ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-726/18 от 19.12.2018 Цимлянского районного суда (Ростовская область)

Административное дело

№ 2а-726/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018 года город Цимлянск

Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Степановой И.В.,

при секретаре судебного заседания Алиевой Н.А.,

с участием:

административного истца Кривенко Е.В.,

представителя административного ответчика Администрации Цимлянского района Ростовской области по доверенности Буруниной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кривенко Евгения Владиславовича и Кривенко Елены Владимировны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 к административным ответчикам Администрации Цимлянского района Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, третье лицо Комитет по молодежной политике Ростовской области о признании отказа незаконным, обязании направить документы для погашения основной суммы долга по кредитному договору, обязании погасить основную сумму долга по кредитному договору,

установил:

Кривенко Е.В. и Кривенко Е.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 обратились в Цимлянский районный суд с административным иском к административным ответчикам Администрации Цимлянского района Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, третье лицо Комитет по молодежной политике Ростовской области о признании отказа незаконным, обязании направить документы для погашения основной суммы долга по кредитному договору, обязании погасить основную сумму долга по кредитному договору.

В обоснование иска указали на то, что 03.10.2018г. истцы обратились в Администрацию Цимлянского района с заявлением о предоставлении их семье социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному кредиту с учетом численности моей семьи - 4 человека.

22.10.2018г. истцы получили ответ о том, что в сводном списке молодых семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным протоколом от 02.10.2018г. заседания областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан их семья отсутствует. А также, то, что их семья исключена из числа участников областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение
жильем молодых семей в Ростовской области» на 2011-2015 годы.

Считают данный отказ в предоставлении социальной выплаты для
погашения основной суммы долга и уплате процентов по ипотечному
кредиту, незаконным и нарушающим их права и законные интересы по следующим основаниям.

Распоряжением Администрации Цимлянского городского поселения от 14.08.2009г. «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях», семья истцов, состоящая из: супруг - Кривенко Евгений
Владиславович, ДД.ММ.ГГГГ.р., супруги - Кривенко Елены Владимировны,
ДД.ММ.ГГГГ сын - ФИО1, 20.10.2006г.р.,
признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением Администрации Цимлянского района от
25.08.2009г. «О включении молодых семей в число участников областной
целевой программы» семья истцов признана участником областной целевой
программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области» на
2006-2015гг.

11.10.2012г. оформили в Сбербанке России ипотечный кредит в сумме
1 700000,00 рублей и приобрели часть жилого дома общей площадью 65,9 кв.м.,
расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается
свидетельствами о государственной регистрации права собственности от
ДД.ММ.ГГГГ серия , серия .

ДД.ММ.ГГГГ. у истцов родился сын - ФИО12.

П.1 правил предоставления молодым семьям социальных выплат на
приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 гласит: «Настоящие правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут
направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а так же на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссии и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам».

П.18 данного постановления не предусматривает возможность исключения семьи из подпрограммы, если она была принята в установленном порядке.

Согласно п.52 этого же постановления Правительства РФ социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, в том числе путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или
займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого
дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным
жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива. Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления семьи - участницы подпрограммы из списков
участников подпрограммы.

Т.е. получается, что только после произведения социальной выплаты
молодая семья - участница подпрограммы, может быть исключена из
списков.

Как неоднократно указывали суды, государство не может в одностороннем порядке отказаться от возложенных на него социальных обязанностей. Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-
правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается
произвольный отказ от него. (Апелляционное определение Верховного суда
Республики Марий Эл от 17.04.2012г. № 33-535/2012, апелляционное
определение Ставропольского краевого суда от 10.01.2017г. № 33-144/2017).

В силу ст.ст. 38,40 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Важнейшим направлением жилищной политике Российской Федерации является поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий.

Из выше сказанного следует, что семья истцов на момент признания в 2009 году участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившая желание получить социальные выплаты, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила.

