Дело № 2а–7074/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 18 сентября 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Цветковой Л.Ю.,
при секретаре Губерновой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иващенко О. В. к Правительству Вологодской области об оспаривании постановления Правительства Вологодской области от 23.10.2017 года №942, возложении обязанности принять решение о включении земельного участка с кадастровым номером № в границы населённого пункта д. Браславль сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области,
установил:
административный истец Иващенко О.В. обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что она совместно с Халявиным Г.А. и ФИО1 в 2015 году обратилась в Администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером № в границы населённого пункта д. Браславль сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области. На основании решения Градостроительного совета Череповецкого муниципального района от 15.12.2015 спорный земельный участок был включен в границы д. Браславль на основании проекта генерального плана сельского поселения Уломское. В последствии ей (Иващенко О.В.) стало известно, что по результатам заседаний Согласительной комиссии от 26.01.2018 и 02.02.2018 было принято решение об отказе во включении земельного участка с кадастровым номером № в границы населённого пункта д. Браславль. Основанием указанного отказа послужило Постановление Правительства Вологодской области от 23.10.2017 года №942 «Об отказе в согласовании проекта генерального плана Череповецкого муниципального района Вологодской области». С указанным постановлением истец не согласна, считает его не соответствующим требованиям ч. 19, 20 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», а также ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указывает, что Администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области включила спорный земельный участок в границы населённого пункта д. Браславль сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области, что соответствует требованиям ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Кроме того, полагает, что оснований для отказа, предусмотренных ч. 20 указанного выше закона также не имеется. Считает, что ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит самостоятельных оснований подготовки положительного или отрицательного заключения на проект генерального плана.
Просит признать постановление Правительства Вологодской области от 23.10.2017 года №942 незаконным и не соответствующим требованиям ч. 19, 20 ст.
4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части отказа во включении земельного участка с кадастровым номером № в границы населённого пункта д. Браславль сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области, возложить обязанность на Правительство Вологодской области принять решение о включении земельного участка с кадастровым номером 35:22:0207002:278 в границы населённого пункта д. Браславль сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области (с учетом уточнения административных исковых сведений). Восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления.
Протокольным определением от 17.08.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца ШумИ. И.Н. уточненные административные исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить. Ранее в судебном заседании 06.09.2018, суду пояснил, что оспариваемым постановлением нарушаются права истца на пользование земельным участком. Указал, что нормы Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта, однако, постановление Правительства Вологодской области от 23.10.2017 года №942 не содержит указанных оснований, следовательно, является незаконным. Первично с административным исковым заявлением истец обратилась с нарушением правил подсудности, в Вологодский областной суд Вологодской области 07.05.2018 года, считает причины пропуска срока уважительными.
Представитель административного ответчика Правительства Вологодской области Лукова И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных административных исковых требований. Суду пояснила, что в рассматриваемом случае применяется порядок утверждения генеральных планов сельских поселений, который отличается от положений ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Указала, что оспариваемое постановление принято законно и обоснованно, не нарушает права истца, порядок принятия постановления соблюден. Кроме того, ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит порядок принятия генерального плана поселения, что относится к полномочиям муниципального образования.
Представитель заинтересованного лица Комитета Градостроительства и архитектуры Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не проинформировал. Ранее, в судебном заседании 06.09.2018 представитель заинтересованного лица Пивторак О.А. с требованиями не согласилась, суду пояснила, что положения ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в данном случае неприменимы, так как указывают на то, что до 31.12.2012 решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов осуществлялось исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Оспариваемое постановление принято в рамках согласования генерального плана сельского поседения, что предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации. Считает, что права административного истца не нарушены, в том числе право пользования земельным участком.
Представители заинтересованных лиц Администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, Администрации сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Заинтересованные лица Халявин Г.А., Порядина Е.Л. в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По общему правилу, предусмотренному статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Судом установлено и не спаривалось сторонами, что об оспариваемом постановлении административный истец узнала из писем Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области от 19.02.2018 и Администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 20.02.2018 года.
Первоначально истец обратилась с административным исковым заявлением в Вологодский областной суд Вологодской области 07.05.2018 года, то есть в срок, предусмотренный требованиям статьи 219 КАС РФ.
10.05.2018 судьей Вологодского областного суда Вологодской области вынесено определение о возврате административного искового заявления Иващенко О.В. со всеми приложенными документами, о чем истец узнала 22.05.2018 года.
