ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-722/2018 от 27.04.2018 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2018 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Исаковской Э.Л.,

при секретаре Карманниковой О.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца по ордеру адвоката Щербаковой А.В.,

представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-722/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, об обязании утвердить схему и заключить соглашении о перераспределении земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, об обязании утвердить схему и заключить соглашении о перераспределении земельного участка, мотивируя свои требования тем, что на основании договора дарения земельного участка от 24.12.2016г. ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 724 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Границы земельного участка сформированы в установленном действующим законодательством порядке и учтены в Едином государственном реестре недвижимости. Контрольными измерениями, проведенными Управлением Росреестра по Тульской области в рамках внеплановой проверки на земельном участке, установлено, что собственник земельного участка использует земельные участки: земельный участок площадью 55 кв.м., прилегающий с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером и находящийся ним в едином ограждении, а также земельный участок площадью 13 кв.м., прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером и находящийся с ним в едином ограждении не имея предусмотренных законодательством РФ прав на данные земельные участки, при этом, земельные участки, площадью 38 кв.м., прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером , а также земельный участок площадью 1 кв.м., прилегающий с юго-восточной стороны к земельному участку кадастровым номером не используются в связи с установкой ограждения из металлического профлиста вглубь земельного участка. В целях приведения границ земельного участка, сведения о которых содержаться в Едином государственном реестре недвижимости, с фактическим землепользованием ФИО1 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности с земельным участком с кадастровым номером . Рассмотрев вышеуказанное заявление, Министерство имущественных и земельных отношений по Тульской области в письме от 27.12.2017 №29-01-28/22027 отказало в перераспределении земельного участка, ссылаясь на то, что согласно представленной схеме расположения земельного участка, образуемый земельный участок примыкает к автомобильной дороге. По сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (https://rosreestr.ru/), автомобильная дорога учтена в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером . Ширина указанной дороги не определена. Дорога учтена в государственном кадастре недвижимости по координатам оси, поскольку является протяженным (линейным) объектом. Дорога находится в собственности муниципального образования город Тула. Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории с учетом норм отвода земель для размещения указанных объектов в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения и др. Помимо этого для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров. В настоящее время земельный участок для эксплуатации автомобильной дороги с кадастровым номером согласно общедоступным сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (https://rosreestr.ru/), не сформирован. Полагает данный ответ незаконным, поскольку границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В силу частей 1, 3, 7 статьи 26 Федерального закона от 0811.2007 № 257-ФЗ для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог регионального или муниципального значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет. Помимо того, что решение об установлении границ придорожных полос объекта - автомобильной дороги протяженностью 1350 м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый уполномоченным органом не принято, из общедоступных сведений публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (https://rosreestr.ru/) усматривается, что дорога, примыкающая к образуемому земельному участку, расположена в пределах <адрес>, о чем так же свидетельствует адрес этого объекта недвижимости, а, следовательно, имеются основания полагать, что автомобильная дорога расположена в границах населенного пункта, где, исходя из положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 08.11. 2007 № 257-ФЗ, придорожные полосы не устанавливаются. В связи с чем полагает необоснованным утверждение Министерства имущественных и земельных отношений по Тульской области о том, что представленная ФИО1 схема расположения земельного участка не соответствует утвержденным документам территориального планирования. С учетом изложенного, просила признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений по Тульской области, выраженный в письме от 27.12.2017г. №29-01-28/22027 в рассмотрении заявления перераспределении земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 724 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> с землями с государственной собственности. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений по Тульской области утвердить схему расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 724 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, с землями государственной собственности в срок не чем тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений по Тульской области заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, общей площадью 724 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, с землями государственной собственности в срок не более чем тридцать дней с момента внесения сведений о данном земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости.

Административный истец ФИО1, её представитель по ордеру адвокат Щербакова А.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержали по основаниям, изложенным в нем, просили его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы административного искового заявления не признал, просил отказать в его удовлетворении, полагая оспариваемое решение от 27.12.2017г. законным и обоснованным, а доводы истца и его представителя основанными на неверном толковании норм действующего законодательства. 30.11.2017г. ФИО3 обратилась в адрес Министерства с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>. В ответе от 27.12.2017 № 29-01-28/22027 Министерство отказало в перераспределении земельного участка на основании того, что образуемый земельный участок примыкает к автомобильной дороге. Согласно представленной информации от администрации города Тулы, в Едином Реестре муниципального имущества города Тулы числится сооружение дорожного транспорта (автодорога), протяженностью 1350 м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый . Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (п. 12 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). Таким образом, образуемый земельный участок примыкает к автомобильной дороге. Дорога учтена в Едином Реестре муниципального имущества города Тулы с кадастровым номером . Согласно п. 15 ст. 3Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. В соответствии с ч. 3 ст. 25 указанного выше Федерального закона в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса. Кроме того, для определения границ полосы отвода автомобильной дороги в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса». Согласно п. 4 Постановления, для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 - 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров. В соответствии с представленной схемой, а также сведениям из публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (http://rosreestr.ru/), испрашиваемый истцом земельный участок примыкает к автомобильной дороге. Согласно п. 1 ст. 90 Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, данный земельный участок находится на землях общего пользования. Формирование и предоставление данной территории может привести к нарушению прав неограниченного круга лиц на беспрепятственный доступ на земли общего пользования.

