___
Дело № 2а-6983/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 16 ноября 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Секушенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконными распоряжений о сносе недвижимости и протокола комиссии,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что является собственником гаража с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ____. Данный объект приобретен истцом на основании ч.4 ст.218 ГК РФ как членом ГСПК «50 квартал». Указанный кооператив был организован и зарегистрирован в ____ году на основании решения исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся от ____№. Право на земельный участок под гаражом за ГСПК не зарегистрировано, однако согласно ст.6 ФЗ №122-ФЗ от ____ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Истец считает, что являясь членом кооператива и собственником гаража, имеет полное законное право на земельный участок под гаражом.
____ представители ответчика предъявили распоряжение от ____№р, которым были внесены изменения в распоряжение от ____№р о сносе самовольной постройки «здание обслуживания машин «автосервис «___» по ____ в части изменения адреса объекта на «____». Между тем в силу абз. 3 п. 4 ст. 222 ГК РФ действие указанного распоряжения от ____ истекло, поскольку срок был до ____. В соответствии с абз.5 ч.4 ст.222 ГК РФ ответчик не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки в отношении объекта недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН.
С учетом уточнений, истец просит признать распоряжения Окружной администрации г. Якутска №р от ____ «О сносе самовольной постройки объекта «Здание обслуживания машин – автосервис «___», и №р от ____ «О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации г. Якутска от ____№р «О сносе самовольной постройки объекта «Здание обслуживания машин – автосервис «___» признать незаконными с момента издания и обязать ответчика отменить их.
____ истец заявил дополнительные требования и уточнения, указав, что основанием для издания оспариваемого распоряжения Окружной администрации г. Якутска от ____№р является протокол № комиссии по сносу самовольных построек на территории городского округа «город Якутск» от ____, который является незаконным, поскольку для принятия решения о сносе здания обслуживания машин – автосервис «___» отсутствовал необходимый кворум в нарушение Положения о Комиссии по сносу самовольных построек на территории городского округа «город Якутск», из 11 членов присутствовало 5 человек, что меньше 50%.
Дополнительно, истец просит признать незаконным вышеуказанный протокол с момента издания и обязать ответчика отменить его.
Административный истец, представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и транспортного инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
ФИО2 как представитель административного истца и заинтересованного лица ГСПК «50 квартал» уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просит удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Окружной администрации города Якутска ФИО3. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
____ решением Якутского городского суда административный иск ФИО1 был удовлетворен частично, распоряжение Окружной администрации г. Якутска №р от ____ «О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации г. Якутска от ____№р «О сносе самовольной постройки объекта «Здание обслуживания машин – автосервис «___» признано незаконным, ответчика обязали отменить вышеуказанное распоряжение. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от ____ решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
____ кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции вышеуказанные судебные акты отменены и дело возвращено на новое рассмотрение в Якутский городской суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из п. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца.
Согласно п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент принятия решения о сносе и издании распоряжения о сносе) органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:
обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе такой постройки.
Судом установлено, что распоряжением Окружной администрации г. Якутска №р от ____ образована Комиссия по сносу самовольной постройки на территории городского округа «город Якутск», утверждено Положение о данной комиссии и состав комиссии.
Согласно приложению № к указанному распоряжению в состав вошли: 1. ФИО5 – первый заместитель главы городского округа «город Якутск», председатель комиссии; 2. ФИО6 – начальник Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска, заместитель председателя комиссии; 3. ФИО7 – инженер-градостроитель Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска, секретарь комиссии; Члены комиссии: 4. ФИО8 – начальник Правового департамента Окружной администрации г. Якутска; 5. ФИО9 – начальник Управления муниципального контроля; 6. ФИО10 – депутат Якутской городской Думы; 7. ФИО11 – директор МБУ «Главное архитектурно-планировочное управление»; 8. ФИО12 – главный архитектор г. Якутска, начальник Управления; 9. ФИО13 – член Общественной палаты г. Якутска; 10. ФИО14 – и.о. заместителя начальника Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска; 11. ФИО15 – Председатель Административной комиссии Окружной администрации г. Якутска.
Состав комиссии носит персональный характер, то есть утверждены члены комиссии по фамилиям и должностям.
В соответствии с п.4 Положения о Комиссии по сносу самовольной постройки на территории городского округа «город Якутск» Комиссия является постоянно действующей. Согласно п.8 указанного Положения заседание правомочно, если на заседании присутствуют 50% и более членов. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии (п.9 Положения). Комиссия оформляет решение в виде протокола, который подписывается присутствующими членами Комиссии и утверждается председателем (п.10 Положения).
Согласно пункту 1 статьи 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В силу ч.1 ст.181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Пунктом 2 статьи 181.5 ГК РФ установлено, что решение собрания является ничтожным в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
По смыслу приведенных правовых норм бремя доказывания наличия необходимого кворума возлагается на ответчика.
____ проведено первое заседание Комиссии по сносу самовольной постройки на территории городского округа «город Якутск». Из протокола № от ____ следует, что на заседании комиссии присутствуют 11 членов комиссии: ФИО5, ФИО6, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО9, ФИО15, ФИО19, ФИО20 и ФИО7.
Как видно, из указанных лиц утвержденными членами комиссии являются пять человек: ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО15 и ФИО7, остальные участники заседания, указанные в составе комиссии, не являются легитимными членами комиссии.
На ____ изменения в состав комиссии не вносились, что не оспаривается представителем ответчика.
Таким образом, с учетом требований п.8 Положения о Комиссии по сносу самовольной постройки на территории городского округа «город Якутск» заседание комиссии является не правомочным, поскольку присутствовало менее 50% членов комиссии, 5 человек из 11 членов.