С учетом вышеназванных норм, учитывая, что административное исковое заявление первоначально поступило с нарушением правил подсудности в Вологодский областной суд Вологодской области 10 мая 2016 года в установленный законом срок, суд признает причину пропуска срока уважительной, и считает необходимым восстановить Иващенко О.В. срок для подачи искового заявления.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
В силу части 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
При этом в соответствии с частью 11 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные в части 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 части 11 вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.
Постановлением Правительства Вологодской области от 06.11.2012 года №1321 утвержден Порядок рассмотрения проектов схем территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Вологодской областью, проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Вологодской областью, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Вологодской области и подготовки по ним заключений (далее - Порядок).
Как следует из материалов дела, Халявин Г.А., Иващенко О.В., ФИО1 обратились в Администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области с заявлением о включении в границы д. Браславль сельского поселения Уломское земельного участка с кадастровым номером №
15.12.2015 рассмотрение указанного заявления вынесено на заседание Градостроительного совета Череповецкого муниципального района, результатом которого принято решение о согласовании включения земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта д. Браславль, что необходимо было учесть при подготовке проекта генерального плана сельского поселения Уломское.
10.06.2016 администрацией Череповецкого муниципального района Вологодской области принято постановление №840 «О подготовке проекта генерального плана сельского поселения Уломское».
06.07.2017 проект генерального плана сельского поселения Уломское, размещён в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования в соответствии с требованиями статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (согласно статьи 4 Порядка).
31.07.2017 Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области вынесено заключение, в котором содержались замечания на проект генерального плана сельского поселения Уломское, было предложено устранить указанные замечания.
Согласно письму от 18.08.2017 за № года Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области в представленном виде проект генерального плана сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области не согласовал, в связи с тем, что указанным проектом было предложено расширить границы населённых пунктов за счет земель сельскохозяйственного назначения, а также мелиорированных земель, что противоречит государственной политике области.
Во исполнение статьи 12 Порядка 04.09.2017 состоялось совещание в целях выработки единой позиции по проекту генерального плана сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области, однако, разногласия не были устранены, в связи с чем, проект генерального плана было решено направить на доработку по замечаниям и в дальнейшем рассмотреть на согласительной комиссии.
23.10.2017 года Правительством Вологодской области принято оспариваемое постановление №840 «Об отказе в согласовании проекта генерального плана сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области», которым утверждено заключение об отказе в согласовании проекта по причине включения в границы населённых пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мелиорированных земель (в соответствии со статьей 14 Порядка).
Однако, несмотря на оспариваемое постановление, согласно части 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации окончательное решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку принимает глава местной администрации, что и было сделано Администрацией Череповецкого муниципального района Вологодской области, работы по доработке проекта генерального плана продолжились.
Постановлением главы администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 16.11.2017 года №2977 с целью урегулирования разногласий по проекту генерального плана сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области создавались согласительные комиссии, которые проводили заседания 26.01.2018 года и 02.02.2018 года, однако, было принято решение об отказе по вопросу включения земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта д. Браславль, в связи с позицией Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, направленной на сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также реализацию государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы».
Суд не принимает во внимание доводы административного истца о несоответствии оспариваемого постановления частям 19, 20 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ввиду того, что положения указанной статьи в данном случае неприменимы, так как регулируют порядок изменения границ населенных пунктов путем внесения изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов до 31.12.2012 года, что осуществлялось исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Постановление Правительства Вологодской области от 23.10.2017 №840 принято в рамках согласования проекта генерального плана сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области, что предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, суд считает несостоятельной ссылку административного истца о несоответствии оспариваемого постановления положениям статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащей положения о подготовке и утверждении генерального плана поселения, генерального плана городского округа, что относится в компетенции соответственно главы местной администрации поселения, главы местной администрации городского округа.
Судом не установлено нарушений процедуры рассмотрения принятия оспариваемого акта. Правительство Вологодской области действовало в пределах предоставленных ему полномочий, права административного истца на пользование земельным участком по целевому назначению не нарушены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод заявителей в данном случае отсутствует, в связи с чем, уточненные требования Иващенко О.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
восстановить Иващенко О. В. срок для подачи административного искового заявления.
в удовлетворении уточненных административных исковых требований Иващенко О. В. к Правительству Вологодской области об оспаривании постановления Правительства Вологодской области от 23.10.2017 года №942, возложении обязанности принять решение о включении земельного участка с кадастровым номером № в границы населённого пункта д. Браславль сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Цветкова
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2018 года.