ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-705/2023 от 29.06.2023 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» июня 2023 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием помощника прокурора Сисаури П.С., при секретаре Жалпаковой А.Г., рассмотрев административное дело № 2а-705/2023 по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области к администрации МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области» о признании незаконными бездействия, выразившееся в необеспечении предоставления муниципальных услуг в электронном виде посредством официального сайта МО «Приволжский район» в сети «Интернет» http://priv.ru/, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.03.2016 № 236, обязании обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронном виде посредством официального сайта МО «Приволжский район»,

УСТАНОВИЛ:

прокурор обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района в рамках надзора за соблюдением законодательства о предоставлении муниципальных услуг, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части предоставления муниципальных услуг в электронном виде проведена проверка администрации МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области». Предоставление услуг должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя. В нарушение ст. 6 Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией муниципального образования «Приволжский муниципальный район Астраханской области» до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт муниципалитета не обеспечено. По выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области» внесено представление об их устранении. Вместе с тем до настоящего времени указанные нарушения не устранены. Таким образом, ввиду бездействия администрации муниципального образования «Приволжский муниципальный район Астраханской области» вышеуказанные требования закона должным образом не исполняются, муниципальным образованием не достигаются экономия энергоресурсов и повышение энергоэффективности района. В связи с этим, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, выразившееся в не обеспечении предоставления муниципальных услуг в электронном виде посредством официального сайта МО «Приволжский район» в сети «Интернет» http://priv.ru/, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.03.2016 №236, а также обязать администрацию МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области» обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронном виде посредством официального сайта МО «Приволжский район» в сети «Интернет» http://priv.ru/. в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.03.2016 № 236.

В судебном заседании помощник прокурора района Сисаури П.С. поддержал заявленные требования с учетом уточнений, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 96 КАС РФ извещён надлежащим образом, представил заявление, в котором исковые требования признал в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.157 КАС РФ ему разъяснены и понятны.

Суд, выслушав участвующего в деле помощника прокурора, исследовав доказательства, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий (бездействий) и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно только при несоответствии обжалуемого действия (бездействия), решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам ДД.ММ.ГГГГ, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Статьёй 6 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить предоставление услуги дистанционно, в том числе, в электронной форме, используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

В соответствии с этапом № 5 утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др. (далее - Требования).

Пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно п. 8(1) Требований в случае, если административный регламент предоставления государственной услуги предполагает несколько вариантов предоставления услуги соответственно единым порталом, порталом услуг, официальным сайтом обеспечивается возможность получения информации о порядке и сроках предоставления услуги в рамках соответствующего варианта, при этом определение подходящего для заявителя варианта осуществляется автоматически на основе сведений, указанных заявителем.

С учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации, предоставление услуг должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте МО «Приволжский район» в сети «Интернет» http://priv.ru/ на территории района действует более 30 административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг. Ранее указанные сведения были размещены на официальном сайте МО «Приволжский район» в сети «Интернет» http://priv30.website/, на который осуществляется переход по ссыпке «Интернет-приемная» в настоящее время с http://priv.ru/.

Постановлением администрации МО «Приволжский район» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «О зачислении в образовательную организацию».

Пунктом 3.2 регламента предусмотрена возможность подачи заявления в электронной форме.

Постановлением администрации МО «Приволжский район» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Приволжского района», которым также предусмотрена возможность подачи заявления в электронной форме.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района в рамках надзора за соблюдением законодательства о предоставлении муниципальных услуг, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части предоставления муниципальных услуг в электронном виде проведена проверка администрации МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области», по результатам которой выявлено, что администрацией муниципального образования «Приволжский муниципальный район Астраханской области» до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт муниципалитета в полной мере не обеспечено.

По выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Приволжскиймуниципальный район Астраханской области» внесено представление об ихустранении, которое до настоящего времени не устранено.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства администрация МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области» надлежащим образом не обеспечила предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт муниципалитета.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части бездействия администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, выразившееся в не обеспечении предоставления муниципальных услуг в электронном виде посредством официального сайта МО «Приволжский район» в сети «Интернет» http://priv.ru/, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.03.2016 №236, поскольку доказательства того, что на момент рассмотрения дела указанное нарушение устранено, не представлены.

В связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Приволжского района Астраханской области к администрации МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области» о признании незаконными бездействия, выразившееся в необеспечении предоставления муниципальных услуг в электронном виде посредством официального сайта МО «Приволжский район» в сети «Интернет» http://priv.ru/, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.03.2016 № 236, обязании обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронном виде посредством официального сайта МО «Приволжский район», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области» выразившееся в необеспечении предоставления муниципальных услуг в электронном виде посредством официального сайта МО «Приволжский район» в сети «Интернет» http://priv.ru/, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг».

Обязать администрацию МО «Приволжский муниципальный район Астраханской области» в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронном виде посредством официального сайта МО «Приволжский район» в сети «Интернет» http://priv.ru/, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ Н.В. Мернов