Дело № 2а-808/2020
(№ 2а-7225/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Казакявичюте Б.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения и возложении обязанности подготовить предложение о внесении изменений в Генеральный план города и направить для рассмотрения и утверждения представительным органом местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в границах территории < адрес > по < адрес > аллея в г. Калининграде, вид разрешенного использования «для ведения садоводства». Указанный земельный участок согласно карте градостроительного зонирования расположен в территориальной зоне Ж-5. Решением общего собрания СНТ от < Дата > спорный земельный участок исключен из территории садоводческого товарищества «Заря». Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» территориальная зона Ж-5 является зоной садоводства и установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства на территории садоводств, обслуживания населения, находящегося на садовых участках. Земельный участок с кадастровым номером № находится на границе с территориальной зоной Ж-4, которая согласно вышеуказанных Правил, установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки, малоэтажных (до 4 этажей) многоквартирных домов, а так же сопутствующей инфраструктуры и объектов обслуживания населения. В связи с тем, что административный истец, являясь собственником земельного участка, имеет намерение возвести на нём блокированную жилую застройку, < Дата > он обратился с заявлением в Администрацию городского округа «Город Калининград» рассмотреть предложение о внесении изменений в план < адрес > «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1420+/-10 кв.м., расположенного по адресу: г. Калининград, < адрес >< адрес > к территориальной зоне (Ж-4). Согласно ответу (исх. № № от < Дата >) комитета территориального развития и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» законных оснований для внесения изменений в функциональное и градостроительное зонирование, установленное относительно земельного участка с кадастровым номером № с разрешённым использованием «для ведения садоводства» нет, так как в результате применения Генерального плана и Правил, права и законные интересы его правообладателя не нарушены. Кроме того, ранее, административный истец обращался в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области. Как следует из ответа на обращение ФИО1 в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в соответствии с генеральным планом рассматриваемый земельный участок располагается в границах функциональной зоны «Зона сельскохозяйственного использования (Сх): Зона дачного хозяйства и садоводства. Участок располагается в территориальной зоне садоводства Ж-5. По мнению Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области правовые основания для внесения изменений в Генеральный план отсутствуют.
Кроме того, ранее обращался в Центральный районный суд г. Калининграда с административным иском с требованием обязать Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области провести публичные слушания. При рассмотрении указанного административного дела (№ 2а-1512/2019) судом и административным ответчиком было указано на несоблюдение административным истцом процедуры, предшествующей внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», а именно на отсутствие обращения ФИО1 с заявлением в Администрацию городского округа «Город Калининград» о рассмотрении предложения о внесении изменений в Генеральный план в части земельного участка с кадастровым номером № площадью 1420+/-10 кв.м., расположенный по адресу: г. Калининград, < адрес >» к территориальной зоне (Ж-4). Реализуя своё право, предусмотренное ч. 16 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ на обращение с заявлением о рассмотрении предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» истец рассчитывал на разрешение указанного заявления по существу. То есть, ответ (принятое решение) должен был содержать либо согласие подготовить такое предложение, либо мотивированный отказ. Однако, ответ комитета территориального развития и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» содержит отказ внести изменения в функциональное и градостроительное зонирование, установленное относительно спорного земельного участка, что не соответствует просительной части заявления, нарушает порядок, предусмотренный нормами Градостроительного кодекса РФ и по существу, заявление административного истца не рассмотрено. Считает решение комитета территориального развития и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» незаконным и необоснованным, нарушающим право административного истца на рассмотрение и принятие решения о подготовке его предложений о внесении изменений в генеральный план Городского округа «Город Калининград» в части отнесения принадлежащего ему земельного участка к иной территориальной зоне, о несоблюдении административным ответчиком установленной законом процедуры, в том числе для внесения в последующем изменений в правила землепользования и застройки. Административным ответчиком при принятии решения по заявлению административного истца нарушены его законные права, порядок принятия такого решения. Обжалуемое решение не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения. На основании изложенного просил признать незаконным решение комитета территориального развития и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > по заявлению ФИО1 об отказе в рассмотрении предложения по внесению изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1420+/- 10 кв.м., расположенного по адресу: г. Калининград, < адрес > к территориальной зоне (Ж-4); обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» подготовить предложение о внесении изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1420+/- 10 кв.м., расположенного по адресу: г. Калининград, < адрес > к территориальной зоне (Ж-4) и направить для дальнейшего рассмотрения и утверждения представительным органом местного самоуправления.
