Дело № 2а-778/2021
УИД: 29RS0021-01-2021-001140-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 13 августа 2021 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А.,
при секретаре Сахарове Д.Н.,
с участием представителя административного истца - помощника Онежского прокурора по соблюдению законов в исправительных учреждениях ФИО1,
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк административное дело по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, устранении допущенных нарушений, к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области об обязании организовать материально-техническое и финансовое обеспечение,
установил:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, устранении допущенных нарушений, к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области) об обязании организовать материально-техническое и финансовое обеспечение.
В обоснование требований ссылается на то, что при проведении анализа исполнения администрацией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области требований прокурора выявлены систематические нарушения, которые не устраняются. Так, в ходе проверок прокуратурой было установлено, что в нарушение ст. 82 УИК РФ, подп. 8 п. 30 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279, здание общежития со строгими условиями содержания осужденных (отряд СУОН № 6) не оборудовано наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством, а также отсутствует решетчатая дверь, которая должна быть установлена с внутренней стороны в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции, в нарушение требований ст. 82 УИК РФ, п. 50 и 51 Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержденные приказом Минюста Российской Федерации от 20.03.2015 № 64-дсп, в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области отсутствуют и не используются технические средства для проведения обысков и досмотров: газоанализаторы, индикаторы напряжения, измерители спектра вторичных полей, пеленгаторы средств мобильной связи, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры; вопреки требованиям ст. 82 УИК РФ, п. 255 Приказа Минюста РФ № 64 контрольно-пропускной пункт ИК-21 не оборудован стационарной рентгенотелевизионной установкой, администрацией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области не применяются меры, направленные на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, что является нарушением п. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пп. «ж» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № 1193, кроме того в нарушение пп. «а» п. 20 Постановления Правительства РФ № 1193 пропускной режим в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области осуществляется без применения служебных собак; в нарушение п. 18 Постановления Правительства РФ № 1193 отдельно стоящие здания (здание отдела информационно-архивной работы, водонапорные башни, помещения для свиданий, здания железнодорожного тупика № 20 ст. Икса, здание котельной ЖДО, городок служебных собак отдела охраны, пассажирское здание на 50 мест ст. Икса) не оборудованы системами охранно-тревожной, охранно-пожарной сигнализациями, системами охранного телевидения. 28 февраля 2019, 22 октября 2020, 08 февраля 2021 года в адрес начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области были внесены представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки, проведенной в марте 2021 года, прокуратурой установлено, что все вышеуказанные нарушения не устранены. В адрес начальника исправительного учреждения 29 марта 2021 года вновь было внесено представление. Просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, выразившееся в непринятии мер по устранению перечисленных в административном исковом заявлении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, и обязать ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить следующие мероприятия:
- оборудовать здание общежития со строгими условиями содержания осужденных (отряд СУОН № 6) наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством, и решетчатой дверью, которая должна быть установлена с внутренней стороны в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции;
- обеспечить наличие технических средств для проведения обысков и досмотров: газоанализаторы, индикаторы напряжения, измерители спектра вторичных полей, пеленгаторы средств мобильной связи, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области стационарной рентгенотелевизионной установкой;
- обеспечить наличие приборов для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений;
- обеспечить применение служебных собак при осуществлении пропускного режима в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области;
- оборудовать системами охранно-тревожной, охранно-пожарной сигнализациями, системами охранного телевидения отдельно стоящие здания (здание отдела информационно-архивной работы, водонапорные башни, помещения для свиданий, здания железнодорожного тупика № 20 ст. Икса, здание котельной ЖДО, городок служебных собак отдела охраны, пассажирское здание на 50 мест ст. Икса).
Возложить на ФСИН России обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения УФСИН России по Архангельской области для проведения вышеуказанных мероприятий в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области.
Возложить на УФСИН России по Архангельской области обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области для выполнения вышеуказанных мероприятий.
Представитель административного истца - помощник Онежского прокурора по соблюдению законов в исправительных учреждениях ФИО1 в судебном заседании поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в нем. Пояснил, что при осуществлении дополнительной проверки было выявлено наличие в помещении для свиданий, в городке служебных собак охранно-тревожной, охранно-пожарной сигнализации, системы охранного телевидения. В здании отдела информационно-архивной работы охранно-тревожная, охранно-пожарная сигнализация имеется в наличии, отсутствует система охранного телевидения. Требования в данной части (по объектам, оборудованным сигнализациями и телевидением) не поддержал. Остальные нарушения до настоящего времени нарушения не устранены. Также уточнил требования к ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области – просил обязать ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в течение 2 лет с момента поступления материально-технического и финансового обеспечения, выполнить мероприятия.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в возражениях. Пояснила, что Учреждение финансируется из федерального бюджета, денежных средств на проведение указанные мероприятий не поступало, в адрес УФСИН России по Архангельской области направлялись заявки на выделение денежных средств или оборудования. В удовлетворении иска к УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России просила отказать, поскольку в их адрес представления об устранении нарушений прокурором не вносились.
Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации прокурор вносит представление об устранении нарушений закона, а должностное лицо, в адрес которого внесено представление, в течение месяца со дня внесения такового должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания осужденных подлежат обязательному исполнению администрацией.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации предусмотрено ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно п.п. 50,51 Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 20.03.2015 № 64-дсп (далее – Приказ Минюста РФ № 64), начальники учреждений уголовно-исполнительной системы и территориальных органов ФСИН России принимают меры к обеспечению помещений дежурных помощников начальников учреждений, постов младших инспекторов по ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕКПТ, одиночных камер, запираемых помещений, КПП, иных помещений специальными техническими средствами, необходимыми для производства обысков (приложения № 2, № 3, № 4); комплектация набора таких средств зависит от реальных потребностей, условий проведения мероприятий, характера выпускаемой продукции на предприятии учреждения уголовно-исполнительной системы. При обысках и досмотрах используются в качестве технических средств: стационарные и портативные металлоискатели, приборы для обнаружения пустот и неоднородностей (приборы радиотехнического зондирования, сканер ручной), газоанализаторы, специальные тесты, индикаторы напряжения, приборы для обнаружения электронных устройств, содержащих полупроводниковые компоненты (измерители спектра вторичных целей), пеленгаторы средств мобильной связи, досмотровые видеоэндоскопы, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры, средства видео-фотофиксации, вибрационные датчики.
В соответствии с п. 255 Приказа Минюста РФ № 64 стационарная рентгенотелевизионная установка предназначена для контроля содержимого ручной клади и посылок, для поиска вложений в передачах на предмет выявления запрещенных веществ и предметов с выводом изображения на экран монитора встроенного компьютера. Стационарная рентгенотелевизионная установка устанавливается на КПП учреждения УИС.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой в феврале 2019 года, были выявлены нарушения ст. 82 УИК РФ, п.п. 50, 51, 255 Приказа Минюста РФ № 64, а именно в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области отсутствовали и не использовались следующие технические средства для проведения обысков и досмотров: газоанализаторы, индикаторы напряжения, измерители спектра вторичных полей, пеленгаторы средств мобильной связи, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры, контрольно-пропускной пункт ИК-21 не оборудован стационарной рентгенотелевизионной установкой.
По результатам проверки в адрес начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области было внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 28.02.2019 года № 17-01-2019/6.
В ответе на данное представление администрацией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области факт наличия выявленных нарушений подтвержден, сообщается, что информация о потребности учреждения в технических средствах для проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержденного приказом Минюста РФ № 64, направлена в отдел розыска и надзора УФСИН России по Архангельской области.
В силу п. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» по решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органа реализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 № 1193 (в ред. от 29.11.2019) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы» (далее – Постановление Правительства РФ № 1193) настоящие требования определяют порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы.
Согласно пп. «ж» п. 17 Постановления Правительства РФ № 1193 на всех объектах (территориях) независимо от присвоенной категории принимаются меры, направленные на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно п. 18, пп. «а» п. 20 указанного Постановления объекты (территории), которым присвоена категория 3, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 17 настоящих требований, оборудуются системами охранно-тревожной и охранно-пожарной сигнализации, охранного телевидения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
На объектах (территориях), которым присвоена категория 1, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 17 настоящих требований, осуществляются организационно-практические мероприятия, предусматривающие: вооруженную охрану, организацию надзора за осужденными и лицами, содержащимися под стражей, организацию пропускного режима с обязательным применением технических средств досмотра и служебных собак.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой в октябре 2020 года, были выявлены нарушения п. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пп. «ж» п. 17, п. 18, пп. «а» п. 20 Постановления Правительства РФ № 1193, а именно администрацией ИК-21 не применяются меры, направленные на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений; пропускной режим в ИК-21 осуществляется без применения служебных собак; помимо этого отдельно стоящие здания (здание отдела информационно-архивной работы, водонапорные башни, помещения для свиданий, здания железнодорожного тупика № 20 ст. Икса, здание котельной ЖДО, городок служебных собак отдела охраны, пассажирское здание на 50 мест ст. Икса) не оборудованы системами охранно-тревожной, охранно-пожарной сигнализации, системами охранного телевидения.
Указанные объекты недвижимости находятся в оперативном управлении ФКУ ИК-21.
По результатам проверки в адрес начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области было внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 22.10.2020 года № 17-01-2020/35.
В ответе на данное представление администрацией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области факт наличия выявленных нарушений подтвержден, сообщается, что направлена заявка в УФСИН России по Архангельской области на выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств.
