ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-734/18 от 20.08.2018 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

№ 2а-734/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2018 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Петровой Е.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности от 14.06.2017 года,

административного ответчика государственного регистратора Федеральной службы государственной регистрации и картографии Отдела регистрации прав, ограничений (обременений) прав Управления Росреестра по Хабаровскому краю ФИО3,

при секретаре Мартыновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО4 к инспектору Федеральной службы государственной регистрации и картографии Отдела регистрации прав, ограничений (обременений) прав Управления Росреестра по Хабаровскому краю ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании действий по приостановлении государственной регистрации сделки незаконными, обязании произвести государственную регистрацию сделки,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указали следующее.

ФИО1 и ФИО4 имеют по ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес> С целью продажи принадлежащей ей ? доли ФИО1, ФИО4 и ФИО1 заключили договор купли-продажи указанного дома, при этом ФИО4 на имя ФИО1 была выдана доверенность на право совершать сделки купли-продажи всего имущества. 14.06.2018 года регистрация сделки была приостановлена, поскольку необходимо нотариальное удостоверение сделки. Просят признать действия государственного регистратора Федеральной службы государственной регистрации и картографии Отдела регистрации прав, ограничений (обременений) прав Управления Росреестра по Хабаровскому краю ФИО3 по приостановлению государственной регистрации сделки незаконными, обязать произвести государственную регистрацию сделки.

Определением судьи от 10.08.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.

В судебное заседание административные истцы ФИО1 и ФИО4 не прибыли, извещались в надлежащем порядке. Также в соответствии с частью 7 названной статьи информация о принятии дела к производству, о времени и месте судебного заседания была размещена судом на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю не прибыл, извещался в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеются соответствующие сведения, причин уважительности неявки в суд не представили, заявлений, ходатайств суду не представил.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка кого-либо из лиц, извещенных в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению иска по существу, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не прибывших сторон.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.

В судебном заседании административный ответчик государственный регистратор Федеральной службы государственной регистрации и картографии Отдела регистрации прав, ограничений (обременений) прав Управления Росреестра по Хабаровскому краю ФИО3 заявленные требования не признала, предоставила письменные возражения по делу, в которых указала следующее.

06.06.2018 в Филиал МФЦ в г.Николаевске-на-Амуре поступило заявление от ФИО1, действующего за себя лично и от имени ФИО4 по доверенности от 01.07.2016 рег. номер 4-2775, удостоверенной нотариусом ФИО5, с приложением документов, необходимых для проведения государственной регистрации.

После поступления документов в регистрирующий орган была проведена экспертиза представленных на государственную регистрацию документов.

В ходе проведения правовой экспертизы была проверена законность сделки и представленного на государственную регистрацию правоустанавливающего документа – договора купли-продажи от 04.06.2018г.

В ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что документы, представленные на государственную регистрацию прав по форме (содержанию) не соответствуют действующего законодательства, в связи с чем было принято решение о приостановлении государственной регистрации до 3-х месяцев в соответствии с пунктом 7 части Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (далее - Закон), о чем заявителю ФИО1 было сообщено уведомлением от 14.06.2018г. 001/2018-1558833/2.

Согласно предствленному на государственную регистрацию договору купли продажи от 04.06.2018г., продавец ФИО4 отчуждает 1/2 долю квартиры, принадлежащую ей общей долевой собственности в пользу ФИО1

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости данная квартира находится в равнодолевой собственности по 1/2 доли у ФИО4 и ФИО1

В соответствии с п.1 ст. 42 Закона сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке подлежат нотариальному удостоверению. Представленный на государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности договор купли-продажи квартиры от 04.06.2018 нотариально не удостоверен, что не соответствует требованиям вышеуказанной статьи закона.

Согласно внесенным Федеральным законом от 02.06.2016 №172-ФЗ изменениям, нотариальному удостоверению подлежат любые сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимость. Единственным исключением являются сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.

Гражданским законодательством не предусмотрено исключений по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимость между близкими родственниками или сособственниками.

Таким образом, для всех категорий граждан, отчуждающих доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, сделки подлежат нотариальному удостоверению.