В дальнейшем судом к производству был принят уточненный административный иск ФИО1, в котором он просил признать незаконным решение администрации городского округа «Город Калининград» от 17.09.2019 об отказе в рассмотрении предложения по внесению изменений в Генеральный план города, возложить обязанность подготовить предложение о внесении изменений в Генеральный план города и направить для рассмотрения и утверждения представительным органом местного самоуправления; признать незаконным бездействие Правительства Калининградской области при обращении административного истца по вопросу о внесении изменений в Генеральный план города, обязании начать процедуру по формированию изменений на основании предложений административного истца в части отнесения принадлежащего ему земельного участка к территориальной зоне Ж-4.
Определением суда от 18.09.2020 производство по делу в части требований Ильина А.В., заявленных к Правительству Калининградской области, прекращено, в связи с отказом административного истца от части требований.
В судебное заседание административный истец Ильин А.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель административного истца по доверенности - Рубашкин В.В., в судебном заседании поддержал первоначально заявленные требования административного иска по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности – Руденко Е.В. в судебном заседании иск не признал, поддержал письменные пояснения относительно административного иска. Указал, что в соответствии со ст. 8.2 Градостроительного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Генеральный план городских округов является документом территориального планирования муниципальных образований. Согласно Закону Калининградской области от 30.11.2016 № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» Правительство Калининградской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в области градостроительной деятельности, в том числе, утверждение документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы. Подготовка каких-либо предложений в интересах третьих лиц о внесении изменений в Генеральный план городского округа не входит в полномочия органов местного самоуправления. Позиция Комитета территориального развития и строительства администрации городского округа «Город Калининград», изложенная в оспариваемом письме, не создает препятствий для осуществления истцом своих прав и законных интересов, кроме того, в материалах дела имеется письмо уполномоченного органа – Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 15.04.2019, в котором указано на отсутствие оснований для внесения изменений в Генеральный план г. Калининграда. Административный истец вправе самостоятельно обращаться в уполномоченный орган о внесении изменений в документ территориального планирования, а также оспорить генеральный план в судебном порядке. Просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Правительства Калининградской области по доверенности – Котельников К.А. в судебном заседании административный иск полагал необоснованным, просил в удовлетворении требований отказать, представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель комитета территориального развития и строительства администрации городского округа «Город Калининград» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный в границах территории СНТ «Заря» по < адрес > аллея в г. Калининграде, вид разрешенного использования «для ведения садоводства».
На основании решения общего собрания членов СНТ «Заря» от < Дата > земельный участок КН № исключен из территории СНТ «Заря».
< Дата >ФИО1 обратился в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением рассмотреть предложение о внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1420+/-10 кв.м., расположенного по адресу: г. Калининград, < адрес > аллея, СНТ «Заря» к территориальной зоне (Ж-4).
< Дата > на обращение был дан ответ (№ комитета территориального развития и строительства администрации городского округа «Город Калининград».
В ответе указано, что согласно положениям Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в документы территориального планирования (генеральный план) и градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки) допускается.
Калининградской областной Думой шестого созыва в соответствии со ст. 8.2 ГрК РФ, ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» принят Закон Калининградской области от < Дата >№ «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области», вступивший в силу с 01.01.2017.
Правительство Калининградской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в области градостроительной деятельности, включая: утверждение документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пунктам 1 - 3 ч. 1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов.
