Дело № 2а-76/2022 К О П И Я
УИД 54RS0001-01-2021-001224-51
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 января 2022 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Панарина П.В.,
при секретаре Дроздовой Н.В.,
с участием:
истца (по системе видеоконференц-связи) ФИО3,
представителя ответчиков ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО3к ФСИН России, ГУФСИН России по Новосибирской области о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по Новосибирской области о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания ы размере 1 000 000 р.
В обоснование заявленного требования ФИО3 указал следующее.
В течение 2020 года ФИО3 неоднократно обращался с заявлениями и жалобами в различные органы власти и управления, однако сотрудники СИЗО-..., в котором содержится административный истец, не надлежащим образом рассматривают такие обращения и заявления ФИО3, а также не направляют письма ФИО3 по назначению, не вручают ответы для административного истца.
Представитель ФСИН России и ГУФСИН России по Новосибирской области возражал против удовлетворения иска, полагая, что права ФИО3 не нарушались, представил отзыв (л.д. 202-204).
Представитель заинтересованного лица СИЗО... также возражал против удовлетворения иска, указывая, что вся корреспонденция ФИО3 направляется своевременно.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно части 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Указанное предписание также закреплено в статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ, и в Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 44-ФЗ.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Статьей 9 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о ФСИН, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, статья 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» судам разъяснено, что в силу части 8 статьи 226 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа или учреждения, должностного лица, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд, исходя из закрепленного статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод принципа недопустимости обращения и наказания, унижающего достоинство, суд усматривает основания для частичного удовлетворения требований административного истца о взыскании морального вреда за ненадлежащие условия содержания под стражей.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
К материалам административного дела ФИО3 приложены ответы ГУФСИН России по Новосибирской области от ... № ... (л.д. 31-34), от ... № ... (л.д. 29, 30), от ... № ... (л.д. 26-28), от ... № ... (л.д. 24, 25).
Также в материалах дела имеются многочисленные сопроводительные письма и ответы различных органов: ФСИН России (л.д. 69, 125), Генеральной прокуратуры Российской Федерации (л.д. 70, 71), управления Президента Российской Федерации (л.д. 72, 73), Министерства юстиции Российской Федерации (л.д. 74, 75), ГУФСИН России по Новосибирской области (л.д. 155).
В период с марта 2020 года по октябрь 2020 года на имя ФИО3 поступило 112 ответов, что подтверждается справкой СИЗО-... (л.д. 163-165).
Указанные обстоятельства подтверждают, что заявления и обращения ФИО3 направляются учреждением СИЗО-... в установленном порядке для рассмотрения.
Отсутствие нарушений в организации делопроизводства по обращениям ФИО3 также подтверждается заключением по результатам проверки обращения осужденного ФИО3 ... (л.д. 166-169).
В то же время из ответа Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ... следует (л.д. 35), что жалоба ФИО3 о нарушении его прав администрацией СИЗО-... о невручении ответа из прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях признана обоснованной, так как нашел свое подтверждение довод ФИО3 о невручении ему ответа.
Довод представителя ответчиков о том, что указанное нарушение было выявлено по обращению ФИО3 в 2019 году, не имеет правового значения, так как на указанное письмо Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ... административный истец ссылается в своем иске.
Иные нарушения в работе делопроизводства СИЗО-... в ходе рассмотрения дела судом не установлены.
Для определения размера компенсации суд полагает необходимым исходить из совокупности обстоятельств, влияющих на формирование такого порога унижения, который свидетельствует о неизбежности умаления человеческого достоинства. К таковым следует отнести характер нарушений, период пребывание административного истца в условиях, не отвечающих требованиям законодательства. Кроме того суд отмечает, что негативные физические и психологическое последствия для административного истца не наступили, и полагает возможным определить сумму компенсации в размере 700 р. Оснований для установления заявленного истцом размера компенсации суд не усматривает. Присуждаемая сумма компенсации соотносится с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, является обоснованной и справедливой.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Руководствуясь статьями 175, 178, 227.1 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск ФИО3к ФСИН России, ГУФСИН России по Новосибирской области о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 700 р.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Решение изготовлено в окончательном виде 28 марта 2022 года.
Судья (подпись) П.В. Панарин
Верно
Судья П.В. Панарин
Секретарь Н.В. Дроздова
Подлинник документа находится в административном деле № 2а-76/2022 Дзержинского районного суда ....