Следовательно, принимаемые решения на указанном заседании, при отсутствии кворума, являются недействительными и незаконными.
На заседании Комиссии по сносу самовольной постройки на территории городского округа «город Якутск» ____ было принято решение о сносе здания обслуживания машин – автосервис «___» по ____. Из протокола № от ____ нельзя понять каким образом за данное решение проголосовало 80% членов комиссии, лист голосование не приложен, из указанных 11 лиц протокол подписали только 8 лиц, высказались по данному вопросу 4 лица – ФИО4, ФИО15, ФИО6, ФИО5. Однозначно за снос здания выступил ФИО5, ФИО6 просил принять верное решение, указывая, что объект эксплуатируется под автосервис, когда как земельный участок под индивидуальный гараж, ФИО15 высказался против сноса здания в виду судебного разбирательства, ФИО4 сообщила лишь информацию о судебном разбирательстве в Арбитражном суде РС(Я) о признании объекта самовольным строением и его сносе.
Вышеуказанные обстоятельства, дают основание суду полагать о не правомочности принятого решения комиссией, а следовательно, и о его незаконности.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от ____№п утверждено Положение об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории городского округа «город Якутск». Согласно п.4.4.1 указанного Положения (в редакции действовавшей в 2016 году) в целях пресечения самовольного занятия земельных участков, самовольного строительства на территории городского округа город Якутск создается Комиссия по сносу самовольных построек на территории городского округа «город Якутск» (далее - Комиссия). Персональный состав Комиссии утверждается распоряжением Администрации. На основании принятого решения Комиссии Департамент вносит проект распоряжения Администрации о сносе самовольной постройки на утверждение (п.4.4.2). В течение семи дней со дня утверждения распоряжения о сносе самовольной постройки Департамент направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного распоряжения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев (п.4.4.3).
Из указанных норм следует, что решение Комиссии по сносу самовольных построек на территории городского округа «город Якутск» является основанием для издания соответствующего распоряжения.
Так, ____ издано распоряжение Окружной администрации г. Якутска №р, согласно которого на основании протокола № Комиссии по сносу самовольных построек на территории городского округа «город Якутск» от ____ принято решение о сносе самовольной постройки объекта «Здание обслуживания машин – автосервис «___», расположенного по адресу: ____.
____ распоряжением Окружной администрации г. Якутска №р в вышеуказанное распоряжение внесены изменения в части адреса самовольной постройки, указан адрес: ____.
Поскольку оспариваемые распоряжения Окружной администрации г. Якутска были изданы на основании решения Комиссии по сносу самовольных построек на территории городского округа «город Якутск» от ____ в не правомочном составе, их нельзя признать законными.
Ранее, представитель ответчика заявлял о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В данном случае, суд приходит к выводу об отсутствии пропуска срока, установленного ст.219 КАС РФ, поскольку оспариваемое распоряжение от ____ является неотъемлемой частью оспариваемого распоряжения от ____, следовательно, носит длящийся характер. Административное исковое заявление поступило в суд ____, т.е. в установленный трехмесячный срок. Доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые распоряжения и протокол были своевременно вручены или направлены истцу, суду не представлено. О них истец узнал лишь ____ во время подготовки к сносу строения и во время судебного разбирательства.
Во время судебного разбирательства, суд уточнил у представителя ответчика какое строение подлежит сносу. Так, согласно акта обследования земельного участка № от ____, на схематическом чертеже объект, подлежащий сносу, заштрихован, он прямоугольной формы, с надписью КН, расположенный ближе к проходящей теплотрассе. Схема расположения объекта согласуется со схемой расположения самовольной постройки в приложении к распоряжению №р от ____.
Согласно выписки из ЕГРН нежилое помещение – гаражный бокс общей площадью ___ кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____, принадлежит на праве собственности административному истцу. Кадастровый номер был присвоен ____, право собственности за истцом было зарегистрировано ____.
При этом, необходимо отметить, что площадь согласно технического паспорта ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» от ____ на указанный объект недвижимости по внутреннему обмеру составляет ___ кв.м., по площади застройки ___ кв.м.
___ «___» по определению суда составлено экспертное заключение № от ____. Так, согласно данного заключения, определены координаты постройки, подлежащей сносу согласно оспариваемых распоряжений, площадь строения составляет ___ кв.м. как указано в выписке ЕГРН. Координаты гаражного бокса № (спорное строение) с кадастровым номером № не накладываются на смежные земельные участки. Указанная постройка не создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Таким образом, по оспариваемым распоряжениям подлежит сносу гаражный бокс общей площадью ___ кв.м, с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности истцу, которое в установленном порядке не оспорено. Оснований не доверять экспертам ___ «___» у суда не имеется, поскольку исследование было проведено квалифицированными специалистами с использованием специальной аппаратуры с выездом на место исследования. Отсюда, выводы экспертов о площади строения опровергают выводы акта обследования земельного участка о занимаемой площади ___ кв.м.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемые распоряжения и решение комиссии непосредственно затрагивают права истца.
При таких обстоятельствах, суд, оценивая все представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об обоснованности исковых требований, которые подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Решение комиссии по сносу самовольных построек на территории городского округа «город Якутск» от ____ о сносе постройки «Здание обслуживания машин – автосервис «___», расположенного по адресу: ____», распоряжения Окружной администрации г. Якутска №р от ____ «О сносе самовольной постройки объекта «Здание обслуживания машин – автосервис «___», и №р от ____ «О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации г. Якутска от ____№р «О сносе самовольной постройки объекта «Здание обслуживания машин – автосервис «___» признать незаконными и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: ___ М.В. Макаров
___
___