Дело № 2а-764/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2022 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Гавриловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Элисты Республики Калмыкия в интересах ФИО1 к Элистинскому городскому Собранию о признании бездействия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть проект решения,
у с т а н о в и л:
прокурор г.Элисты Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным иском в защиту ФИО1, мотивируя тем, что Прокуратурой г.Элисты по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что 17 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: , как инвалиду 2 группы для индивидуального жилищного строительства. 15 января 2021 года в адрес ФИО1 из Министерства направлен ответ о том, что предоставление указанного земельного участка возможно после внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты об исключении участка из зоны многофункциональной застройки (ОЖ) и включении в зону индивидуальной жилой застройки. Министерством в Администрацию г.Элисты направлено заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты по включению в зону индивидуальной жилой застройки земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: . Так, согласно Генеральному плану г.Элисты, утверждённому решением Элистинского городского Собрания от 04.07.2010 №1, указанный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Элисты, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года №1, земельный участок расположен в зоне многофункциональной застройки (ОЖ/08). В соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ по заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям РК 22 июня 2021 года проведены публичные слушания, по результатам которых Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки г.Элисты утверждено заключение от 28 июня 2021 года о рекомендации Главе Администрации г.Элисты внести изменения в Правила землепользования и застройки г.Элисты об исключении рассматриваемого участка из зоны многофункциональной застройки (ОЖ/08) и включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34). Первым заместителем Главы Администрации г.Элисты ФИО2 утверждено постановление №1303 от 13 июля 2021 года о подготовке и направлении проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты. 13 июля 2021 года указанный проект решения направлен в адрес Элистинского городского Собрания. Решением № 10 от 22 сентября 2021 года (заседание № 27) комиссии по городскому самоуправлению, законности и собственности Элистинского городского Собрания вышеуказанный вопрос отложен и направлен на доработку в Администрацию города Элисты. На основании постановления Администрации г.Элисты №2169 от 10 ноября 2021 года в Элистинское городское Собрание вновь направлен проект решения о внесении изменений в ПЗЗ г.Элисты, включающий рассматриваемый вопрос. Решением Элистинского городского Собрания №13 от 29 ноября 2021 года вопрос о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34) земельных участков с кадастровыми номерами , отклонен. 23 сентября 2021 года ФИО1 обратилась в Министерство по земельным и имущественным отношениям РК с заявлением о предоставлении земельного участка как инвалиду 2 группы для индивидуального жилищного строительства. Министерством 15 декабря 2021 года ей направлен ответ об отказе в предоставлении земельного участка в связи с отклонением Элистинским городским Собранием вопроса о включении земельного участка в зону жилой застройки первого типа (Ж- 1/34). Указанное решение Министерства является незаконным. Кроме того, бездействие Элистинского городского Собрания, выразившееся в невнесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты об исключении участка из зоны многофункциональной застройки (ОЖ) и исключении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34), является незаконным. Решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в связи с отклонением Элистинским городским Собранием вопроса о включении земельного участка в зону жилой застройки первого типа, бездействие Элистинского городского Собрания, выразившееся в невнесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты об исключении участка из зоны многофункциональной застройки (ОЖ) и включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34), нарушают требования градостроительного законодательства поскольку осуществлены без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому вышеуказанные земельные участки расположены в зоне индивидуальной жилой застройки. Полагает, что решением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об отказе в предоставлении земельного участка, бездействием Элистинского городского Собрания, выразившимся в невнесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34) земельных участков с кадастровыми номерами , , созданы необоснованные препятствия к осуществлению прав ФИО1 на получение земельного участка в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Просил признать решение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 15 декабря 2021 года об отказе в предоставлении земельного участка ФИО1 с кадастровым номером незаконным, возложить обязанность предоставить земельный участок ФИО1 в аренду без проведения торгов, признать бездействие Элистинского городского Собрания, выразившееся в невнесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты в части включения в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34) земельных участков с кадастровыми номерами , с исключением из зоны многофункциональной застройки (ОЖ/08), незаконным, возложить обязанность на Элистинское городское Собрание повторно рассмотреть проект решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты», направленный на основании постановления Администрации г.Элисты №2169 от 10 ноября 2021 года, с учетом изложенных требований градостроительного законодательства.
11 марта 2022 года заместителем прокурора г.Элисты в суд направлены уточненные административные исковые требования, в которых просил признать бездействие Элистинского городского Собрания, выразившееся в невнесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты в части включения в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34) земельного участка с кадастровыми номерами , с исключением из зоны многофункциональной застройки (ОЖ/08), незаконным. Возложить обязанность на Элистинское городское Собрание повторно рассмотреть проект решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты», направленный на основании постановления Администрации г.Элисты №2169 от 10 ноября 2021 года, с учетом изложенных требований градостроительного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Эндгеева И.С. просила удовлетворить уточненные административные исковые требования в части земельного участка с кадастровым номером .
Представитель административного ответчика Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия ФИО3 в удовлетворении административных исковых требований просила отказать.
Выслушав прокурора, административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно п.п.1, 2, 16, 17 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В соответствии с п.1, пп.2 п.2 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 2 части 2, пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных физических лиц в порядке, предусмотренном статьями 31-33 этого Кодекса.