Кроме того, было установлено, что за государственной регистрацией права общей долевой собственности (перехода права общей долевой собственности) на основании договора купли-продажи квартиры от 04.06.2018г. обратился покупатель ФИО1, который также действует как представитель продавца ФИО4 на основании доверенности от 01.07.2016г., удостоверенной нотариусом ФИО5, реестровый номер 4-2775.

Договор купли-продажи подписан ФИО1 как за себя лично, так и за ФИО4, от имени которой он действует согласно вышеуказанной доверенности.

Однако согласно пункту 3 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является.

Таким образом, договор купли-продажи не может быть подписан одним и тем же лицом.

Об указанном препятствии к проведению государственной регистрации ФИО1 было дополнительно направлено уведомление от 09.08.2017г. №КУВД-001/2018-1558833/2.

На основании вышеизложенного, считает решение о приостановлении законным и обоснованным и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, право обжалования сторонами действий регистрирующего органа предусмотрено ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 17 Закона о регистрации основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 названного Федерального закона).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что при проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов и проверку законности сделок.

Согласно статье 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов (пункт 1). Государственная регистрация по инициативе регистратора может быть приостановлена не более чем на один месяц (пункт 2).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 19 этого Федерального закона, если в течение указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 обратился в отдел регистрации прав, ограничений (обременений) прав Управления Росреестра по Хабаровскому краю был представлен пакет документов для государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

14.06.2018 года административным ответчиком принято решение (уведомление) о приостановлении государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество на 1 месяц до 13.09.2018 года.

Основаниями для приостановления процедуры регистрации послужило предоставление документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, а именно: договор купли-продажи квартиры от 04.06.2018 нотариально не удостоверен.

Кроме того установлено, что покупатель ФИО1 действует также как представитель продавца ФИО4 на основании нотариальной доверенности, на основании чего государственным регистратором 09.08.2018 вынесено дополнительное уведомление о приостановлении государственной регистрации сделки.

04.06.2018 ФИО1, действующим от имени ФИО4, были представлены в Управление Росреестра документы на государственную регистрацию права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи объекта недвижимости, заключенного между ФИО4 и ФИО1, действующим от имени ФИО4

Согласно дополнительного уведомления государственного регистратора от 09.08.2018 государственная регистрация была приостановлена в связи с тем, что согласно представленной ФИО1 доверенности, заверенной нотариусом ФИО5, на основании которой он действовал от имени продавца ФИО4, ФИО1, являясь покупателем квартиры, одновременно является представителем продавца ФИО4 указанной квартиры.

Не согласившись с указанным отказом, ФИО1 и ФИО4 обратились с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент рассматриваемых правоотношений) (далее - Закон о регистрации) регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению (абз. 1 п. 1 ст. 24 Федерального закона N 122 в редакции Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 1 ст. 185 ГК РФ предусмотрено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (п. 1 ст. 182 ГК РФ).

В соответствии со ст. 13 Закона N 122-ФЗ, регламентирующей порядок проведения государственной регистрации, после приема документов, представленных для государственной регистрации прав, проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом (абз. 3 п. 1).

Основания для приостановления государственной регистрации прав предусмотрены ст. 19 Закона N 122-ФЗ, в соответствии с п. 1 которой государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном п. 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Исходя из изложенного, суд считает, что поскольку сделка по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключенная между ФИО1 и ФИО4, заключена ими на момент действия Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ, согласно которого указанные сделки подлежат нотариальному удостоверению, действия государственного регистратора по приостановлению регистрации сделки являлись законными и обоснованными.

Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым действием органа государственной власти были нарушены права и свободы заявителей, созданы препятствия к осуществлению ими своих прав и свобод, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 227, 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1, ФИО4 к инспектору Федеральной службы государственной регистрации и картографии Отдела регистрации прав, ограничений (обременений) прав Управления Росреестра по Хабаровскому краю ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании действий по приостановлении государственной регистрации сделки незаконными, обязании произвести государственную регистрацию сделки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24.08.2018 года.

Судья Е.Г.Петрова