Дело № №<адрес>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Батыршиной Г.М.,
при секретаре Ермолаевой Т.В.,
с участием административного ответчика консультанта <адрес> государственной жилищной инспекции Нижегородской области – <данные изъяты>ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации <адрес> к <адрес> отделу государственной жилищной инспекции Нижегородской области, консультанту <адрес> государственной жилищной инспекции Нижегородской области – <данные изъяты>ФИО1, Государственной жилищной инспекции <адрес> об отмене предписания об устранении выявленных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к <адрес> государственной жилищной инспекции <адрес>, консультанту <адрес> государственной жилищной инспекции <адрес> – <данные изъяты>ФИО1, Государственной жилищной инспекции <адрес> об отмене предписания об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что предписанием об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ., выданным консультантом <данные изъяты> государственной жилищной инспекции <адрес>ФИО1, администрации <адрес> предписано устранить выявленные в ходе внеплановой выездной проверки нарушения: оконные блоки в одной жилой комнате (зал) и кухне <адрес> подвержены значительному износу (имеются признаки физического износа), зазоры повышенной ширины в притворах переплетов, рассыхание, загнивание и коробление элементов заполнений, в результате чего наружные створки рам закрываются неплотно, проникают атмосферные осадки. Обнаружена потеря связи между отдельными элементами оконных рам, нарушен окрасочный слой.
Администрация считает, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. подлежит отмене, поскольку нормами Жилищного кодекса РФ, условиями Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005г. № не установлен исчерпывающий перечень работ по текущему ремонту, обязанность выполнения которых возложена на нанимателя жилого помещения. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту приведен в Положении № к правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РЙФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. Пунктом 5 Перечня предусмотрено, что оконные и дверные заполнения – смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений относится к текущему ремонту. Таким образом, работы по ремонту окон в жилом помещении, включая замену, являются работами по текущему ремонту жилого помещения и должны выполняться нанимателем такого помещения за свой счет.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, административные исковые требования не поддержал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя.
Административный ответчик консультант <данные изъяты> государственной жилищной инспекции <адрес> – <данные изъяты><адрес>ФИО1, представляющий свои интересы и интересы административных ответчиков Дзержинского отдела государственной жилищной инспекции <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на ст. 20 Жилищного кодекса РФ, Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав консультанта <данные изъяты> государственной жилищной инспекции <адрес> – <данные изъяты><адрес>ФИО1 суд приходит к следующим выводам.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Однако из административного искового заявления следует, что истец оспаривает указанное предписание, считая его незаконным, вместе с тем, в просительной части иска содержится требование об отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ., при этом отсутствует сформулированное в порядке ст. 218 КАС РФ требование о признании указанного предписания незаконным.
Вместе с тем, судом установлено и из материалов дела следует, что Исполнительным комитетом <данные изъяты> совета депутатов трудящихся ДД.ММ.ГГГГ семье <данные изъяты> выдан ордер на право занятия комнаты №<адрес> по адресу: <адрес> (л.д.54). Многоквартирный <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году.
Квартира находится в собственности администрации <адрес>, заключен договор социального найма.
ФИО2 неоднократно обращался в администрацию <адрес> с заявлением о проведении капитального ремонта в квартире (л.д. 64,65).
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в ответе на обращение по вопросу о замене оконных рам в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес> указала, что данный вид работ не относится к работам по капитальному ремонту, в связи с чем замена оконных заполнений должна осуществляться за счет нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда (л.д.65).
ДД.ММ.ГГГГ. администрация <адрес> в ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ. указала, что согласно сметной документации, подготовленной <данные изъяты> на проведение работ по замене оконных блоков в данной квартире необходимо 59547,47 руб. выполнение указанных работ на средства городского бюджета в текущем году не представляется возможным в связи с отсутствие бюджетного финансирования, в связи с чем вопрос о наличии оснований для выполнения ремонта данного жилого помещения может быть рассмотрен в случае, если соответствующие расходы будут предусмотрены в городском бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год. Кроме того, в указанном ответе ФИО2 разъяснено, что действующее законодательство не препятствует нанимателям жилых помещений по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда самостоятельно выполнять ремонт, в том числе, капитальный, данных помещений, улучшая их эксплуатационные свойства (л.д.62).
