ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-738/17 от 19.12.2017 Стрежевской городского суда (Томская область)

Административное дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Стрежевой Томской области 19 декабря 2017 года

Стрежевской городской суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Кураш Е.Н.,

при секретаре Клементьевой Д.В.,

с участием

представителя административного истца ОАО «Томскнефть» ВНК – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Томской области – ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Стрежевом административный иск Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании к административному ответчику Государственной инспекции труда в Томской области о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании (далее – ОАО «Томскнефть» ВНК, Общество) обратился в суд к административному ответчику Государственной инспекции труда в Томской области о признании предписания незаконным, мотивируя требования следующим образом.

ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Томской области по результатам плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено предписание . Общество считает, что предписание является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, поскольку нарушает права и законные интересы Общества. Пункт 1 Предписания обязывает Общество привести содержание трудовых договоров в соответствие со ст. 57 ТК РФ, а именно установить в трудовых договорах нормы бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условия труда на рабочем месте работника, на основании п.9 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами). П. 2 Предписания обязывает Общество включить в содержание трудовых договоров гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда согласно проведенной специальной оценки условий труда. Указанные требования являются необоснованными, поскольку Общество заключает с работниками трудовые договоры по типовой форме, содержащей в том числе, обязательные условия, предусмотренные ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также отсылочные условия на нормы локально нормативных актов и коллективного договора, регулирующих вопросы предоставления гарантий и компенсаций. Согласно п. трудового договора, работнику выдаются за счет средств работодателя смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с Коллективным договором. П. Коллективного договора установлена обязанность работодателя бесплатно обеспечивать работниками моющими и обезвреживающими средствами, чья работа связана с загрязнением, согласно приложению к Коллективному договору, которое содержит нормы выдачи таких средств в зависимости от должности (профессии). П.3 Предписания заявителю предписано в соответствии со ст. 140 ТК РФ окончательный расчет с работниками ОАО «Томскнефть» ВНК производить в день прекращения трудового договора. Указанное требование не содержит указания на выявленное нарушение трудового законодательства стороной работодателя, не содержит признаков реальной исполнимости, определенности, является необоснованным. П. 4 Предписания обязывает Общество, в соответствии со ст. 236 ТК РФ, за несвоевременное произведение окончательного расчета, выплатить ШАНШСВ., ШИМ., ШОВ., ТОЛ., РИД. проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Данный пункт предписания является необоснованным, поскольку разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, начислением и выплатой заработной платы, являются индивидуальным трудовым спором и подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом.

Административный истец просит суд признать предписание Государственной инспекции труда в Томской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Государственную инспекцию труда в Томской области отменить указанное предписание.

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «Томскнефть» ВНК ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Томской области – ФИО2 исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на административный иск, просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьёй 361 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с абз.2 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абз. 6 ч.1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке

На основании ч. 1 ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей.

По смыслу указанных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдаёт обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В силу статьи 353 ТК РФ государственная инспекция труда вправе выдать работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а также трудовых прав работника.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения ВРИО заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Томской области от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Томской области проведена плановая проверка в отношении Открытого Акционерного общества «Томскнефть» ВНК (л.д.).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах работников ОАО «ТН» ВНК не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника. Так, ШАС. состоит в трудовых отношениях с ОАО «ТН» ВНК в должности оператора по добычи нефти и газа 3 разряда, с заключением трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, ВАН состоит в трудовых отношениях с ОАО «ТН» ВНК в должности слесаря по ремонту технологических установок 3 разряда, с заключением трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, с ВЕК. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, с ИРА заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные трудовые договоры не содержат норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств. Согласно проведенной специальной оценки труда, работникам Общества установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно: повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Данные компенсации работникам Общества установлены коллективным договором, что является нарушением абз.7 ч.2 ст. 57 ТК РФ. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится с нарушением ч.1 ст. 140 ТК РФ. Так, ШАН уволен ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ, ШСВ предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с последующим увольнением. ШСВ уволен ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ. ШИМ уволен ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ, ШОВ уволена ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ. ТОЛ уволена ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ. РИД уволена ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение ст. 236 ТК РФ работодатель за нарушение сроков выплаты окончательного расчета не начислил и не выплатил проценты. (л.д.).

В адрес ОАО «Томскнефть» ВНК по результатам проверки Государственным инспектором труда в Томской области вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

В соответствии с п. 1 данного предписания ОАО «Томскнефть» ВНК обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие со ст. 57 ТК РФ содержание трудовых договоров с сотрудниками ОАО «Томскнефть» ВНК, установить в трудовых договорах нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению к коллективному договору ОАО «Томскнефть» ВНК.

В соответствии с п.2 предписания ОАО «Томскнефть» ВНК обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ включить в содержание трудовых договоров гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда согласно проведенной специальной оценки труда.

