ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-695 от 12.04.2016 Лениногорского городского суда (Республика Татарстан)

дело № 2а-695

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 апреля 2016 года г.Лениногорск РТ

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Никишиной В.О.

при секретаре Гавриловой Т.В.,

с участием:

административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,

представителя административных истцов ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ИК МО «ЛМР» РТ ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица ОСНТ <адрес> и <адрес> РТ по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ о признании недействительными решений органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратились в суд с административным иском к ИК МО «ЛМР» РТ о признании незаконными решений органа местного самоуправления. Просят суд признать недействительными постановления ИК МО «Лениногорский муниципальный район» РТ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым земельные участки были зарезервированы для муниципальных нужд, как изданные в нарушение установленной процедуры издания акта органа местного самоуправления о резервировании земель для муниципальных нужд.

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, их представитель по доверенности ФИО5 административный иск поддержали, дали пояснения согласно заявлению в суд.

Административные истцы ФИО9, ФИО10, ФИО8 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом; ФИО8 в своем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, административные исковые требования поддержал; представитель не явившихся административных истцов по доверенности ФИО5 административный иск поддержал, дал пояснения согласно заявлению в суд. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных истцов.

Представитель административного ответчика ИК МО «ЛМР» РТ ФИО6 в судебном заседании просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица ОСНТ <адрес> и <адрес> РТ по доверенности ФИО7 не возражала удовлетворению административного иска.

Представитель третьего лица КУ ПИиЗО МО «ЛМР» РТ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, представителей, третье лицо, изучив материалы дела, считает необходимым административные исковые требования удовлетворить.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч.9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке, в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса, не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями п.1 ст.61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Таким образом, земельное законодательство предусматривает защиту нарушенных прав граждан на земельный участок.

Так, судом установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Лениногорского нотариального округа РТ ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальный садовый участок, общей площадью 801 кв.м., кадастровый , расположен по адресу: РТ, <адрес>, садовое общество «Дружба», участок , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Лениногорского нотариального округа РТ, административному истцу ФИО4 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, общей площадью 608 кв.м., кадастровый , расположен по адресу: РТ, <адрес>, садовое общество «Дружба-УБР», участок , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Административному истцу ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, общей площадью 612 кв.м., кадастровый , расположен по адресу: РТ, <адрес>, садовое общество «Дружба», участок , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

На основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО3 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, общей площадью 583 кв.м., кадастровый , расположен по адресу: РТ, <адрес>, садовое общество «Дружба», участок , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО8 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, общей площадью 910 кв.м., кадастровый , расположен по адресу: РТ, <адрес>, садовое общество «Дружба», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации -/027-16/073/003/2015-12/1.

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Лениногорского нотариального округа РТ, административному истцу ФИО9 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, общей площадью 549 кв.м., кадастровый , расположен по адресу: РТ, <адрес>, садовое общество «Дружба-1», участок 125, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

На основании договора дарения земельного участка /В от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО10 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, общей площадью 609 кв.м., кадастровый , расположен по адресу: РТ, <адрес>, садовое общество «Дружба», участок , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности руководителя ИК МО «ЛМР» РТ вынесено Постановление «О резервировании земельный участков для муниципальных нужд», согласно которому, в целях повышения эффективности использования земельных участков на территории Лениногорского муниципального района РТ и для размещения объектов муниципального значения, в связи с отсутствием вариантов их возможного размещения, на основании ст.70 ЗК РФ, Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено: осуществить резервирование для муниципальных нужд в целях размещения объектов электро-, газо-, тепло-, и водоснабжения, и автомобильных дорог местного значения земельные участки сроком на семь лет согласно приложению. Категория резервируемых земель – земли населенных пунктов. Ограничить право собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, в связи с их резервированием для муниципальных нужд на: возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений; проведение оросительных, осушительных, культурно-технических и других мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов. КУ ПИиЗО МО «ЛМР» РТ поручено обеспечить публикацию настоящего постановления в средствах массовой информации, а также размещение его на официальном сайте муниципального образования; направить копию настоящего постановления в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости; произвести в случае необходимости государственную регистрацию ограничений прав, установленных решением о резервировании земель. Постановление вступает в законную силу с момента его официального опубликования.

