалась 29.07.2021, 31.07.2021, каша пшеничная вязкая подавалась 26.07.2021, 01.08.2021); с 02.08.2021 по 08.08.2021 (каша пшеничная вязкая подавалась 03.08.2021, 08.08.2021); с 09.08.2021 по 15.08.2021 (каша пшеничная вязкая подавалась 10.08.2021, 15.08.2021, каша овсяная вязкая подавалась 12.08.2021, 14.08.2021); с 16.08.2021 по 22.08.2021 (каша пшеничная вязкая подавалась 17.08.2021, 22.08.2021); с 23.08.2021 по 29.08.2021 (каша овсяная вязкая подавалась 23.08.2021, каша перловая вязкая подавалась 25.08.2021, 27.08.2021, каша пшеничная вязкая подавалась 24.08.2021, 29.08.2021); с 30.08.2021 по 05.09.2021 (каша овсяная вязкая подавалась 30.08.2021, каша перловая вязкая подавалась 01.09.2021, 03.09.2021, каша пшеничная вязкая подавалась 31.08.2021, 05.09.2021); с 06.09.2021 по 12.09.2021 (каша пшеничная вязкая подавалась 07.09.2021, 12.09.2021); с 13.09.2021 по 19.09.2021 (каша пшеничная вязкая подавалась 14.09.2021, каша ячневая вязкая подавалась 15.09.2021, 18.09.2021); с 20.09.2021 по 26.09.2021 (каша пшеничная вязкая подавалась 21.09.2021, 26.09.2021, каша ячневая вязкая подавалась 22.09.2021, 25.09.2021); с 04.10.2021 по 10.10.2021 (каша ячневая вязкая подавалась 06.10.2021, 09.10.2021, каша пшеничная вязкая подавалась 05.10.2021); с 25.10.2021 по 31.10.2021 (каша пшённая вязкая подавалась 26.10.2021, 28.10.2021, 31.10.2021, каша овсяная вязкая подавалась 25.10.2021, 29.10.2021); с 15.11.2021 по 28.11.2021 (каша пшённая подавалась 20.11.2021, 22.11.2021, 25.11.2021, 27.11.2021) с 21.11.2021 по 28.11.2021 каша ячневая подавалась 26.11.2021; с 29.11.2021 по 05.12.2021 (каша пшённая подавалась 02.12.2021, 04.12.2021, каша ячневая подавалась 03.12.2021, каша пшеничная подавалась 30.11.2021, 05.12.2021); с 06.12.2021 по 12.12.2021 (каша ячневая подавалась 10.12.2021, каша пшеничная подавалась 07.12.2021, 12.12.2021); с 13.12.2021 по 19.12.2021 (каша пшеничная подавалась 14.12.2021, 19.12.2021, каша ячневая подавалась 13.12.2021, 17.12.2021); с 14.02.2022 по 20.02.2022 (каша пшённая подавалась 15.02.2022, 17.02.20221); с 21.02.2022 по 27.02.2022 (каша пшённая подавалась 22.02.2022, 24.02.2022); с 28.02.2022 по 06.03.2022 (каша пшённая подавалась 01.03.2022, 03.03.2022); с 07.03.2022 по 13.03.2022 (каша пшённая подавалась 08.03.2022, 10.03.2022); с 14.03.2022 по 20.03.2022 (каша пшённая подавалась 15.03.2022, 17.03.2022); с 28.03.2022 по 03.04.2022 (каша пшённая подавалась 29.03.2022, 31.03.2022); с 04.04.2022 по 10.04.2022 (каша пшённая подавалась 05.04.2022, 07.04.2022); с 11.04.2022 по 17.04.2022 (каша пшённая подавалась 12.04.2022, 14.04.2022); с 18.04.2022 по 24.04.2022 (каша пшённая подавалась 19.04.2022, 21.04.2022, каша ячменная подавалась 22.04.2022, каша пшеничная подавалась 23.04.2022); с 25.04.2022 по 01.05.2022 (каша пшённая подавалась 26.04.2022, 28.04.2022); с 02.05.2022 по 08.05.2022 (каша пшённая подавалась 03.05.2022, 05.05.2022).

20.12.2021 на ужин подавался минтай отварной порционный с кашей пшеничной вязкой; 21.12.2021 на ужин подавался минтай запеченный порционный с картофельным рагу; 22.12.2022 на ужин подавался минтай запеченный порционный с овощным рагу; 23.12.2022 на ужин подавался минтай тушеный порционный с солянкой; 24.12.2021 подавался на ужин минтай запеченный порционный с тушеным картофелем; 25.12.2021 подавался на ужин минтай отварной порционный с кашей рисовой вязкой; 26.12.2021 на ужин подавался минтай тушенный порционный с тушеным картофелем; 22.02.2022 на ужин подавалась навага тушеная порционная с картофельным рагу; 23.02.2022 на ужин подавалась навага запеченная порционная с овощным рагу; 24.02.2022 на ужин подавалась навага отварная порционная с солянкой; 25.02.2022 навага тушеная порционная с картофелем тушеным.

