ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-719/2021 от 09.08.2021 Иркутского районного суда (Иркутская область)

38RS0-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2021 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,

с участием представителя административного истца прокурора Иркутского района – помощника прокурора Е.Е.Н.,

представителя административного ответчика администрации Марковского муниципального образования Д.Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-719/2021 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марковского муниципального образования о возложении обязанности по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов и лесопарков,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Иркутского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Марковского муниципального образования, в котором просит возложить на администрацию Марковского муниципального образования обязанность провести лесоустройство в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Марковского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Марковского муниципального образования обязанность разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Марковского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Иркутского района в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения исполнения законодательства об охране, защите, воспроизводству лесов в деятельности администрации Марковского муниципального образования, выразившиеся в следующем.

Пунктом 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения поселения.

Частью 1 статьи 6 ЛК РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п.5 ч.2 ст. 111 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

Согласно ч.2 ст.4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статьях 81-84 ЛК РФ.

Согласно ст.84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

В соответствии с п. 1.1. ст.84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу требований ст.87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3 статья 87).

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий, осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст.67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ).

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ и ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Согласно ч.ч 1, 2 ст. 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Анализ картографического материала генерального плана, на котором установлены границы Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области, Правил землепользования и застройки, свидетельствует о наличии в границах Марковского городского поселения городских лесов.

Решением Думы Марковского муниципального образования утверждены Правила землепользования и застройки Марковского муниципального образования, которыми предусмотрено градостроительное зонирование, установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты.

В разделе 3 Правил перечислены территориальные зоны. В составе зоны рекреационного назначения выделена самостоятельная зона РЗ-1 - зона городских лесов - зона рекреационного назначения для сохранения отдельных естественных качеств окружающей природной среды путем ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне. Разделом 3 Положения о территориальном планировании Марковского муниципального образования предусмотрены зоны рекреационного назначения, в составе которых преобладают городские леса общей площадью 54 436,4 га.

Несмотря на наличие зоны городских лесов в правилах землепользования и застройки Марковского муниципального образования в нарушение вышеуказанных норм работы по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента не проведены.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Данными нарушениями затрагиваются интересы и права неопределенного круга лиц Иркутского района на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

С учетом того, что для исполнения требований прокурора администрации Марковского муниципального образования будет необходимо провести необходимые проектно-изыскательские работы, провести экспертизу проектных работ, изыскать средства на организацию работ по лесоустройству, предусмотреть соответствующие расходы в бюджете муниципального образования, что в свою очередь потребует затраты определенного времени, полагаю, что исковые требования будет разумно и целесообразно исполнить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца прокурора Иркутского района – помощник прокурора Е.Е.Н. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Просила требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Марковского муниципального образования Д.Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Прокурора, представив суду свои возражения в письменном виде.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, возражений по существу требований не представил.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, по существу заявленных требований представил письменный отзыв.

Выслушав мнение представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

На основании и во исполнение ЛК РФ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (часть 5 статьи 2 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Статьей 84 ЛК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1 часть 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 1 статьи 87 ЛК РФ).

В силу части 3 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 67 ЛК РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией. Действующая в настоящее время лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 .

Решением Думы Марковского муниципального образования утверждены Правила землепользования и застройки Марковского муниципального образования, которыми предусмотрено градостроительное зонирование, установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты. Указанными Правилами землепользования и застройки Марковского городского поселения подтверждается наличие на территории Марковского муниципального образования городских лесов (территориальная зона РЗ-1).

Разделом 3 Положения о территориальном планировании Марковского муниципального образования предусмотрены зоны рекреационного назначения, в составе которых преобладают городские леса: Марковское городское поселение – 54 436,4 га, д. Новогрудинина – 3 га, р..... – 495,1 га.

Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от **/**/**** (далее - лесоустроительная инструкция), к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Следовательно, леса, расположенные на землях лесного фонда, городскими лесами не являются. В связи с чем, доводы представителя административного ответчика об отсутствии на территории Марковского муниципального образования городских лесов суд оценивает критически. Более того, данные доводы опровергаются письмом администрации Марковского муниципального образования от **/**/**** за , из которого следует, что согласно генерального плана Марковского муниципального образования, утвержденного решением Думы Марковского муниципального образования /Дгп от **/**/**** (с учетом изменений и дополнений), площадь городских лесов составляет 54 436,4 га.

Административным ответчиком мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, на территории Марковского муниципального образования в надлежащем объеме и в установленном порядке не осуществляются. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Статьей 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Марковского муниципального образования обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Марковского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда, исходя из того, что согласно ст. 84 ЛК РФ определены полномочия органа местного самоуправления, а администрацией Марковского муниципального образования на день рассмотрения дела лесоустройство на землях населенных пунктов Марковского муниципального образования не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно п. 4 Лесоустроительной инструкции объектом лесоустройства является лесничество. Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции, проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений определены положениями ст. 84 ЛК РФ, согласно которой органы местного самоуправления в сфере лесных отношений наделены полномочиями в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности, к ним относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом ст. 81 ЛК РФ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Таким образом, приведенные положения действующего законодательства, определяющие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере лесных отношений, должны быть учтены при определении конкретного перечня мероприятий по лесоустройству, предусмотренных положениями ст. 68 ЛК РФ, обязанность выполнения которых может быть возложена на орган местного самоуправления.

С учетом изложенного, удовлетворяя требования прокурора Иркутского района и возлагая на администрацию Марковского муниципального образования обязанность по проведению лесоустройства в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Марковского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда, суд считает необходимым указать на необходимость проведения таких работ в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, имея в виду, что обязанность по выполнению таких мероприятий ограничена полномочиями органа местного самоуправления, определенными в том числе требованиями ст. 84 ЛК РФ.

В силу статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации.

Бездействие администрации в области лесоустройства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в целом и сохранение лесов в частности, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.

Определяя процессуальный срок исполнения данных обязанностей, суд учитывает объем лесоустроительных работ на территории, исходя из количества городских лесов, необходимости проведения проектно-изыскательских работ, экспертизу проектных работ, осуществления финансирования соответствующих работ, выделения необходимых денежных средств из бюджета муниципального образования, который является отдаленным и труднодоступным поселком.

Выполнение этих мероприятий потребует как значительного количества времени, так и привлечения специализированных организаций, а, следовательно, увеличение расходов бюджета на соответствующий финансовый год.

С учетом изложенного, соблюдая требования разумности, определяя баланс прав, обязанностей и законных интересов сторон, суд находит, что указанный прокурором срок – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, не может быть признан разумным.

Поскольку администрацией Марковского муниципального образования не заявлено о наличии обстоятельств, которые бы существенно увеличивали срок исполнения данных обязанностей, принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, учитывая требования разумности, суд находит возможным определить срок для исполнения возложенных судом обязанностей провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Марковского муниципального образования, в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.

Поскольку обе стороны освобождены от судебных расходов на основании подпунктов 9 и 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ, взыскание государственной пошлины не производится.

О наличии иных издержек участвующих в деле лиц, подлежащих возмещению за счет бюджета в связи с рассмотрением дела, сторонами не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марковского муниципального образования – удовлетворить.

Возложить на администрацию Марковского муниципального образования обязанность в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Марковского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

Возложить на администрацию Марковского муниципального образования обязанность в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Марковского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 11 августа 2021 года.

Судья: О.В. Недбаевская