ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-754/2021 от 28.09.2021 Приозерского городского суда (Ленинградская область)

47RS0014-01-2021-000465-68

Дело № 2а-754/2021 ~ М-204/2021 28 сентября 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:

судьи Горбунцовой И.Л.,

при секретаре Калиновой М.А.

с участием представителя административного истца Байкалова А.В., действующего по доверенности, представителя административного ответчика Комитета агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области Морозовой Н.И., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова Сергея Анатольевича к Комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области о признании ответа незаконным и необоснованным, обязании исключить земельный участок из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства ЛО от 17.08.2011 № 257, особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается,

установил:

ФИО1 обратился в Приозерский городской суд с административным исковым заявлением к Комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу <адрес> о признании ответа незаконным и необоснованным, обязании исключить земельный участок из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88, расположенный по адресу <адрес>, Мельниковское сельское поселение, вблизи <адрес>, площадью 16 100 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. В связи с ликвидацией крестьянского (фермерского) хозяйства, включением земельного участка в границы населенного пункта территориальную зону Ж-1, Т-1, необходимости приведения в соответствии с градостроительным регламентом было подано заявление об изменении вида разрешенного использования. Однако было установлено, что спорный земельный участок включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается, индивидуальный .1347. В связи с ликвидацией крестьянско-фермерского хозяйства, включением участка в границы поселения административный истец обратился в Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу <адрес> с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88 из Перечня. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-ОГ-Об-873/2020 административным ответчиком сообщено, что исключение земельных участков из Перечня возможно в случае перевода их в другие категории со ссылкой на ч. 2 ст. 12.1. областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>» и на ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». С ответом административный истец не согласен, так как Комитетом нарушены нормы материального права, неверно установлены обстоятельства имеющие значение для дела. Вид разрешенного использования земельного участка конкретизирует деятельность землепользователя. Изменение вида разрешенного использования участка не влечет изменение категории, целевого назначения земельного участка. ФИО2 С.А. не обращался в Комитет с ходатайством в порядке ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Просил исключить земельный участок из Перечня с сохранением категории, что не предполагает действий в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных Действия Комитета по исключению земельных участков из Перечня не могут противоречить нормам права о недопустимости использования сельскохозяйственных земель в качестве особо ценных. Земельный участок, принадлежащий административному истцу, не соответствовал и не соответствует ни одному из критериев согласно ч. 1 ст. 12.1. областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>». Включение спорного земельного участка в Перечень является произвольным и не обоснованным.

С учетом уточнения требования административный истец просил суд признать недействительным отказ административного ответчика отраженного в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-ОГ-06-873/2020 об исключении земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88, расположенный по адресу <адрес>, с/<адрес>, вблизи <адрес>, площадью 16 100 кв.м., категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается, утвержденного Постановлением Правительства ЛО от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать административного ответчика исключить земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88, расположенный по адресу <адрес>, Мельниковское сельское поселение, вблизи <адрес>, площадью 16 100 кв.м., категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается, утвержденного Постановлением Правительства ЛО от ДД.ММ.ГГГГ. (том 2 л.д.83)

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Мельниковское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес> (том 2 л.д.67-69)

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено <адрес>. (том 2 л.д.86-88)

Представитель административного истца в судебном заседании на уточненных требованиях настаивал в полном объеме, в обоснование которых придерживался обстоятельств, указанных в исках.

Представитель административного ответчика Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу <адрес> возражал против удовлетворения административного иска. Суду представлены письменные возражения относительно требований (том 1 л.д.92-101)

Заинтересованное лицо – администрация муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в судебное заседание своего представителя не направили, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела (том 2 л.д.95)

Заинтересованное лицо – <адрес> в судебное заседание своего представителя не направили, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела, направили в суд письменные возражения, в которых просили в удовлетворении административного иска - отказать (том 2 л.д.96-104)

Также информация о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии с ч. 7 ст.96 КАС РФразмещена на официальном сайте Кировского городского суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав стороны исследовав материалы дела оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88, расположенный по адресу <адрес>, Мельниковское сельское поселение, вблизи <адрес>, площадью 16 100 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за от ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения о распределении имущества от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи имущества от 03.01,2020 .