Исходя из вышесказанного, руководствуясь ст.ст. 38,40 Конституции РФ, ст.2 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285, ст.ст. 124-126 КАС РФ, истцы просят суд признать отказ Администрации Цимлянского района от 22.10.2018г. незаконным.

Обязать Администрацию Цимлянского района направить документы в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области для погашения основной суммы долга по кредитному договору от 11.10.2012г. из расчета на 4-х человек.

Обязать Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области погасить основную сумму долга по кредитному договору от 11.10.2012г. из расчета на 4-х человек.

В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцы просят суд признать отказ Администрации Цимлянского района от 22.10.2018г. незаконным.

Обязать Администрацию Цимлянского района направить документы в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области для погашения основной суммы долга по кредитному договору от 11.10.2012г. из расчета на 4-х человек.

Обязать Администрацию Цимлянского района направить документы в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области включить в сводный список молодых семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» семью ФИО11 в составе 4-х человек.

Обязать Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области погасить основную сумму долга по кредитному договору от 11.10.2012г. из расчета на 4-х человек.

Административный истец Кривенко Е.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании настаивала на уточненных административных исковых требованиях, просила удовлетворить в полном объеме.

Административный истец Кривенко Е.В., будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, предоставил заявление о рассмотрении данного дела без его участия от 27 ноября 2018 года (л.д. 75). Административные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит удовлетворить, суду доверяет, отводов не имеет.

Представитель административного ответчика Администрации Цимлянского района по доверенности Бурунина Н.Н. в судебном заседании ссылалась на доводы, аналогичные доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, просила решение вынести на усмотрение суда.

Ответчик Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, предоставило письменные возражения на уточненные административные исковые требования, в которых просит отказать в удовлетворении административных исковых требований Кривенко Е.В., Кривенко Е.В. в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 В порядке ст.150 КАС РФ просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства строительства РО.

Третье лицо Комитет по молодежной политике Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета по молодежной политике Ростовской области.

Суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика и третьего лица, принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, сроки рассмотрения дел данной категории и отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд, выслушав истца, представителя административного ответчика Администрации Цимлянского района, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638, при рождении (усыновлении) ребенка.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Кроме этого в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» закреплено, что получение гражданами - участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы «Жилье», возможно путем участия в региональной и муниципальных программах.

Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что 14 августа 2009 года семья Кривенко Елены Владимировны составом семьи из трех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и зарегистрирована в списке граждан, имеющих право на государственную поддержку на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д. 13).

В период действия указанной выше Федеральной целевой программы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов семье Кривенко социальная выплата произведена не была.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ семья Кривенко заключила договор купли-продажи части жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Указанные часть жилого дома и земельный участок приобретены семьей за счет заемных средств, предоставленных на основании кредитного договора от 11 октября 2012 года (л.д. 17-31). Право собственности Кривенко на указанные часть жилого дома и земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-10).

03 октября 2018 года Кривенко Е.В. обратился в Администрацию Цимлянского района Ростовской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплате процентов по ипотечному кредиту с учетом численности его семьи – 4 человека (л.д. 6).

Письмом Администрации Цимлянского района Ростовской области от 22 октября 2018 года в предоставлении социальной выплаты Кривенко Е.В. было отказано, поскольку в сводном списке молодых семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, семья Кривенко отсутствует. Постановлением Администрации Цимлянского района от 09 июля 2013 года «О внесении изменений в постановление Администрации Цимлянского района от 13.05.2011г. «О включении молодых семей в число участников областной целевой программы» молодая семья Кривенко Е.В. была исключена из числа участников областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области» на 2011-2015 года (л.д. 32).

Разрешая административные заявленные требования, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку с 2001 года возможность перечисления социальной выплаты на погашения долга по кредиту, полученному после 01 января 2011 года, не предусматривается.

При этом судом учтено, что в 2009 году семья Кривенко была включена в список молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области на период 2006-2015 годы».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы» принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.

В связи с чем, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы прекратила свое действие, в связи с истечением срока ее действия.

