ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-771/2022 от 10.10.2022 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2022 года рп Арсеньево Тульской области

Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Деркача В.В.,

при секретаре Миляевой Е.Н.,

с участием представителя административного истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности № 8-01/62-2022 от 7 октября 2022 года - исполняющего обязанности прокурора Арсеньевского района Тульской области Аникеева Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-771/2022 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора к администрации муниципального образования Славный о возложении обязанности,

установил:

Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Славный об обязании провести мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории муниципального образования Славный в соответствии с установленными требованиями в срок до 31 августа 2023 года.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, по результатам которой 28 июня 2022 года Тульским природоохранным прокурором было внесено представление. В ходе проведения контрольной проверки, было установлено, что указанные в представлении недостатки и нарушения устранены не были, в частности не были проведены мероприятия по лесоустройству и не были разработаны лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории муниципального образования Славный, что нарушает принципы лесного законодательства и может привести к уменьшению площади городских лесов. В результате администрацией не обеспечены условия для рационального использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства. Отсутствие лесоустройства и лесохозяйственных регламентов на городские леса не позволяет надлежащим образом осуществлять рациональное использование лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Представитель административного истца – заместитель прокурора Арсеньевского района Тульской области Аникеев Р.С., в судебном заседании полностью поддержал заявленные административные исковые требования по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Славный, а также представитель заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, при этом, административный ответчик представил суду заявление о полном признании исковых требований и о рассмотрении дела в его отсутствие, а заинтересованное лицо причин неявки суду не сообщило и своей позиции по иску не выразило.

В представленном административным ответчиком заявлении также обращено внимание суда на то, что в просимый административным истцом срок выполнить признаваемую обязанность не представляется возможным и просит рассмотреть возможность переноса этого срока на 31 августа 2024 года.

Судом, с учетом мнения представителя административного истца, было определено о рассмотрении дела при состоявшейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.

Понятие леса определено ст. 5 ЛК РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Согласно ч. 1 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 84 ЛК РФ, или использующими леса в соответствии с ЛК РФ лицами.

В соответствии с п.п. 19 и 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, осуществление муниципального лесного контроля.

Частью 1 ст. 1 Устава муниципального образования Славный, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования Славный от 27 апреля 2009 года № 3/8 закреплено, что статус муниципального образования - городской округ.

В соответствии с подп. 24 ч. 1 ст. 7 того же Устава, к вопросам местного значения муниципального образования в том числе относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования.

Согласно ст. 116 ЛК РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств (ч. 1 ст. 23 ЛК РФ)

Лесничества создаются в том числе и на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (п. 3 ч. 2 ст. 23 ЛК РФ)

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые располагаются, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 67 ЛК РФ лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности. Лесоустройство проводится на землях, указанных в ч. 2 ст. 23 ЛК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя следующие мероприятия: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; таксация лесов; проектирование мероприятий по сохранению лесов.

Согласно ч. 1.1 ст. 84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.

В силу требований ч. 1 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 87 ЛК РФ).

Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 87 ЛК РФ).

На основании п.п. «а», «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушении (борьба с коррупцией). Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Органы местного самоуправления должны четко руководствоваться положениями Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и принимать исчерпывающие меры к предотвращению коррупционных проявлений в своей деятельности.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» одним из принципов противодействие коррупции в Российской Федерации является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно ст. 7 названного Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Непринятие мер по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственных регламентов городских лесов создает благоприятную почву для коррупционных проявлений в указанной сфере правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что на территории муниципального образования Славный расположено 1080 га лесного хозяйства, состоящего из восьми участков земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, имеющие следующие кадастровые номера: , , , , , , и .

В ходе проверки, проведенной Тульским природоохранным прокурором в июне 2022 года, установлено, что в нарушение требований лесного законодательства администрацией муниципального образования Славный не проведены мероприятия по лесоустройству и не разработаны лесохозяйственные регламенты на участки лесных насаждений – городских лесов, подлежащих охране в соответствии с ЛК РФ.

По результатам проверки, 28 июня 2022 года прокурором внесено представление в адрес главы администрации муниципального образования Славный, которое было рассмотрено и согласно письму главы от 20 июля 2022 года № 04-06/1536 с целью реализации ч. 4 ст. 63 ЛК РФ администрацией проведено межевание земельных участков для ведения лесного хозяйства общей площадью 1080 га, которые сформированы и поставлены на кадастровый учет, в Устав муниципального образования внесены изменения по вопросам лесоустройства, заместителю главы администрации З. объявлено замечание, и проводится работа по передаче лесного хозяйства в ближайшее лесничество.

В ходе контрольной проверки, проведенной в августе 2022 года, установлено, что до настоящего времени не разработаны материалы лесоустройства и лесохозяйственные регламенты на участки лесных насаждений - городских лесов, подлежащих охране в соответствии с ЛК РФ.

Администрацией не надлежащим образом исполняются предусмотренные законодательством полномочия в сфере охраны и использования лесов, чем нарушаются установленные ст. 1 ЛК РФ принципы лесного законодательства, что может привести к уменьшению площади городских лесов, что противоречит ч. 3 ст. 116 ЛК РФ.

Таким образом, администрацией не обеспечены условия для рационального использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, суд находит заявленные административные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По смыслу ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В отношении доводов административного ответчика о невозможности выполнения возлагаемой обязанности в просимый административным истцом срок, суд полагает необходимым признать их не состоятельными, поскольку объективных причин по которым это не возможно не заявлено и доказательств наличия таких причин не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что срок выполнения возлагаемой обязанности до 31 августа 2023 года является объективным и достаточным для проведения необходимых мероприятий по лесоустройству и составления лесохозяйственных регламентов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Тульского природоохранного прокурора к администрации муниципального образования Славный о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Славный провести мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории муниципального образования Славный, в соответствии с установленными требованиями, в срок, не позднее 31 августа 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Одоевский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2022 года.

Председательствующий В.В.Деркач