ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-760/2021 от 14.05.2021 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Городец 14 мая 2021 года

Городецкий городской суд ....... в составе председательствующего судьи Сивохиной И.А., при секретаре судебного заседания Люлиной Н.В., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1 к Шахунскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ......., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....... о признании незаконным решения * от *** о приостановлении государственной регистрации перехода права общей долевой собственности и возложение обязанности возобновить государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности и регистрацию права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Городецкий городской суд ....... с административным исковым заявлением к Шахунскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....... о признании незаконным решения * от *** о приостановлении государственной регистрации перехода права общей долевой собственности и возложение обязанности возобновить государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности и регистрацию права собственности.

Определением суда в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........

В обоснование исковых требований истец указала, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками земельного участка и жилого дома, *** было подано заявление о регистрации перехода прав общей долевой собственности и регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости на основании договора дарения. Административным ответчиком *** принято решение, выраженное в уведомлении * о приостановлении государственной регистрации перехода права общей долевой собственности по причине отсутствия нотариального удостоверения сделки на основании ч.1 ст. 42 ФЗ РФ * от ***. Считает, что поскольку даритель ФИО1 отчуждает свою долю в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости второму участнику общей долевой собственности ФИО2, а одаряемый получает в единоличную собственность объекты недвижимости, то оснований для применения к договору дарения требований ч.1 ст. 42 ФЗ РФ * от *** не имеется. В силу вышеизложенного действия государственного регистратора по приостановлению государственной регистрации перехода прав незаконны.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала, изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства подтвердила.

В судебное заседание представители административных ответчиков, заинтересованные лица не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Дело рассмотрено при имеющейся явке на основании положений ст. 150 КАС РФ.

Административным ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....... представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, административный ответчик считает довод административного истца о том, что решение о необходимости нотариального удостоверения сделок принимается государственным регистратором, основан на неверном толковании действующего законодательства и противоречит подпункту 1 пункта 2 статьи 163 ГК РФ. Административный истец неоднократно обращался в орган регистрации прав с заявлениями о представлении дополнительных документов к которым прикладывал свои письменные пояснения, в которых он выражал свое несогласие с решением государственного регистратора, однако нотариально удостоверенный договор дарения заявителем до настоящего времени в орган регистрации прав представлен не был. Решение государственного регистратора Управления о приостановлении осуществления государственной регистрации, формализованное в уведомлении № * от ***, основано на нормах закона и принято в пределах компетенции, предоставленной Законом о регистрации.

Выслушав доводы административного истца, исследовав отзыв административного ответчика, материалы дела, оценив, согласно ст.ст. 60-61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пп. 2, ч. 2, ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Пунктом 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) содержит сведения:

- *

*

***ФИО1 совместно с ФИО2 обратились в орган регистрации прав с заявлениями *

В качестве правоустанавливающего документа заявителями был представлен договор дарения доли земельного участка с долей жилого дома от ***, заключенный в простой письменной форме.

По итогам рассмотрения представленных документов, *** государственным регистратором Управления на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от *** N 218-ФЗ (ред. от ***) "О государственной регистрации недвижимости" принято решение о приостановлении государственной регистрации прав, формализованное в уведомлении *

В качестве причины, препятствующей осуществлению заявленного регистрационного действия, государственным регистратором было указано на необходимость нотариального удостоверения договора дарения доли в праве на объект недвижимости.

Принимая указанное решение, государственный регистратор Управления руководствовался положениями ст. 163 ГК РФ и ч.1 ст. 42 Федерального закона от *** N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В силу ч. 2 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно: в случаях, указанных в законе; в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Согласно ч.1 ст. 42 Федерального закона от *** N 218-ФЗ (ред. действующей на момент принятия заявления) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Государственная регистрация перехода права на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, одновременно является государственной регистрацией перехода права на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах такой территории, если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах такой территории. Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от *** N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

Следовательно, в силу прямого указания Закона договор дарения доли в праве общей долевой собственности на спорное имущество, подлежит нотариальному удостоверению. Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что договор дарения указанного имущества совершен сторонами в простой письменной форме.

Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 163 ГК РФ является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

В данном случае сделка совершена в неналежащей форме, поскольку нотариально не удостоверена.

Исходя из буквального толкования части 1 статьи 42 Федерального закона от *** N 218-ФЗ (ред. действующей на момент принятия заявления) "О государственной регистрации недвижимости" следует, что она допускает заключение сделки в простой письменной форме в случае отчуждения всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке (то есть, когда все участники общей долевой собственности отчуждают свои доли по одной сделке третьему лицу, при этом предметом такого договора будет являться весь объект недвижимости, а не доля в праве на него).

При этом для случаев, когда участником (участниками) общей долевой собственности отчуждается принадлежащая ему (им) доля (доли) другому участнику общей долевой собственности, в результате чего он становится единоличным собственником объекта недвижимости, действующим законодательством не предусмотрено исключения из предусмотренного частью 1 статьи 42 Закона правила об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве собственности на объекты недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от *** N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4).

В силу статьи 14 того же Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2), а равно иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8 части 2).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 названного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от *** N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Принимая во внимание, что законом требуется нотариальное удостоверение сделки по отчуждению доли в праве общей долевой собственности, при этом административным истцом для государственной регистрации перехода права собственности был представлен документ-основание в простой письменной форме, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение административного ответчика принято в соответствии с законом, в пределах предоставленных ему полномочий, прав административного истца не нарушает, поскольку непредставление для государственной регистрации необходимых документов влечет невозможность осуществить правовую экспертизу и, соответственно, государственную регистрацию перехода права собственности.

Таким образом, решение административного ответчика о приостановлении государственной регистрации перехода права является обоснованным. При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания его незаконным не имеется.

Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При этом п. 2 ч. 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обжалуемое решение вынесено ***, административное исковое заявление поступило в суд ***, таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 Шахунскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ......., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........ Доводы административного истца, приведенные в обоснование своих требований, основаны на неверном субъективном толковании норм права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Шахунскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ......., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....... о признании незаконным решения **** о приостановлении государственной регистрации перехода права общей долевой собственности и возложение обязанности возобновить государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности и регистрацию права собственности,– отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд ....... в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суд а И.А. Сивохина