Согласно пункта 2 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 и являющихся Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, предусмотрен исчерпывающий перечень направлений использования молодой семьей средств социальной выплаты, полученной в рамках данной подпрограммы. Данный перечень не содержат условия, аналогичного условию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы о том, что социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату текущих платежей и процентов по жилищным кредитам или займам.

В силу подпункта «г» пункта 2 которых социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу подпункта «е» пункта 2, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В ранее действовавшей редакции данных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам не предполагалась.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, получение молодыми семьями свидетельств о праве на социальную выплату на погашение долга по кредитам, полученным после 01 января 2011 года, нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне, не предусмотрено. Действующим правовым регулированием предполагается возможность предоставления такого свидетельства молодым семьям лишь на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Участие молодых семей в подпрограммах «Обеспечение жильем молодых семей» с целью получения социальной выплаты по смыслу Федеральных целевых программ «Жилище» на 2006-2010 годы и на 2011-2015 годы является добровольным.

При этом, ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках обеих программ не предусматривали и не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил.

Вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01 января 2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты.

Поскольку срок действия Подпрограммы на 2002-2010 годы истек, выплата в рамках Подпрограммы на 2011-2015 годы произведена быть не может, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств.

Поскольку срок действия подпрограммы на 2002-2010 годы истек, подпрограмма на 2011-2015 годы, предполагает выдачу свидетельства на социальную выплату на погашение первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту либо на погашение долга по такому кредиту, полученному до 01 января 2011 года, при этом, семья Кривенко получила кредит, за счет которого была приобретена часть квартиры и земельный участок и улучшены жилищные условия ее семьи ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 01 января 2011 года, в связи с чем основания для перечисления Кривенко Е.В. социальной выплаты отсутствовали.

Кроме того, Постановлением Администрации Цимлянского района Ростовской области , в соответствии с которым семья Кривенко была исключена из числа участников областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области» на 2011-2015 годы, было вынесено 09 июля 2013 года.

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы досрочно прекращена с 01 января 2018 года. Мероприятия указанной федеральной целевой программы интегрированы в основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в рамках которого молодым семьям-участникам указанного основного мероприятия, за счет средств консолидированного бюджета (федерального, областного и местного) предоставляются социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В пункте 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 27.08.2018) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила) предусмотрены требования, предъявляемые к молодым семьям, как участникам основного мероприятия, среди которых обязательное требование к возрастному составу участников: возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Таким образом, как в силу федерального, так и областного законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

Из предоставленных паспортных данных следует, что в настоящее время Кривенко Елена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,- супруга, достигла 35 лет, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - супруг, достиг 36 лет. Список утверждается ежегодно, в связи с чем, лица, уже достигшие возраста 36 лет, в него не могут быть включены.

Иное важное условие предусмотрено в подпункте «б» пункта 6 Правил, в силу которого молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что административными истцами приобретен жилой дом общей площадью 65,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-10).

Следовательно, в настоящее время у административных истцов имеется жилье, что не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам вышеуказанной государственной программы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Разрешая настоящий спор суд учитывает требования статей 14, 45, 46, 62, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об осуществлении административного судопроизводства на основании равноправия и состязательности сторон, когда каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения, а также обстоятельства в соответствии с бременем доказывания, возложенным, указанным кодексом.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанном на соблюдении принципов, закрепленных в частях 2-6 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным статьями 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и вследствие изложенного содержат доказательства, которые имеют значения для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только лишь данными средствами доказывания.

Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из указанного доказательства, представленного сторонами, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд полагает правомерным постановить решение, которым в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении уточненных административных исковых требований Кривенко Евгения Владиславовича и Кривенко Елены Владимировны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 к административным ответчикам Администрации Цимлянского района Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о признании отказа незаконным, обязании направить документы для погашения основной суммы долга по кредитному договору, обязании погасить основную сумму долга по кредитному договору - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись И.В. Степанова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2018 года.