Также, из меню - раскладок продуктов питания следует, что в спорный период первые (супы) и вторые блюда, подававшиеся на обед и ужин, аналогично подавались в соответствии с требованиями пункт 53 Приказа № 696, поскольку не смотря содержание в них крупы пшённой, ячневой, пшеничной, перловой, овсяной в сочетании с различными подливами, маринадами и соусами, в том числе на основе рыбы (минтай, навага) являются самостоятельными блюдами.

Кроме того, вопреки доводам административного истца из меню-раскладки следует, что 06.04.2022 по 11.05.2022 осужденные ФКУ ИК-6, получающие питание по норме № 1, к категории которых относится осужденный Технюк В.В., получали молоко цельное в виде добавления при приготовлении молочных каш, что соответствует п. 66 приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696, что подтверждается меню – раскладками за указанный период.

Более того, 20.01.2022 на завтрак также подавалась каша пшённая с добавлением 100 грамм молока, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Доводы истца о том, что за период с 13.04.2022 по 11.05.2022 отсутствовало обеспечение рыбой, судом отклоняются как необоснованные. Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе раскладок меню-питания не следует, что в спорный период осуществлялась замена с рыбы на мясо. Более того, согласно меню раскладки в спорный период на ужин подавались различные рыбные люда.

В пункте 8 Приложения № 7 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года № 189 предусмотрена замена:

- мяса говядины, свинины, баранины иными продуктами согласно приведенному перечню, в том числе на мясо птицы 100 грамм, рыбу (в охлажденном, мороженом и соленом виде) потрошеную без головы 150 грамм.

- при отсутствии в учреждении яйца куриного из расчета 0,5 грамм на порошок или меланж яичный, или на мясо блочное без костей 80 грамм, т.е. 40 грамм на одного осужденного.

Согласно пункту 2 Примечания к Приложению № 7 настоящие нормы замены одних продуктов другими применяются в целях разнообразия питания или в случаях отсутствия положенных продовольственных товаров на складе.

Так, приказом Врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю № 67 от 21.02.2022 произведена замена мяса на рыбу мороженную без головы, из расчета 100 грамм мяса на 150 грамм рыбы, что так же подтверждается меню-раскладкой за период с 22.02.2022 по 25.02.2022.

Согласно, меню-раскладки представленной за период с 04.03.2022 по 12.04.2022 следует, что согласно резолюции Врио начальника ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 08.03.2022, приказов от 04.03.2022, 23.03.2022 о замене продуктов питания, а также исходя из резолюции в меню раскладка, 04.03.2022 осужденным выдавалось яйцо куриное, с 07.03.2022 (начало недели) администрацией осуществлялась замена яйца куриного на мясо блочное без кости из расчета 40 гр. на 1 яйцо, согласно норм Приказом МО РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Тот факт, что в период с 04.03.2022 по 12.04.2022 производилась замена яйца куринного два раза в неделю (по вторникам и пятницам), подтверждается вышеуказанной раскладкой меню, где еженедельно осужденным выдавалось мясо в повышенном размере на 40 гр., приказами от 04.03.2022 № 81, № 97.

Таким образом, в период с 04.03.2022 по 12.04.2022, в связи с отсутствием яйца куриного на складе учреждения, администрацией ФКУ ИК-6 данный продукт заменялся на мясо блочное без кости из расчета 1 яйцо на 40 грамм мяса, а в период с 22.02.2022 по 25.02.2022 связи с отсутствием мяса произвела замену на рыбу мороженную без головы, из расчета 100 грамм мяса на 150 грамм рыбы, то есть в соответствии с требованиями вышеуказанных правовых актов.

Доводы административного истца относительно качества и внешнего вида пищи, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Недовольство Технюка В.В. качеством пищи вызвано его индивидуальными особенностями, его субъективными восприятиями. При приготовлении пищи осужденным соблюдается порядок приготовления, нормы выдачи продуктов, калорийность и разнообразие блюд. Доказательств не качественности приготавливаемых блюд для осужденных, судом не добыто и материалы дела не содержат.

Происхождение шелухи, приложенной административным истцом к исковому заявлению, суду неизвестно, как и неизвестно, когда и при каких обстоятельствах, эта шелуха появилась у осужденного Технюка В.В.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что права осужденного Технюка В.В.. не нарушены. Действие (бездействия) ФКУ ИК-6 в части ненадлежащего обеспечения истца продуктами питания не нашли своего подтверждения.

С учетом изложенного суд полагает, что в удовлетворении требований административного истца Технюка В.В. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 182, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Технюка В. В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконными действия (бездействия) административных ответчиков по необеспечению надлежащим питанием, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, понуждении устранить допущенные нарушения отказать в полном объеме.

Копию решения в окончательной форме направить лицам, участвующим в деле.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Парфенов

Решение в мотивированном виде составлено 05.09.2022.

Судья Е.С. Парфенов