Представитель Администрации г.Тулы по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке. В письменном заявлении поддержала позицию Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Управления Россреестра по Тульской области по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явилась о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, руководствуясь положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиями статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном в гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, в предмет доказывания по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) государственных органов и (или) их должностных лиц входит, в том числе, установлением судом соответствие закону таких решений, действий (бездействия).

Исходя из изложенного, при рассмотрении в порядке, предусмотренном положениями 22 Главы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дел, связанных с оспариванием решений органов государственной власти и (или) их должностных лиц, суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, соответствует ли закону оспариваемое решение как акт органа государственной власти, порождающий правовые последствия для конкретных граждан и организаций, то есть в предмет доказывания должны входить обстоятельства, касающиеся существа обжалуемого решения. Иное противоречило бы задачам административного судопроизводства, которое должно способствовать укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 724 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>,что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.12.2016г.

Границы земельного участка сформированы в установленном действующим законодательством порядке и учтены в Едином государственном реестре недвижимости.

Контрольными измерениями, проведенными Управлением Росреестра по Тульской области в рамках внеплановой проверки на земельном участке, установлено, что собственник земельного участка использует земельные участки: земельный участок площадью 55 кв.м., прилегающий с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером и находящийся ним в едином ограждении, а также земельный участок площадью 13 кв.м., прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером и находящийся с ним в едином ограждении не имея предусмотренных законодательством РФ прав на данные земельные участки, при этом, земельные участки, площадью 38 кв.м., прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером , а также земельный участок площадью 1 кв.м., прилегающий с юго-восточной стороны к земельному участку кадастровым номером не используются в связи с установкой ограждения из металлического профлиста вглубь земельного участка. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки №2689/16 от 07.12.2016г.

30.11.2017г. ФИО3 обратилась в адрес Министерства с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В ответе от 27.12.2017 № 29-01-28/22027 Министерство отказало в перераспределении земельного участка на основании того, что образуемый земельный участок примыкает к автомобильной дороге. Согласно представленной информации от администрации города Тулы, в Едином Реестре муниципального имущества города Тулы числится сооружение дорожного транспорта (автодорога), протяженностью 1350 м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый .

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В силу п. п. 2, 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Исходя из п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Одним из оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является то, что проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте (пп. 4 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. п. 1, 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог местного значения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (п. 12 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Судом установлено, что в соответствии с представленной схемой, а также сведениям из публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (http://rosreestr.ru/), испрашиваемый истцом земельный участок примыкает к автомобильной дороге.

Согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 указанного закона в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются, в числе прочего, выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.

Кроме того, для определения границ полосы отвода автомобильной дороги в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса».

Согласно п. 4 Постановления, для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 - 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.

Согласно п. 1 ст. 90 Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Кроме того, письмом от 17.11.2017 № КИиЗо-5462/2 Администрация города Тулы сообщила, что граница автодороги располагается в пределах красных линий в соответствии с Градостроительным кодексом.

По смыслу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, также являются красными линиями.

Таким образом, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 71:14:010201:1835 занят таким линейным объектом, как автомобильная дорога, то в силу пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок, являющийся муниципальной собственностью, законом отнесен к ограниченным в обороте, что в соответствии с вышеприведенными нормами пп. 4 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в перераспределении земельных участков.

Доводы истца о том, что в настоящее время земельный участок для эксплуатации автомобильной дороги с кадастровым номером 71:14:010201:1835 согласно общедоступным сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (https://rosreestr.ru/), не сформирован, не является основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку в силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В данном случае, земельный участок с кадастровым номером 71:14:010201:1835 оформлен в муниципальную собственность, определен вид разрешенного использования, в соответствии с которым данный земельный участок и подлежит использованию.

Анализируя вышеуказанные нормы Земельного кодекса РФ, конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком - уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлении ФИО1 были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа перераспределении земельного участка, об обязании утвердить схему и заключить соглашении о перераспределении земельного участка, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа перераспределении земельного участка, об обязании утвердить схему и заключить соглашении о перераспределении земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: