ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-775/2021 от 14.09.2021 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Красный Яр 14 сентября 2021 г.

Красноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Илларионовой А.М.,

с участием заместителя Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов в Аксарайском газоконденсатном комплексе Астраханской области Борисова Г.Г.,

представителей административного ответчика – администрации МО «Красноярский район» Астраханской области Нургалиевой Н.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Дельдекова Р.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

при секретаре Бекешевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Красный Яр по адресу: ул. Советская, д. 2 административное дело по административному исковому заявлению Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов в Аксарайском газоконденсатном комплексе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Аксарайский прокурор по надзору за соблюдением законов в АГКК обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с указанным иском к административному ответчику, в обоснование требований указав, что Аксарайской прокуратурой за соблюдением законов в АГКК в ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. в ходе осуществления надзора за исполнением природоохранного законодательства на территории МО «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области выявлены несанкционированные свалки.

В декабре 2020 г. в ходе обследования земельного участка, право собственности на который не разграничено, с адресными ориентирами: <адрес>», кадастровый квартал в 52 метрах севернее от земельного участка с кадастровым номером (вблизи производственной базы ООО «Агул») выявлено размещение отходов производства и потребления, в том числе, твердых коммунальных отходов, а именно, бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина. Площадь свалки составляет 200 кв.м.

В ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования земельного участка, право собственности на который не разграничено, с адресными ориентирами: <адрес>», в 400 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером (широта <>, долгота <>) выявлено размещение отходов производства и потребления, в том числе, твердых коммунальных отходов, а именно бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина. Площадь свалки составляет 500 кв.м.

Результаты проведенных проверок свидетельствуют о том, что свалки, расположенные на земельных участках, право собственности на которые не разграничено, органами местного самоуправления в лице администрации МО «Красноярский район» не ликвидированы. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО «Красноярский район» Астраханской области внесены представления и , по результатам рассмотрения которых должных мер к устранению нарушений и зачистке земельных участков от свалок администрацией не принято. Вышеуказанные нарушения природоохранного законодательства, земельного законодательства свидетельствуют о непринятии мер администрацией района по осуществлению земельного контроля, о его ненадлежащей организации на территории Красноярского района, что, в свою очередь, способствовало нарушению требований законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «Джанайский сельсовет».

В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красноярский район» по ликвидации несанкционированной свалки (бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина) площадью 200 кв.м, расположенной по адресным ориентирам: <адрес>», кадастровый квартал в 52 метрах севернее от земельного участка с кадастровым номером (вблизи производственной базы ООО «АГУЛ»), по ликвидации несанкционированной свалки (бой кирпича, ластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина) площадью 500 кв.м с адресными ориентирами: <адрес>, в 400 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером (широта <>, долгота <>) незаконным, обязать административного ответчика ликвидировать указанные несанкционированные свалки.

В судебном заседании заместитель Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов на АГКК Борисов Г.Г. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в административном иске.

Представители административного ответчика – администрации МО «Красноярский район» Астраханской области Нургалиева Р.М., Дельдеков Р.Г. административные исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Суд, выслушав заместителя прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, представителей административного ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе, биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, как природному объекту (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду иликвидациюее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Также вышеназванной статьей определены понятия негативного воздействия на окружающую среду и загрязнение окружающей среды.

Так, негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу части 6 статьи 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, что предусмотрено статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Основным из принципов охраны окружающей среды является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Согласно ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В силу ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах, входящих в состав этого района сельских поселений.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрен комплекс мер, направленных на недопустимость негативного воздействия на окружающую среду и ее загрязнения:отходыпроизводства подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», частью 3 статьи 8 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 г. «Оботходахпроизводства и потребления», ст. 16 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальныхотходов.

Согласно статье 13 Федерального закона РФ № 89 от 24.06.1998 г. «Оботходахпроизводства и потребления»территориимуниципальных образований подлежат регулярной очистке ототходовв соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Складирование мусора в не отведенных для указанных целей местах и, соответственно, созданиенесанкционированныхсвалок действующим законодательством не предусмотрено.

Судом установлено, что Аксарайской прокуратурой по надзору за соблюдением законов на АГКК в ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования земельного участка, право собственности на который не разграничено, с адресным ориентирами: <адрес>, кадастровый квартал в 52 метрах севернее от земельного участка с кадастровым номером (вблизи производственной базы ООО «Агул») выявлено размещение отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, а именно бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина. Площадь свалки составляет 200 кв.м.

Также, в ДД.ММ.ГГГГ. Аксарайской прокуратурой по надзору за соблюдением законов на АГКК в ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования земельного участка, право собственности на который не разграничено, с адресным ориентирами: <адрес>, в 400 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером (широта <>, долгота <>) выявлено размещение отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, а именно бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина. Площадь свалки составляет 500 кв.м. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в актах проверки, составленных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ., а также подтверждается исследованными в судебном заседании фотоматериалами, приложенными к вышеуказанным актам.

В соответствии со ст.12 Земельного кодексаРоссийской Федерации, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем.

Целями охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Доводы административного ответчика, указанные в возражениях на административное исковое заявление и поддержанные в судебном заседании представителями не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку противоречат установленным судом обстоятельствам и исследованным доказательствам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышении комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренным статьей 14 названного Закона.

На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, администрация МО «Красноярский район» Астраханской области должна предпринимать меры по ликвидации мест несанкционированных свалок отходов производства и потребления.

ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. Аксарайский прокурором по надзору за соблюдением законов в АГКК в адрес главы администрации МО «Красноярский район» внесены представления. Однако до настоящего времени требования прокурора не исполнены, несанкционированные свалки не ликвидированы, территория земельных участков не зачищена, не проведена их рекультивация.

В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи123 КонституцииРФ и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле,обязаныдоказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лицаобязанытакже подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно положениям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Учитывая, что неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд признает требования Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов в АГКК законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным установить срок для исполнения судебного решения – в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Руководствуюсь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов в Аксарайском газоконденсатном комплексе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области по ликвидации несанкционированной свалки (бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина) площадью 200 кв.м, расположенной по адресным ориентирам: <адрес>», кадастровый квартал в 52 метрах севернее от земельного участка с кадастровым номером (вблизи производственной базы ООО «Агул»); по ликвидации несанкционированной свалки (бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина) площадью 500 кв.м с адресными ориентирами: <адрес>», в 400 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером (широта <>, долгота <>) – незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области ликвидировать: несанкционированную свалку (бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина) площадью 200 кв.м, расположенную по адресным ориентирам: <адрес>», кадастровый квартал в 52 метрах севернее от земельного участка с кадастровым номером (вблизи производственной базы ООО «Агул»); несанкционированную свалку (бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина) площадью 500 кв.м, расположенную по адресным <> 48,016101), а также провести работы рекультивации территории земельных участков под свалками в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда сообщить в Красноярский районный суд Астраханской области и Аксарайскому прокурору по надзору за соблюдением законов в АГКК в течение срока, установленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2021 г.

Судья А.М. Илларионова