Как следует из приложения к Постановлению, в списках граждан, земли которых подлежат резервированию, указаны собственники земельных участков, в том числе: ФИО9, ФИО11, ФИО2, ФИО12, ФИО4

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в августе 2015 года в газете «Лениногорские Вести».

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности руководителя ИК МО «Лениногорский муниципальный район» подписано постановление «О внесении изменений и дополнений в постановление руководителя ИК МО «ЛМР» РТ за от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд», согласно которому, в целях приведения в соответствие в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ–ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ИК МО «ЛМР» РТ, постановил: пункт постановления руководителя ИК МО «ЛМР» РТ от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» изложить в следующей редакции: осуществить резервирование земельного участка для муниципальных нужд, в целях размещения объектов электро-, газо-, тепло-, и водоснабжения, и автомобильных дорог местного значения земельные участки сроком на три года, согласно прилагаемым схемам и списку резервируемых участков. Категория резервируемых земель – земли населенных пунктов. Пункт 3 дополнен абзацем следующего содержания: подготовить соглашение о возмещении за изымаемые земельные участки и направить на адреса собственников резервируемых земельных участков». Опубликовать настоящее постановление в официальном публикаторе – газете «Лениногорские Вести» и разместить на официальном сайте Лениногорского муниципального района и официальном портале правовой информации РТ. Постановление вступает в законную силу с момента его официального опубликования.

Согласно приложению к постановлению в списках граждан, земли которых подлежат резервированию, указаны собственники земельных участков, в том числе административные истцы.

Постановление «О внесении изменений и дополнений в постановление руководителя ИК МО «ЛМР» РТ от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Лениногорские Вести» и на официальном портале правовой информации РТ.

В соответствии со ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

В п.1 ст.70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд указано, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: документация по планировке территории; документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

Решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами: истечение указанного в решении срока резервирования земель; предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель; отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель; изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд; решение суда, вступившее в законную силу.

Административные истцы считают, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением «О внесении изменений и дополнений в постановление руководителя ИК МО «ЛМР» РТ от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд», нарушаются их имущественные права, как собственников земельных участков, в частности, на право распоряжаться участками по своему усмотрению, а также, поскольку они изданы с нарушением норм действующего законодательства.

Из буквального толкования пункта 5 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что решение о резервировании земель должно содержать реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель. В свою очередь, в пункте 3 указанного Положения определено, что решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории.

На основании пунктов 5, 6 Положения решение о резервировании должно содержать реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Документацией по планировке территории следует считать генеральный план застройки, однако, в постановлениях и , согласно пункту 5 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, должна содержаться ссылка на реквизиты документации по планировке территории, т.е. на генеральный план застройки. Такой ссылки в указанных постановлениях не имеется, что свидетельствует о несоответствии указанных постановлений требованиям действующего законодательства, следовательно, о незаконности данных постановлений.

Согласно норме пункта 1 ст.70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Таким образом, из смысла статей 49, 56, 56.1 ст. 70.1 ЗК РФ следует, что резервирование земель для размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, допускается только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование, с соблюдением положений статьи 49 ЗК РФ и обоснованием необходимости такого резервирования.

Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 16:51:010301:62, 16:51:010301:0093, 16:51:010301:171, 16:51:010301:94, 16:51:010301:797, 16:51:010301:278, 16:51:010301:276 принадлежат административным истцам на праве собственности, следовательно, их нельзя резервировать для размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Суд считает, что административными истцами доказано, что оспариваемыми постановлениями нарушаются их права, свободы или охраняемые законом интересы.

Руководствуясь ст.ст. 14,62,175-180,218,226 КАС РФ, ст.ст. 28, 49, 56, 60, 61,70.1 ЗК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании недействительными решений органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать постановления руководителя исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» и от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в постановление руководителя ИК МО «ЛМР» РТ от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» недействительными.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением суда в Верховный Суд РТ через Лениногорский горсуд РТ.

Судья Никишина В.О.

копия верна:

Судья

Лениногорского горсуда РТ Никишина В.О.