ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-735/21 от 14.05.2021 Анапского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-735/21

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.-к. Анапа 14 мая 2021 г.

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Киндт С.А.,

при секретаре Мазник Д.С.,

с участием:

представителя административного ответчика Администрации МО г.-к. Анапа МО г.-к. Анапа – Мугафаров А.В., действующего на основании доверенности 000 от 25.12.2020г.,

представителя административного соответчика УИО администрации МО г.-к. Анапа – Мугафаров А.В., действующего на основании доверенности 000.05.-9314/20,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Торосян Н.И. к Администрации МО г.-к. Анапа, УИО администрации МО г.-к. Анапа о восстановлении процессуального срока, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании предоставить в собственность за плату земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Торосян Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО г.-к. Анапа, УИО администрации МО г.-к. Анапа о восстановлении процессуального срока, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании предоставить в собственность за плату земельный участок, указав, что на основании постановления главы администрации Гайкодзорского сельского округа г.-к. Анапа 000 от 00.00.0000 ей передан в пользование под строительство жилого дома земельный участок площадью 1 500 кв.м. по адресу: (...). На основании постановления главы администрации Гайкодзорского сельского округа г.-к. Анапа 000 от 00.00.0000 ей разрешено проектирование и строительство жилого дома на указанном земельном участке. После формирования данного земельного участка его площадь составила 1 774 кв.м.; участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый 000. 00.00.0000 между истцом и административным ответчиком, являющимся собственником указанного земельного участка был заключен договор аренды земельного участка 000, в результате чего она получила в аренду указанный земельный участок под ИЖС. После возведения на данном земельном участке 2х-этажного жилого дома и ввода его в эксплуатацию на основании разрешения 000 от 00.00.0000, право собственности на указанный жилой дом в установленном законом порядке было зарегистрировано в Росреестре и в ЕГРН 00.00.0000 внесена запись регистрации 000. В 2020 году она с учетом вышеизложенных обстоятельств и руководствуясь ст. 35, ст. 39.1 ЗК РФ подала в адрес административного ответчика заявление с просьбой передать ей в собственность за плату земельный участок общей площадью 1 774 кв.м., кадастровый 000, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ИЖС, расположённый по адресу: (...), и заключить договор купли-продажи земельного участка, приложив все необходимые документы. Однако на ее заявление административный ответчик 00.00.0000 (решение от 00.00.0000000) ответил отказом, в котором указал, что в соответствии с решением Совета МО г.-к. Анапа от 25.05.2,017 года 000 «О внесении изменений в решение Совета МО г.-к. Анапа от 00.00.0000000 «Об установлении порядка определения цены выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности МО г.-к. Анапа, предоставляемых без торгов» согласно представлению Анапской межрайонной прокуратуры от 00.00.0000 и требованию от 00.00.0000 следует, что у администрации МО г.-к. Анапа отсутствуют правовые основания для предоставления земельных участков в собственность. Считает данный отказ в предоставлении ей в собственность земельного участка незаконным. Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. 000 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных -служащих» разъяснено, что при рассмотрении дел данной категории суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям законна и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий. Федеральным законом от 00.00.0000 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 244-ФЗ) земельные участки, находившиеся в границах курортов федерального значения и относившиеся к федеральной собственности, были отнесены к муниципальной собственности, за исключением предусмотренных законом случаев сохранения федерального уровня собственности или отнесения земельных участков к региональной собственности (пункт 11 статьи 1). Из под действия названного положения законодатель вывел земельные участки, расположенные одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 12 статьи 1). Статьей 94 Земельного кодекса РФ земли рекреационного значения отнесены к землям особо охраняемых территорий. Исходя из содержания пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, при этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ). В соответствии с" положениями Федерального закона от 28.12.2013г. 000 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные г акты Российской Федерации» лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из особо охраняемых природных территорий. До вступления в силу ФЗ РФ от 00.00.0000 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (00.00.0000; далее - Закон № 406-ФЗ) ст. 95 ЗК РФ и ст. 2 ФЗ РФ № 33-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территории. Статьей 1 Закона № 26-ФЗ курорт определяйся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Статьями 2, 6 Закона № 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово «природная», земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно статье 95 Земельного кодекса РФ и статье 2 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Ст. 96 Земельного кодекса РФ также не относит земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов к особо охраняемым природным территориям. Таким образом, испрашиваемый земельный участок при рассмотрении вопроса о его предоставлении незаконно отнесен органом местного самоуправления к землям ограниченным в соответствий с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ в обороте, в отношении которых предусмотрен запрет на предоставление в частную собственность, поскольку