В силу пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица могут вносить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в инициативном порядке либо в случае, если в результате применения правил земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняют вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проведение публичных слушаний (части 5, 7 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ), проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 и частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса.
Судом установлено, что 17 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: , как инвалиду 2 группы для индивидуального жилищного строительства.
15 января 2021 года в адрес ФИО1 из Министерства направлен ответ о том, что предоставление указанного земельного участка возможно после внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты об исключении участка из зоны многофункциональной застройки (ОЖ) и включении в зону индивидуальной жилой застройки.
Министерством в Администрацию г.Элисты направлено заявление с вопросом о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты в части включения в зону индивидуальной жилой застройки земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: .
Согласно ст.20 Устава г.Элисты Элистинское городское Собрание осуществляет утверждение генерального плана города Элисты, правил землепользования и застройки.
22 июня 2021 года в соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ по заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям РК проведены публичные слушания, по результатам которых Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки г.Элисты утверждено заключение от 28 июня 2021 года рекомендовать Главе Администрации г.Элисты внесение изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты об исключении рассматриваемого участка из зоны многофункциональной застройки (ОЖ/08) и включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34).
Первым заместителем Главы Администрации г.Элисты ФИО2 утверждено постановление №1303 от 13 июля 2021 года о подготовке и направлении проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты.
Решением № 10 от 22 сентября 2021 года (заседание № 27) комиссии по городскому самоуправлению, законности и собственности Элистинского городского Собрания вышеуказанный вопрос отложен и направлен на доработку в Администрацию города Элисты.
На основании постановления Администрации г.Элисты №2169 от 10 ноября 2021 года в Элистинское городское Собрание Республики Калмыкия вновь направлен проект решения о внесении изменений в ПЗЗ г.Элисты, включающий рассматриваемый вопрос.
Решением Элистинского городского Собрания №13 от 29 ноября 2021 года вопрос о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34) земельных участков с кадастровыми номерами , отклонен.
ФИО1 23 сентября 2021 года обратилась в Министерство по земельным и имущественным отношениям РК с заявлением о предоставлении земельного участка как инвалиду 2 группы для индивидуального жилищного строительства.
Министерством по земельным и имущественным отношениям РК от 15 декабря 2021 года ФИО1 направлен ответ об отказе в предоставлении земельного участка в связи с отклонением Элистинским городским Собранием вопроса о включении земельного участка в зону жилой застройки первого типа (Ж- 1/34).
Как установлено судом, на основании имеющихся в деле доказательств, при принятии данного решения были допущены нарушения положения статей 31-33 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из Генерального плана г. Элисты, утверждённого решением Элистинского городского Собрания от 04 июля 2010 года №1, указанный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Элисты, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года №1, земельный участок расположен в зоне многофункциональной (ОЖ/08).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.
Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6,7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Генеральные планы определены как документы долгосрочного территориального планирования, включающие карту функциональных зон (части 1, 3, 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ). Законодательством о градостроительной деятельности установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию и долгосрочные ориентиры градостроительного развития территорий. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования его генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Указанное согласуется с правовой позицией, приведенной в п. 57 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" от 14.11.2018.
Таким образом, бездействие Элистинского городского Собрания, выразившееся в не внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты об исключении участка из зоны многофункциональной застройки (ОЖ) и включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34), нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому вышеуказанные земельные участки расположены в зоне индивидуальной жилой застройки, в нарушение ч. 10 ст.31 Градостроительного кодекса РФ, является незаконным.
Данное несоответствие изменений в Правила землепользования и застройки г. Элисты было оставлено без внимания ответчиком, который в нарушение части 10 названной статьи Градостроительного кодекса РФ не предпринял мер по их устранению.
Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава муниципального образования принимает решение о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки в срок не позднее десяти дней со дня его получения от органа местного самоуправления.
Из возражений ответчика следует, что 26 ноября 2021 года состоялось заседание Комиссии, на котором принято решение рекомендовать Элистинскому городскому Собранию отклонить некоторые вопросы, в том числе вопрос о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34), с исключением из зоны многофункциональной застройки (ОЖ/08), земельных участков с кадастровыми номерами , общей площадью 1200 кв.м., расположенных по адресному ориентиру: . Вопрос «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Элисты» был включен в повестку внеочередного заседания Элистинского городского Собрания, состоявшегося 29 ноября 2021 года, однако до настоящего времени решение не принято, что свидетельствует о несоблюдении требований закона.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое прокурором бездействие Элистинского городского Собрания, выразившееся в невнесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34) земельного участка с кадастровым номером , противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что повлекло необоснованные препятствия к осуществлению прав ФИО1 на получение земельного участка в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административный иск заместителя прокурора города Элиста Республики Калмыкия в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия, выразившееся в невнесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты в части включения в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/34) земельного участка с кадастровым номером с исключением из зоны многофункциональной застройки (ОЖ/08).
Возложить обязанность на Элистинского городское Собранеи повторно рассмотреть проект решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Элисты», направленный на основании постановления Администрации г.Элисты № 2169 от 10 ноября 2021 года с учетом требований градостроительного законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Л.Л. Семёнова
Решение в окончательной форме принято 30 мая 2022 года.