Указанное обстоятельство подтверждается копией дела правоустанавливающих документов (том 1 л.д.102-131), копией кадастрового дела (том 1 л.д.132-250, том 2 л.д.1-5)

На основании областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107-оз "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>" постановлением <адрес> N 257 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается.

Судом установлено, что земельный участок административного истца с кадастровым номером 47:03:0411002:88 включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, утвержденный постановлением <адрес> от 17,08.2011 .

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88 площадью 16100,2 кв.м. включен в Перечень на основании пункта 1 статьи 12-1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об сдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>» как сельскохозяйственное угодье племенного завода, племенного репродуктора ЗАО «ПХ» Мельниково» (22) Раздел 3-1 Сельскохозяйственные угодья племенных заводов, племенных репродукторов, расположенные на территории Приозерского муниципального района <адрес> (индивидуальный .1347)), часть земель которого переданы в виде земельных долей бывшим работникам племенного завода, племенного репродуктора.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в комитет поступило обращение от ФИО1, поданное его представителем ФИО5, в виде ходатайства о внесении изменений в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для других целей не допускается (далее -перечень, ходатайство). Ходатайство содержало просьбу исключить из перечня земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88 площадью 16 100,2 кв.м. на основании ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства и отнесением земельного участка в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования к землям не связанным с сельскохозяйственной деятельностью, включение в зону Т-1 (зона улично-дорожной сети), Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) (том 1 л.д.32).

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-ОГ-Об-873/2020 административным ответчиком сообщено, что исключение земельных участков из Перечня возможно в случае перевода их в другие категории, согласно действующему законодательству правовые основания для исключения земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88 из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий отсутствуют (л.д.33 том 1)

Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу <адрес> является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (том 2 л.д.28-41), соответственно обладает процессуальной дееспособностью и может самостоятельно выступать в качестве административного ответчика.

Доводы административного истца о несогласии с отказом основаны на том, что земельный участок, принадлежащий ему, включен в границу населенного пункта и отнесен к территориальным зонам Ж-1(зона застройки жилыми домами) и Т-1 (зона уличной дорожной сети)

Указанные обстоятельства административным истцом доказываются представленными выписками из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (том 1 л.д.86-91)

Поскольку Земельным кодексом Российской Федерации и нормами Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>" сам по себе факт выделения долей земельного участка из ранее существующего земельного участка не влечет за собой исключение образуемого земельного участка из земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, перечисленных в Перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, утвержденном Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 257. Поэтому образованный земельный участок, находящийся в собственности А., правильно отнесен судом первой инстанции к категории особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства прямо запрещено Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>".

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Аналогичные по содержанию разъяснения действующего законодательства изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным отказа административного ответчика признания незаконным отказа, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 5 статьи 12-1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>» Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий формирует исполнительный орган государственной власти <адрес>, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса <адрес>, кем является комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу <адрес>, а утверждается Перечень в установленном порядке <адрес> путем издания нормативного правового акта - постановления Правительства Ленобласти. в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 12-1 областного закона <адрес> от 02,12.2005 -оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>». В связи с этим, внести изменение в постановление <адрес> вправе только само <адрес> в установленном порядке, Комитет же вправе только подготовить проект о внесении изменений в постановление, но при отсутствии законных оснований для принятия постановления <адрес> проект не подлежит согласованию.

Административный истец указал, что им не оспаривается принятое <адрес> постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Позиция представителя административного истца сводится к понуждению административного ответчика подготовить требуемый проект. Учитывая, что данное требование является производным от иска о признании незаконным отказа органа государственной власти, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1, не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу <адрес> о признании ответа незаконным и необоснованным, обязании исключить земельный участок из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.Л. Горбунцова