Из положений статей 20 и 24 Градостроительного кодекса РФ следует, что документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе внесение изменений в данные документы, утверждаются представительными органами местного самоуправления этих муниципальных образований, а утверждению документов территориального планирования муниципальных образований предшествует их подготовка в порядке, регламентированном положениями указанных статей Градостроительного кодекса РФ.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Исходя из ч. 3 ст. 20 и ч. 8 ст. 24 этого же Кодекса, проекты документов территориального планирования муниципальных образований до их утверждения подлежат в соответствии со статьями 21 и 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кроме этого, согласно положениям статьи 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом, среди прочего, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана (часть 3). При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания (ч. 11 ст. 28 ГрК РФ). Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13).
Частью 20 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ регламентирован состав представителей в комиссии, создаваемой в целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа.
В ст. 28 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов. На основании пунктов 1 и 2 части 9 данной статьи с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний глава местной администрации принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
Статьей 8.2 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с нормами действующего Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение документов территориального планирования муниципальных образований относится к вопросам местного значения муниципальных образований, по которым, согласно абзацу первому части 1.1 статьи 17 этого же Закона, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Градостроительный кодекс РФ среди прочих полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в области градостроительной деятельности к таким полномочиям относит подготовку и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований.
Согласно Закону Калининградской области от 30.11.2016 № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» Правительство Калининградской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в области градостроительной деятельности, в том числе, утверждение документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы.
Таким образом, обращение ФИО1 было рассмотрено в установленном порядке и по существу органом, в который оно было адресовано в пределах компетенции административного ответчика. Подготовка каких-либо предложений в интересах третьих лиц о внесении изменений в Генеральный план городского округа в полномочия органов местного самоуправления, в силу изложенных выше нормативных положений, не входит.
Согласно п. 7 Положения об Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 04.02.2011 № 75, Агентство осуществляет, в том числе, следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в области градостроительной деятельности, перераспределенные в соответствии с Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области»:
- принятие решения о подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесении изменений в такие документы и обеспечение подготовки таких документов;
- принятие решения о подготовке правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесении изменений в такие документы и обеспечение подготовки таких документов;
- принятие решения о подготовке местных нормативов градостроительного проектирования, внесении изменений в такие документы и обеспечение подготовки таких документов;
- принятие решения о создании согласительной комиссии в случаях, установленных в части 9 статьи 21, части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 8 Положения Агентство является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области по созданию единой комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области.
Ранее ответом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию правительства Калининградской области № от < Дата > (на обращение вх. №-Цо от < Дата >) ФИО1 был уведомлен об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории СНТ «Заря» к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки «Ж-4».
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Калининграда от 14.05.2019 по административному делу № 2а-1512/2019 ФИО1 было отказано в удовлетворении требований к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Правительства Калининградской области о возложении обязанности провести публичные слушания.
Судом установлено, что градостроительной документацией указанный земельный участок КН № отнесен к функциональной и территориальной зоне, в которой предусмотрено осуществление такого вида деятельности, как садоводство, поскольку в соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Калининград», утвержденным решением городского совета депутатов от < Дата >№, территория СНТ «Заря» располагается в функциональной зоне дачного хозяйства и садоводства, предназначенной для размещения садоводческих и дачных объединений.
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа «город Калининград», утверждёнными решением окружного Совета депутатов от < Дата >№, рассматриваемый земельный участок располагается в территориальной зоне садоводства «Ж-5», которая установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства на территории садоводств, обслуживания населения, находящегося на садовых участках.
Использование земельного участка КН № для ведения садоводства соответствует утвержденным в установленном порядке документам территориального планирования (генеральному плану) и градостроительного зонирования (правилам). Кроме того, по карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования указанный земельный участок расположен в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Форт № 6 «Королева Луиза».
В соответствии с ч. 15 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.10.2020.
Судья Д.В. Стома