ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-724/2022 от 01.09.2022 Ейского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-724/2022

УИД 23RS0016-01-2022-000948-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 1 сентября 2022 года

Ейский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Андреева О.В.,

при секретаре судебного заседания Лазареве Р.Н.,

с участием:

административного истца Волынского В. П.,

административного ответчика Батрак М. Е.,

представителей третьего лица территориальной избирательной комиссии Ейского района Краснодарского края по доверенности Подосинникова Н.П. и Савина А.М.,

помощника Ейского межрайонного прокурора Галковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волынского В. П. к Батрак М. Е. третье лицо – Территориальная избирательная комиссия Ейского района Краснодарского края об отмене регистрации кандидата в депутаты,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец кандидат в депутаты Совета муниципального образования Ейского района седьмого созыва по Северо-Восточному городскому четырехмандатному избирательному округу Волынский В.П. обратился в суд с административным иском к Батрак М.Е. в котором просит отменить (аннулировать) его регистрацию в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования Ейского района седьмого созыва по Северо-Восточному городскому четырехмандатному избирательному округу и возложить на Территориальную избирательную комиссию Ейского района Краснодарского края исключить из списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования Ейского района седьмого созыва по Северо-Восточному городскому четырехмандатному избирательному округу Батрак М. Е..

В обосновании заявленных требований указано, что на территории муниципального образования Ейского района Краснодарского края в период с 9 по дата назначены выборы депутатов Совета муниципального образования Ейский район. Стороны являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Совета муниципального образования Ейского района седьмого созыва по Северо-Восточному городскому четырехмандатному избирательному округу .

дата административному истцу стало известно, что Батрак М.Е. изготовил и распространил агитационный печатный материал, на котором изображен официальный символ (герб) Ейского городского поселения Ейского района.

Указал, что официальные символы отнесены Законом к охраняемым средствам индивидуализации органов власти, их использование возможно исключительно в порядке, установленном законом и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Поскольку административным ответчиком не заключалось договора на использование официального символа Ейского городского поселения Ейского района в агитационных целях, размещение герба нарушает законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Следовательно, в силу положения ч. 1(1) ст. 39 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» и ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата должна быть аннулирована.

Административный истец Волынский В.П. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержали, настаивали на их удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик Батрак М.Е. в судебном заседании возражал против доводов административного искового заявления, указал что им дата, перед распространением агитационных материалов, в установленном законом порядке, получено разрешение от главы Ейского городского поселения на использование герба города Ейска в указанных материалах.

Представители третьего лица - Территориальной избирательной комиссии Ейского района Краснодарского края по доверенности Подосинников Н.П. и Савин А.М. в судебном заседании, каждый в отдельности, возражали против доводов административного искового заявления. Представили отзыв, из которого следует, что зарегистрированный кандидат в депутаты Совета муниципального образования Ейского района седьмого созыва по Северо-Восточному городскому четырехмандатному избирательному округу Батрак М.Е.дата представил в территориальную избирательную комиссию Ейского района печатный агитационный материал в виде цветной листовки формата А-5 с содержанием всех необходимых данных о заказчике и изготовителе в соответствии с нормами действующего законодательства. На данной листовке имеется изображение герба города Ейска. К листовке приложены документы подтверждающие оплату изготовления листовок из средств специального избирательного фонда кандидата и письменное согласие главы города Ейска Кияшко Д. В. на использование в агитационном материале изображение герба города Ейска.

Помощник Ейского межрайонного прокурора Галкова О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку истцом не представлено доказательств совпадения описания герба с содержащимися изображениями на агитационном материале, кроме того, Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что герб муниципального образования не является объектом авторских прав.

Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, не предусматривает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Согласно п. 5 ст. 78 Федерального закона N 67-ФЗ заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее, чем за пять дней до дня голосования.

Административный истец обратился с настоящим иском в суд 29 августа 2022, в связи с получением указанной в иске информации 25 августа 2022, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ.

На основании п.п. "д" п. 7 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п. 1.1 ст. 56 данного Федерального закона.

В соответствии с п. 1.1 ст. 56 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных законом (абзац 3 п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 35 постановления от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", несоблюдение требований, установленных частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя, - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Судом установлено, что решением Совета муниципального образования Ейский район от 20 июня 2022 года № 440 выборы Совета муниципального образования Ейского района назначены на дата.

Решением Территориальной избирательной комиссии от датаВолынский В. П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Ейского района седьмого созыва по Северо-Восточному городскому четырехмандатному избирательному округу .

Решением Территориальной избирательной комиссии от датаБатрак М. Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Ейского района седьмого созыва по Северо-Восточному городскому четырехмандатному избирательному округу .

По доводам административного истца, в период предвыборной компании к нему обратился гражданин Ерешенко И.Л., указавший, что им выявлен факт использования герба города Ейска на бумажном агитационном материале кандидата в депутаты Совета муниципального образования седьмого созыва по Северо-Восточному городскому четырехмандатному избирательному округу Батрак М.Е.

Как указано административным истцом, кандидат в депутаты Батрак М.Е. не имея соответствующего договора в силу п. 6 положения о гербе муниципального образования города Ейска Краснодарского края утвержденного Советом муниципального образования от дата на размещение герба города Ейска на агитационном материале, чем нарушил законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В подтверждение своих доводов, административным истцом представлены исследованные в судебном заседании светокопии Решения Совета муниципального образования города Ейска Краснодарского края от 21 марта о гербе муниципального образования города Ейска Краснодарского края с приложениями ,2,3,4 (л.д. 7-18).

