ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7467/2023 от 19.10.2023 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0<номер изъят>-52

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

П. Лумумбы ул., <адрес изъят>, 420081, тел. <номер изъят>, http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

<адрес изъят> Дело <номер изъят>а-7467/23

<дата изъята>

Советский районный суд <адрес изъят> Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

с участием представителя административных соответчиков МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» и ИК МО <адрес изъят>ФИО3

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», заместителю председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят> о признании решения незаконным, понуждении к устранению допущенных нарушений и возмещении судебных расходов, суд

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что <дата изъята> административный истец получила отказ от МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в согласовании проекта рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят>, <номер изъят> от <дата изъята> исх. <номер изъят>/КЗИО-ИСХ/ОГ от <дата изъята>. В обосновании отказа указано, что в перечне муниципальных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ от <дата изъята><номер изъят> согласование проекта рекультивации земель отсутствует. С данным отказом административный истец не согласна, считает его незаконным. Первоначальное, исковое заявление было подано в предусмотренный законом срок, однако, возвращено судом по причине неподсудности, в связи с чем, имеются уважительные причины пропуска срока на подачу административного искового заявления в суд.

На основании изложенного административный истец просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления в суд, признать незаконным отказ административного ответчика исх. <номер изъят>/КЗИО-ИСХ/ОГ от <дата изъята>; обязать административного ответчика рассмотреть «проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят>; <номер изъят>» в установленный срок согласно постановления Правительства Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят>; взыскать с административного ответчика государственную пошлину, а также почтовые расходы.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ИК МО <адрес изъят>.

В ходе судебного разбирательства административный истец представила дополнительные письменные пояснения, указав, что в обжалуемом решении также указано, что МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» не имеет возражений в реализации данного проекта. Также административный ответчик в обосновании своего отказа ссылается на то, что в перечне муниципальных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ от <дата изъята><номер изъят> согласование проекта рекультивации земель отсутствует, что прямо противоречит требованию части 5 статьи 76 Конституции РФ «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон».

Также, в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2, а в качестве заинтересованного лица – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>».

Представитель административных соответчиков на судебное заседание явилась, административный иск не признала.

Иные участники судебного разбирательства не явились, надлежащим образом извещены.

Вывод о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, сделан судом также и на основании положений частей 8-10 статьи 96 КАС РФ, сведений, содержащихся в материалах административного дела о надлежащем извещении участвующих в деле лиц, обладающих государственными или иными публичными полномочиями о начавшемся судебном разбирательстве, и отсутствия заявлений от таких лиц о невозможности получения сведений из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изучив материалы дела, выслушав представителя административных соответчиков, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации <номер изъят> от <дата изъята> «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, где указано, что правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:

а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;

б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;

в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.

На основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят><номер изъят> от <дата изъята> «О создании постоянной комиссии по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят>», принятого в том числе в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации <номер изъят> от <дата изъята>, была создана соответствующая постоянная комиссия и утверждено Положение о деятельности данной комиссии (далее - Положение).

Так, согласно п. 1.1. названного Положения, постоянная комиссия по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят> (далее - Комиссия) создается постановлением Исполнительного комитета <адрес изъят>. В пункте 2.2. Положения указано, что основной функцией комиссии является, в том числе, прием и рассмотрение проектов рекультивации и консервации земель, уведомлений о завершении работ по рекультивации и консервации земель. При этом, разделом IV названного Положения предусмотрен детальный порядок рассмотрения проектов рекультивации и проектов консервации земель. В частности, пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что рассмотрение проекта рекультивации и проекта консервации земель осуществляется в 10-дневный срок со дня его поступления в Комиссию, а в пункте 4.2 указано, что после рассмотрения проекта рекультивации земель комиссия в срок не более 10 дней со дня его рассмотрения направляет заявителю способом, указанным в заявлении, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель либо об отказе в таком согласовании.

Судом установлено, что ФИО1 был подготовлен проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят> и <номер изъят>. <дата изъята>ФИО1 обратилась в Исполнительный комитет муниципального образования <адрес изъят> с просьбой в составе постоянной комиссии в кратчайшие сроки согласовать проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят> и <номер изъят>.

Для предоставления ответа данное заявление было перенаправлено в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», на который названным Положением возложена обязанность организационного обеспечения деятельности постоянной комиссии по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят> (пункт 3.2 Положения).

<дата изъята> заместителем председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2 в ответ на обращение административного истца о согласовании проекта рекультивации земельных участков сообщено, что в соответствии с пунктом 15в постановления Правительства РФ <номер изъят> от <дата изъята> «О проведении рекультивации и консервации земель» проект подлежит согласованию с органом местного самоуправления. В перечне муниципальных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ <номер изъят> от <дата изъята> согласование проекта рекультивации земель отсутствует. Постановлением Исполнительного комитета <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят> «О создании постоянной комиссии по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят>» создана постоянная комиссия по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят>, основными задачами которой является организация и проведение приемки рекультивированных и законсервированных земель, расположенных на территории муниципального образования <адрес изъят>. Пунктом 3.2 постановления на Комитет возложено организационное обеспечение деятельности комиссии. Вместе с тем, предоставленный проект рекультивации земель рассмотрен. Учитывая, что рекультивация затрагивает земли, относящиеся к неразграниченной государственной собственности, комитет не имеет возражений в реализации данного проекта.