территории курортов, в том числе курорта Анапа, в соответствии с положениями ФЗ РФ от 28.12.2013г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утратили статус особо охраняемых природных территорий, вследствие чего режим ограниченных в обороте земель на указанный Земельный участок не распространяется. При этом пункт 3 статьи 96 Земельного кодекса РФ, содержит сведения об ограниченном режиме использования земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны, но не устанавливает ограничения таких земельных участков в обороте. (...) курорта Анапа статуса федерального курортного региона Указом Президента РФ от 22.09.1994г. 000 «О федеральном курортном районе Анапа» не является основанием к отнесению земель на территории курорта Анапа к землям особо охраняемых природных территорий, поскольку порядок отнесения земель к такой категории территорий осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14.03.1995г. 000 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», иной подход к сложившейся ситуации противоречит действующему законодательству. В соответствии со статьей 16 ФЗ РФ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горносанитарной) охраны выделяется до трех зон. Спорный участок, как указал ответчик, находится во второй зоне горно-санитарной охраны, определенной постановлением Совмина РСФСР от 30.01.1985г. 000 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в (...)». Согласно пункту 14 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996г. 000 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно- санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» на территории второй зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами. Из содержания вышеприведенной нормы усматривается, что во второй зоне установлены ограничения при осуществлении определенных видов хозяйственной деятельности, при этом обязанность обеспечения установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны во второй и третьей зонах возложена законом не только на пользователей, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, но и на собственников земельных участков, что также свидетельствует о возможности нахождения таких земельных участков в частной собственности и отсутствии каких-либо ограничений этих участков в гражданском обороте. Согласно статье 4 Федерального закона от 14,03.1995г. 000 — ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в Российской Федераций ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих Территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. При этом ответчиком не представлено доказательств внесения (...) в реестр особо охраняемых природных территорий. Ни Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. 000 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», ни Федеральным законом от 14.03.1995г. 000 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ни ФЗ РФ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» не регулируются земельные отношения, а регулируются отношения, возникающие в связи с Использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. Данные нормы лишь устанавливают общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; устанавливают в соответствии с законодательством РФ режим хозяйствования, природопользования и проживания, определяют полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов. При этом, согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - ИЖС, порядок использования которым определяется в соответствии с зонированием их территорий (статья 83 ЗК РФ), сведения о вхождении спорного участка в зону с особыми условиями использования отсутствуют, как и отсутствуют доказательства, свидетельствующие о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра об отнесении данного земельного участка к особо охраняемым природным территориям, включении его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте. Кадастровым паспортом земельного участка подтверждается то обстоятельство, что этот участок не ограничен и не изъят из гражданского оборота. В силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исходя из п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного Кодекса РФ. В соответствии с п. 3 ст. 39.4. ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом». В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. В соответствий со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении не подавалась. Согласно п.5 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса. Согласно ст. ст. 22, 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу местного самоуправления подается в суд по месту его нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Считает, что административный ответчик необоснованно отказал в передаче ей в собственность земельного участка, который из гражданского оборота не изъят и не ограничен, препятствий для передачи его в собственность не имеется. В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало -известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Ранее, в установленный КАС РФ срок, она обратилась в Анапский районный суд с настоящим административным иском. Однако, ввиду того, что оно было подписано (после чего отправлено по почте) ее представителем, судьей Анапского районного суда данное заявление было ей возвращено. И после получения по почте возвращенного ей судом искового материала она практически сразу подала его в суд. Просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления; признать незаконным отказ администрации МО г.-к. Анапа от 00.00.0000000 в предоставлении ей, Торосян Н.И., в собственность за плату земельного участка общей площадью 1774 кв.м. кадастровый 000, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ИЖС, расположенный по адресу: (...)а; обязать администрацию МО г.-к. Анапа предоставить ей в собственность за плату земельный участок общей площадью 1774 кв.м., кадастровый 000, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ИЖС, расположенный по адресу: (...).