Как видно из представленного Решения, геральдическое описание герба города Ейска гласит: «В серебряном поле волнистая лазоревая (синяя, голубая) перевязь, обремененная золотой стерлядью с червонными (красными) глазами и плавниками.

Согласно ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Указом Президента РФ от 21.03.1996 № 403 утверждено Положение о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.

Регистр создан в целях систематизации и упорядочения использования официальных символов и отличительных знаков и ведется Геральдическим советом при Президенте РФ.

В Регистр вносятся официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (флаги, гербы, эмблемы).

Для регистрации официальных символов и отличительных знаков необходимо представить в Геральдический совет их графическое изображение (рисунок), геральдическое описание и решение, утверждающее символ или отличительный знак в качестве официального.

В случае необходимости Геральдический совет имеет право затребовать историческую справку, официальное толкование изображения и другие материалы у соответствующих органов местного самоуправления.

Внесение официального символа и отличительного знака в Регистр осуществляется Геральдическим советом на основании проведенной им геральдической экспертизы представленных материалов. В Регистр вносятся также ранее утвержденные официальные символы и отличительные знаки при условии их соответствия геральдическим требованиям. Официальные символы и отличительные знаки вносятся в Регистр вместе с их графическими изображениями (рисунками) и геральдическими описаниями. В случае отсутствия необходимого описания в решении, утверждающем официальный символ или отличительный знак, геральдическое описание составляется Геральдическим советом и направляется в соответствующий орган местного самоуправления для утверждения.

Регистрация официального символа и отличительного знака выполняется после принятия решения об утверждении их описаний. Выдача свидетельства о регистрации официального символа и отличительного знака осуществляется Геральдическим советом. Право на официальный символ и отличительный знак, внесенные в Регистр, принадлежит обладателю свидетельства о регистрации официального символа и отличительного знака или его правопреемнику (ч.1).

Порядок выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации и образец бланка указанного свидетельства утверждены распоряжением Президента РФ от 13 октября 2003 г. № 471-рп. В свидетельстве указывается порядковый номер, под которым официальный символ или отличительный знак внесен в Государственный геральдический регистр РФ, а также дата и номер протокола заседания Геральдического совета, принявшего решение о регистрации геральдического знака. Свидетельство скрепляется подписями председателя и ответственного секретаря Геральдического совета и гербовой печатью. Свидетельство направляется в орган местного самоуправления, учредивший соответствующий геральдический знак, не позднее чем через 30 дней со дня его внесения в Регистр. Допускается на основании запроса учредителя размещение на свидетельстве многоцветного рисунка геральдического знака и его описания. Условия изготовления многоцветного рисунка геральдического знака устанавливаются договором, заключаемым учредителем с художником, кандидатура которого согласовывается с Геральдическим советом (ч.2).

Административным истцом в обосновании своих доводов не представлено сведений о регистрации герба города Ейска в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.

Отношения в области прав на результаты интеллектуальной деятельности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая, раздел VII).

По общему правилу объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 1229 ГК РФ другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Кодексом.

Согласно статье 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.

В силу п. 1 ст. 1266 ГК РФ, не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

В соответствии с п. 1 ст. 1268 ГК РФ, автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Муниципальное образование имеет право на использование своих официальных символов и определение порядка такого использования. Согласно п. 6 ст. 1259 ГК РФ символы и знаки муниципальных образований не являются объектами авторских прав. Это означает, что к ним неприменим гражданско-правовой режим защиты прав. Право авторства в силу ст. 1264 ГК РФ может возникать только на проект официального символа. Законодательство Российской Федерации не устанавливает административной или иной ответственности за применение официальных символов муниципального образования без разрешения правообладателя (ч3).

С учетом приведенных норм права, не может считаться нарушением требований закона использование официальных символов органов местного самоуправления без разрешения правообладателя субъектами избирательного права в том смысле, который характеризует предвыборную деятельность кандидатов, влекущую для кандидата негативные последствия в виде отмены его регистрации.

Отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности за виновное нарушение законодательства о выборах, следовательно, может быть применена судом исключительно при доказанности обстоятельств, в пункте 7 статьи 76 названного Закона и виновного совершения этих действий кандидатом в депутаты.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П, отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.

Отмена регистрации кандидата, выступающая в качестве санкции за совершенное правонарушение, как связанная с ограничением избирательных прав, должна осуществляться на основе вытекающего из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа соразмерности. Поэтому суд, принимая соответствующее решение, не вправе исходить из одних лишь формальных оснований отмены регистрации, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суд полагает, что правовые основания для отмены решения Территориальной избирательной комиссии Ейского района Краснодарского края от дата о регистрации Батрак М. Е. в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования Ейского района седьмого созыва по Северо-Восточному городскому четырехмандатному избирательному округу отсутствуют.

Поскольку указанные истцом в административном иске факты в обоснование заявленных требований не нашли своего подтверждения, указанные нарушения не предусмотрены федеральным законом в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, другие нарушения закона при принятии решения о регистрации кандидата в иске не нашли своего подтверждения, и доказательств истцом этому не представлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления не усматривается.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска Волынского В.П. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 174-177, 241-244 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Волынского В. П. к Батрак М. Е. третье лицо – Территориальная избирательная комиссия Ейского района Краснодарского края об отмене регистрации кандидата в депутаты - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы, через Ейский районный суд Краснодарского края в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть со 2 сентября 2022 года.

Судья Ейского районного суда

Краснодарского края О.В. Андреев