Не согласившись с данным решением, административный истец обратилась в суд с просьбой признать вышеуказанное решение административного ответчика <номер изъят>/КЗИО-ИСХ/ОГ от <дата изъята> незаконным.

Суд отмечает, что согласно Положению «О постоянной комиссии по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят>» утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят><номер изъят> от <дата изъята>, постоянная комиссия по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят> уполномочена и обязана рассмотреть представленный на комиссию проект рекультивации земель в 10-дневный срок со дня его поступления в комиссию и после рассмотрения проекта рекультивации земель в срок не более 10 дней со дня его рассмотрения направить заявителю способом, указанным в заявлении, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель либо об отказе в таком согласовании.

В заявлении административного истца от <дата изъята> прямо указано, что она просит согласовать проект рекультивации земель именно в составе постоянной комиссии. Данное заявление было перенаправлено в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», поскольку на данный орган возложена обязанность организационного обеспечения деятельности такой комиссии.

Таким образом, поступившее заявление вместе с проектом рекультивации земель должно было быть передано на рассмотрение постоянной комиссии по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят>, чего сделано не было. МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» является самостоятельным от данной комиссии органом, на него возложено лишь организационное обеспечение деятельности комиссии, следовательно, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в лице заместителя председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2 не является уполномоченным органом на рассмотрение заявления административного истца о согласовании проекта рекультивации земель. Следует также учесть, что ФИО2 не является членом постоянной комиссии по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят>.

К доводам представителя административных соответчиков об отсутствии полномочий постоянной комиссии согласовывать проект рекультивации земель, изложенных в судебном заседании, суд относится критически, поскольку они опровергаются Положением «О постоянной комиссии по вопросам рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят>» утвержденным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят><номер изъят> от <дата изъята>.

Таким образом, суд признает незаконным решение МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в лице заместителя председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2<номер изъят>/КЗИО-ИСХ/ОГ от <дата изъята> по заявлению ФИО1 о согласовании проекта рекультивации земельных участков.

С целью восстановления прав и законных интересов административного истца суд считает необходимым обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» устранить допущенные нарушения путем передачи заявления ФИО1 о согласовании проекта рекультивации земельных участков от <дата изъята> год вх. <номер изъят> на заседание Постоянной комиссии по вопросами рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят>, организации и проведения заседания Постоянной комиссии по вопросами рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят> с рассмотрением указанного заявления ФИО1 о согласовании проекта рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят>, <номер изъят> в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

Административный истец также просила взыскать государственную пошлину, а также почтовые расходы.

При подаче административного искового заявления административным истцом были понесены расходы на оплату государственной пошлины и почтовые расходы на отправку копии административного искового заявления административному ответчику.

В силу статей 227, 363.1 КАС РФ, суд обязывает административного соответчика сообщить в суд и истцу об исполнении решения суда и предупреждает о возможности наложения судебного штрафа.

Согласно статье 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Поскольку требования административного истца удовлетворены, суд взыскивает с МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», являющегося самостоятельным юридическим лицом, расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей и почтовые расходы в размере 162 рубля 32 копейки.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», заместителю председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят> о признании решения незаконным, понуждении к устранению допущенных нарушений и возмещении судебных расходов удовлетворить.

Признать незаконным решение МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в лице заместителя председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2<номер изъят>/КЗИО-ИСХ/ОГ от <дата изъята> по заявлению ФИО1 о согласовании проекта рекультивации земельных участков.

Обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» устранить допущенные нарушения путем передачи заявления ФИО1 о согласовании проекта рекультивации земельных участков от <дата изъята> год вх. <номер изъят> на заседание Постоянной комиссии по вопросами рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят>, организации и проведения заседания Постоянной комиссии по вопросами рекультивации и консервации земель на территории муниципального образования <адрес изъят> с рассмотрением указанного заявления ФИО1 о согласовании проекта рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят>, <номер изъят> в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

Обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» сообщить об исполнении настоящего решения суда ФИО1 и в суд в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

Предупредить МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» что неисполнение судебного акта или несообщение в суд об исполнении судебного акта повлечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 Кодекса административного судопроизводства РФ. Наложение судебного штрафа не освобождает от обязанности сообщить об исполнении решения суда.

Взыскать с МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей и почтовые расходы в размере 162 рубля 32 копейки.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда <адрес изъят> Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено <дата изъята>

Судья Д.А. Бусыгин