Согласно абз 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В силу ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Как указано в ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.

Как следует из п. трудовых договоров от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Томскнефть» ВНК и ШАС, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Томскнефть» ВНК и ИРР., от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Томскнефть» ВНК и ФИО7, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Томскнефть» ВНК и ФИО6, работнику, в силу особых условий труда, выдаются за счет средств работодателя смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с Коллективным договором (л.д. ).

Пунктом 7.2.7 Коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя бесплатно обеспечивать мылом или моющими и обезвреживающими средствами работников, чья работа связана с загрязнением, согласно приложению к Коллективному договору (л.д.).

Приложением к Коллективному договору установлены нормы бесплатной выдачи смывающих, обезвреживающих и защитных средств работниками ОАО «Томскнефть» ВНК (л.д.).

Согласно п. 1.1 соглашений к трудовому договору , от ДД.ММ.ГГГГ, п. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ трудовые обязанности по договору связаны с выполнением работ с вредными условиями труда. Согласно п. 2.4.2 указанных трудовых договоров за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда работнику предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с Коллективным договором (л.д. ).

В соответствии с п. . Коллективного договора ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются в соответствии с действующим законодательством.

В силу ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из представленных трудовых договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что все сведения, предусмотренные ст. 57 ТК РФ указаны.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что со стороны работодателя в части соответствия трудового договора, заключенного между работодателем и работником, обязательному условию об определении гарантий и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик, а также условия труда на рабочем месте, нарушения трудового законодательства отсутствуют.

Неуказание в трудовых договорах, заключенных с ВАН., ИРРШАСВЕК норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в ООО «Томскнефть» ВНК, согласно приложению к коллективному договору, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда согласно проведенной специальной оценки труда, при указании норм локально-нормативных актов и коллективного договора, с которым указанные работники ознакомлены и, в которых указаны нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не противоречит закону и не привело к ущемлению трудовых прав работников.

В соответствии с п. 3 предписания ОАО «Томскнефть» ВНК обязано в соответствии со ст. 140 ТК РФ окончательный расчет с работниками ОАО «Томскнефть» ВНК производить в день прекращения трудового договора.

Предписание в данной редакции содержит требование об исполнении трудового законодательства на будущее время в отношении неопределенного круга работников в отсутствие установленных фактов нарушений сроков выплаты заработной платы, производства окончательного расчета с работниками ОАО «Томскнефть» ВНК. Такие указания правовой природе предписания не отвечают, поскольку необходимость выполнения работодателем требований законодательства в области трудовых отношений предполагается в силу закона и не нуждается в дополнительном дублировании в предписании.

Пункт 4 предписания Государственной инспекции труда в Томской области обязывает ОАО «Томскнефть» ВНК в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 236 ТК РФ за несвоевременное произведение окончательного расчета, выплатить ШАНН., ШСВ., ШИМ., ШОВ., ТОЛ., РИД. проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица (индивидуального предпринимателя) от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится с нарушением ч.1 ст. 140 ТК РФ. Так, ШАН. уволен ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ, ШСВ предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с последующим увольнением, ШСВ уволен ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ. ШИМ уволен ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ. ШОВ уволена ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ. ТОЛ. уволена ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ. РИД уволена ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение ст. 236 ТК РФ работодатель за нарушение сроков выплаты окончательного расчета не начислил и не выплатит проценты (денежную компенсацию), согласно ст. 236 ТК РФ.

При вынесении предписания государственный инспектор труда должен соблюдать сроки, установленные названной нормой Трудового кодекса Российской Федерации для обращения работника в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Сложившиеся между работодателем ОАО «Томскнефть» ВНК и ШАНШСВ., ШИМ., ШОВ., ТОЛРИД отношения являются индивидуальным трудовым спором, под которым согласно ст. 381 ТК РФ понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), в силу ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, соответственно окончательный характер в системе защиты трудовых прав признан за судебной защитой, что свидетельствует о том, что в своей деятельности Государственная инспекция труда в Томской области обязана руководствоваться Трудовым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, споры о взыскании денежной компенсации за несвоевременное произведение окончательного расчета, денежной компенсации по ст. 236 ТК РФ являются в силу ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что выявленные Государственной инспекцией труда в Томской области нарушения трудового законодательства со стороны ОАО «Томскнефть» ВНК не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела, указанные в предписании требования являются незаконными, поскольку конкретное нарушение действующего законодательства со стороны ОАО «Томскнефть» ВНК в указанной части не допущено.

При таких обстоятельствах, предписание Государственной инспекции труда в Томской области от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании к административному ответчику Государственной инспекции труда в Томской области о признании предписания незаконным удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Государственного инспектора труда в Томской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья Кураш Е.Н.

Судья Кураш Е.Н.