Дело № 2а-770/2022
УИД: 66RS0028-01-2022-000896-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2022 года город Ирбит
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Гаевой Л.В., при секретаре судебного заседания Петровой С.В., с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Цепиловой Ю.А., административного ответчика Крутикова А.В., представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области Журавлевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску Крутикова А.В. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области», Федеральной службе исполнения наказания о признании незаконным действий (бездействия), связанных с организацией ненадлежащих условий содержания под стражей, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
установил:
Крутиков А.В. обратился с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области» (далее - ФКУ СИЗО-2), Федеральной службе исполнения наказания (далее - ФСИН России) о признании незаконным бездействия, связанного с содержанием под стражей, присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был этапирован из ФКУ СИЗО-2 к ИВС МО МВД России «Тавдинский». При этапирпованнии ему не был обеспечен индивидуальный рацион питания, при том, что время следования составляло более шести часов, в результате чего он испытывал чувство голода, а также нравственные страдания. Просил признать действия административных ответчиков по необеспечению индивидуальным рационом питания при этапировании незаконными и взыскать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в сумме 100 000 рублей.
В судебном заседании административный истец Кузеванов А.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме.
При рассмотрении дела представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России Журавлева Н.Ю. административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Указала, что этапирование осуществлялось железнодорожным транспортом, время следования в пути от станции Ирбит до станции Тавда 3 часа 25 минут. При этапировании Крутиков А.В. был обеспечен питанием.
Заслушав доводы сторон, мнение помощника прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 17.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случаен нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".
Положения ч. 1 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривают, что осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 75.1 настоящего Кодекса. При перемещении осужденных они обеспечиваются питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования (ч. 4 ст. 76 УИК РФ).
В силу п. 161 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14.10.2005 N 189, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
В соответствии с п. 130 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696, при конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением УИС, расположенным на маршруте конвоирования.
Судом установлено, что 20.08.2020 года Крутиков А.В. был этапирован из ФКУ СИЗО-2 в ИВС МО МВД России «Тавдинский» железнодорожным транспортом.
Как указывает административный истец, при этапировании он не был обеспечен индивидуальным рационом питания.
Согласно справке ФКУ СИЗО-2 встречный караул убыл из учреждения в 03:05, 20.08.2020, ориентировочное время прибытия поезда на станцию Ирбит 03:47, стоянка поезда 20 мин., задержек караула в пути следования не допущено (л.д. 20).
Из путевого журнала ИВС МО МВД России «Тавдинский» следует, что Крутиков А.В. прибыл в ИВС в 08:10 (л.д. 23-25).
Время приема пищи в ИВС МО МВД России «Тавдинский» осуществляется согласно распорядка дня: завтрак с 09:00 до 10:00; обед с 13:00 до 14:00; ужин с 17:00 до 18:00 (л.д. 22).
Согласно книги учета приема пищи лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Тавдинский» Крутиков А.В. был обеспечен питанием 20.08.2020: завтраком, обедом и ужином, о чем свидетельствует роспись в получении пищи (л.д. 26-27).
Каких-либо жалоб по поводу нарушения при его этапировании Крутиков А.В. не высказывал, в установленном порядке с жалобами и заявлениями не обращался (л.д. 10).
Поскольку этапирование осуществялось железножорожным транспортом в ночное время, среднее время нахождения в пути (3,25 – 3,40 часа), то у ФКУ СИЗО-2 не возникло обязанности выдать административному истцу при его отправлении на путь следования индивидуальный рацион питания по установленным нормам (из расчета на одни сутки). Обеспечение питанием в ИВС МО МВД России «Тавдинский» административным истцом не оспорено.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы административного истца о причинении ему нравственных страданий ввиду необеспечения индивидуального рациона питания, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Учитывая, что судом не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца при эго этапировании, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177-179, п. 2 ч. 2 ст. 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Крутикова А.В. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области», Федеральной службе исполнения наказания о признании незаконным действий (бездействия), связанных с организацией ненадлежащих условий содержания под стражей, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.
.
Решение изготовлено в окончательной форме 01 июня 2022 года.
.
Судья Л.В. Гаева
.
.