Административный истец Торосян Н.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель административных ответчиков Администрации МО г.-к. Анапа и Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа Мугафаров А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований Торосян Н.И. и просил отказать в их удовлетворении.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие административного истца Торосян Н.И.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя административных ответчиков Администрации МО г.-к. Анапа и Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа Мугафаров А.В., административные исковые требования считает подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

На основании постановления главы администрации Гайкодзорского сельского округа г.-к. Анапа 000 от 00.00.0000Торосян Н.И. передан в пользование под строительство жилого дома земельный участок площадью 1 500 кв.м. по адресу: (...).

На основании постановления главы администрации Гайкодзорского сельского округа г.-к. Анапа 000 от 00.00.0000Торосян Н.И. разрешено проектирование и строительство жилого дома на указанном земельном участке.

После формирования данного земельного участка его площадь составила 1774 кв.м., участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый 000.

00.00.0000 между административным истцом и административным ответчиком, являющимся собственником указанного земельного участка был заключен договор аренды земельного участка 000, в результате чего Торосян Н.И. получила в аренду указанный земельный участок под ИЖС.

В соответствии с под. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На вышеуказанном земельном участке возведен двухэтажный жилой дом общей площадь, который является объектом индивидуального жилищного строительства, право на который было зарегистрировано в ЕГРН 10.08.2017г. и внесена запись регистрации 000

В 2020 году Торосян Н.И. с учетом вышеизложенных обстоятельств и руководствуясь ст. 35, ст. 39.1 ЗК РФ подала в адрес административного ответчика заявление с просьбой передать ей в собственность за плату земельный участок общей площадью 1 774 кв.м., кадастровый 000, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ИЖС, расположённый по адресу: (...), и заключить договор купли-продажи земельного участка, приложив все необходимые документы.

Однако на ее заявление административный ответчик 00.00.0000 (решение от 00.00.0000000) ответил отказом, в котором указал, что в соответствии с решением Совета МО г.-к. Анапа от 25.05.2,017 года 000 «О внесении изменений в решение Совета МО г.-к. Анапа от 00.00.0000000 «Об установлении порядка определения цены выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности МО г.-к. Анапа, предоставляемых без торгов» согласно представлению Анапской межрайонной прокуратуры от 00.00.0000 и требованию от 00.00.0000 следует, что у администрации МО г.-к. Анапа отсутствуют правовые основания для предоставления земельных участков в собственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.

П. 2 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

Согласно п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 406-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 2 ст. 94 ЗК РФ и в п. 1 ст. 95 ЗК РФ лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из числа земель относящихся к землям особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» к землям особо охраняемых природных территорий относятся государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Таким образом, поскольку в силу ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 406-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. ст. 94, 95 ЗК РФ территории курортов, в том числе г.-к. Анапа, утратили статус особо охраняемых природных территорий, поэтому, установленные ст. 27 ЗК РФ ограничения, на испрашиваемый Торосян Н.И. земельный участок не распространяются.

Сам факт придания Указом Президента РФ от 22.09.1994 г. № 1954 «О федеральном курортном районе Анапа» району курорта Анапа статуса федерального курортного региона не является основанием для отнесения земель на его территории к землям особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сведений о том, что г.-к. Анапа внесен в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, не имеется.

П. 1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов (подп. 2), земли особо охраняемых территорий и объектов (подп. 4).

Как следует из содержания ст. 8 ЗК РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 2).

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, определенном названным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (п. 1).

Спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых территорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативно правового акта о его изъятии из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте, не имеется.

Согласно п. п. 1-3 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии ч. ч. 1-3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425 утверждено «Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения».

Согласно п. 1 Положения настоящее Положение определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

В соответствии с п. 14 Положения на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.

Согласно п. 18 Положения границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с п. 21 Положения вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.

Сведений о том, что земельный участок якобы находится в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны г.-к. Анапа в ЕГРН также не имеется.

Таким образом, доводы управления имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа о том, что спорный земельный участок якобы находится в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны г.-к. Анапа являются незаконными и необоснованными.

Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Несмотря на вышеуказанные положения норм материального права, суд, признавая незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации МО г.-к. Анапа 000 от 14.08.2020г., считает необходимым отказать Торосян Н.И. в удовлетворении требований в части возложения на администрацию муниципального образования г.-к. Анапа в лице управления имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа обязанности предоставить Торосян Н.И. в собственность за плату земельный участок общей площадью 1774 кв.м., кадастровый 000, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ИЖС, расположенный по адресу: (...), поскольку исходя из принципа разделения властей, суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления к компетенции которого относится данный вопрос.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало -известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Согласно ч. 2 ст. 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено КАС РФ. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учётом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его.

Торосян Н.И. ранее обращалась в суд с административным исковым заявлением, но определением от 20.11.2020г. оно было возвращено истцу, в связи с тем, что подписано неуполномоченным лицом. После устранения недостатка Торосян Н.И. 08.12.2020г. повторно подала административный иск в суд.

Таким образом, Торосян Н.И. пропустила установленные законом сроки, на подачу административного искового заявления по уважительной причине.

Руководствуясь статьями 227-228 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Торосян Н.И. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о восстановлении процессуального срока, признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании предоставить в собственность за плату земельный участок удовлетворить частично.

Восстановить Торосян Н.И. процессуальный срок на обжалование отказа Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа 000 от 00.00.0000 вала в предоставлении в собственность за плату земельного участка.

Признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа 000 от 00.00.0000 в предоставлении Торосян Н.И. за плат в собственность земельного участка площадью 1774 кв.м. с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...); обязать рассмотреть в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обращение Торосян Н.И. о предоставлении в собственность за плату земельный участок площадью 1774 кв.м., с кадастровым номером 000, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ИЖС, по адресу: (...).

В удовлетворении административного иска Торосян Н.И. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, УИО администрации муниципального образования город-курорт Анапа в части обязания администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении Торосян Н.И. в собственность за плату земельный участок общей площадью 1774 кв.м., кадастровый 000, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ИЖС, расположенный по адресу: (...)ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд Краснодарского края.

Судья

Анапского районного суда: С.А.Киндт

Полный текст суда изготовлен 19 мая 2021г.