Поскольку заявления о проведении капитального ремонта оставлены администрацией <адрес> без удовлетворения, ФИО2 обратился с обращением по указанному вопросу в прокуратуру <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. в ответ на обращение ФИО2 прокуратура <адрес> вынесла требование об организации проведения внеплановой проверки указанных в обращении оснований.
Требование направлено в адрес Государственной жилищной инспекции <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. Государственной жилищной инспекцией <адрес> вынесен приказ № о проведении в отношении администрации <адрес> внеплановой проверки в целях проверки факта неудовлетворительного технического состояния оконных блоков (непроведение капитального ремонта) муниципальной <адрес>). Срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проверки выявлены нарушения администрацией <адрес> обязательных требований, предусмотренных п.п. 4.7.2, 4.7.7 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением государственного комитета РФ по строительству и ЖКК № от 27.09.2003г.; Приложение № к ведомственным строительным нормам (ВСН) *58-88 (р) «Положение об организации проведения реконструкции ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988г №, а именно: окннные блоки в одной жилой комнате (зал) и кухне <адрес> дома по <адрес> подвержены значительному износу (имеются признаки физического износа), зазоры повышенной ширины в притворах переплетов, рассыхание, загнивание и коробление элементов заполнений, в результате чего наружные створки рам закрываются неплотно, проникают атмосферные осадки, обнаружена потеря связи между отдельными элементами оконных рам, нарушен окрасочный слой, многоквартирный <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, капитальный ремонт (замена) оконных блоков в течении срока эксплуатации (40 лет) не проводился, о чем составлен акт проверки №.
Консультантом <данные изъяты> государственной жилищной инспекции <адрес> – <данные изъяты><адрес>ФИО1 администрации <адрес> выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. администрация <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб. Постановление вступило в законную силу.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. администрация <адрес> привлечена за неисполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Постановление вступило в законную силу.
Полагая, что предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию возлагаются не предусмотренные законом обязанности в связи с чем нарушаются ее права, администрация <адрес> обратилась в суд с соответствующим иском.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 65, пунктом 4 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ, а также пунктами 1, 2 статьи 681 Гражданского кодекса РФ обязанности сторон договора социального найма по ремонту сданного внаем жилого помещения распределяются следующим образом: текущий ремонт является обязанностью нанимателя, капитальный ремонт осуществляется наймодателем.
В указанных нормативных правовых актах законодателем не дано определение текущего и капитального ремонта. Однако постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, в полномочия которого входила разработка, регистрация, утверждение, ввод в действие, пересмотр и отмена правил по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, от ДД.ММ.ГГГГ. № были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№), в приложениях к которым приведены перечни работ, относящихся к текущему ремонту, и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
В пункте 5 приложения № к Правилами и нормам технической эксплуатации жилищного фонда применительно к оконным и дверным заполнениям к текущему ремонту отнесены работы по смене и восстановлению отдельных элементов (приборов) и заполнений, что не идентично замене оконных блоков.
Из пункта 4 Приложения № к указанным Правилам и нормам следует, что к капитальному ремонту также относится утепление жилых зданий, в которое входят работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005г. №, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Принимая во внимание год постройки дома, срок его эксплуатации, отсутствие сведений о проведении капитального ремонта, доказательства, подтверждающие неудовлетворительное состояние жилого помещения, его нуждаемость в ремонте, выполнение указанных в оспариваемом предписании работ связано с производством капитального ремонта жилого помещения, что согласно указанным норма отнесено к обязанности наймодателя жилого помещения.
Поскольку административный иск не содержат иных доводов для отмены предписания № от ДД.ММ.ГГГГ., учитывая отсутствие требования об признании указанного предписания незаконным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 180, 218, 226-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации <адрес> к <адрес> государственной жилищной инспекции <адрес>, консультанту <адрес> государственной жилищной инспекции <адрес>ФИО1, Государственной жилищной инспекции <адрес> об отмене предписания об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в <адрес> суд Нижегородской области.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья: Г.М. Батыршина