В ходе проведения прокуратурой проверки в феврале 2021 года, установлено, что администрацией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области не предпринято должных мер по устранению ранее выявленных нарушений. В адрес начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области было вновь внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации от 08.02.2021 № 17-01-2021/3.
05 марта 2021 года администрацией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области дан ответ на вышеуказанное представление, в котором администрация учреждения согласилась с нарушениями, за исключением вопроса связанного с организацией пропускного режима, указывая на то, что нормативно правовыми актами ФСИН России и Министерства юстиции Российской Федерации использования собак для досмотра людей не предусмотрено.
Не принимаются судом доводы представителя административных ответчиков о том, что п.50 Порядка проведения обысков регламентирует меры, которые принимаются начальником ИУ, каких либо требований к наличию технических средств для производства обыска и досмотра не устанавливает.
Исходя из буквального толкования п.51 Порядка, следует, что при проведении обысков используются в качестве технических средств: газоанализаторы, индикаторы напряжения, измерители спектра вторичных полей, пеленгаторы средств мобильной связи, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры. Таким образом, должно быть обеспечено их наличие в ИУ для проведения обысков.
Довод представителя административных ответчиков о том, что при досмотре людей использование служебных собак не предусмотрено, не принимается судом, поскольку Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № 1193 установлено требование по организации пропускного режима с обязательным применением технических средств досмотра и служебных собак. Какого - либо разграничения по досмотрам людей, автотранспорта и т.п. не предусмотрено.
Согласно подп. 8 п. 30 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279, оборудование изолированного участка со строгими условиями отбывания наказания осуществляется применительно к требованиям, предъявляемым к общежитиям учреждений УИС. При этом в нем обеспечивается повышенная изоляция осужденных от остальной территории исправительной колонии. Территория участка со строгими условиями отбывания наказания выгораживается просматриваемыми коридорами. Здание общежития со строгими условиями содержания осужденных оборудуется наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством. В дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны устанавливаются решетчатые двери.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой в марте 2021 года, были выявлены нарушения ст. 82 УИК РФ, подп. 8 п. 30 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279, а именно здание общежития со строгими условиями содержания осужденных (отряд СУОН № 6) не оборудовано наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством, а также отсутствует решетчатая дверь, которая должна быть установлена с внутренней стороны в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции.
По результатам проверки в адрес начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области было внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ответе на данное представление администрацией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области факт наличия выявленных нарушений подтвержден, сообщается, что ДД.ММ.ГГГГ за исх. №/ТО/58/21/5-1319 направлены заявки в УФСИН России по Архангельской области на выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств на приобретение и установку в отряд СУОН № дверей и отсекающей решетки.
Однако, в ходе плановой проверки, проведенной прокуратурой в июне 2021 года установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены. По результатам данной проверки в адрес начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области вновь внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства №.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что административные исковые подлежит частичному удовлетворению на основании следующего.
Как следует из ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее- УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3, 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 (Далее - Положения о ФСИН России), основными задачами ФСИН России являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно пункту 7 Положения о ФСИН России, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу ст. 9 Закона РФ № 5471-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области является юридическим лицом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, и действует согласно Уставу, утвержденному приказом ФСИН России от 13.06.2019 № 422 (далее – Устав).
В соответствии с п. 5.12 Устава при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области.
Как следует из справки заместителя начальника отдела охраны ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области А.С. Санду от 09 ноября 2020 года по фактам нарушений, указанных в представлении Онежской прокуратуры от 22 октября 2020 года № 17-01-2020/35, при проведении межведомственного комиссионного обследования в 2018 году и при проведении комиссионных обследований объектов (территории) ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области было выявлено, что отдельно стоящие здания (здание отдела информационно-архивной работы, водонапорные башни) не оборудованы системами охранно-тревожной и охранно-пожарной сигнализациями, системами охранного телевидения. Также указано, что отсутствуют технические приборы для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. Для устранения нарушений запланировано составление и подача заявок в УФСИН России по Архангельской области на получение требуемого оборудования и финансирования, недостатки будут устранены при поступлении финансирования.
Согласно справке, выданной бухгалтерией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, от 27 июля 2021 года финансирование на проведение ремонта здания общежития со строгими условиями содержания осужденных, закупку технических средств для проведения обысков и досмотров, стационарной рентгенотелевизионной установки, технических приборов для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения токсических химикатов, приобретение системы охранно-тревожной и охранно-пожарной сигнализациями, системами охранного телевидения не выделялось.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что до настоящего времени указанные в административном иске нарушения не устранены, а именно здание общежития со строгими условиями содержания осужденных (отряд СУОН № 6) не оборудовано наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством, и решетчатой дверью, установленной с внутренней стороны в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции, не обеспечено наличие технических средств для проведения обысков и досмотров, контрольно-пропускной пункт ИК-21 не оборудован стационарной рентгенотелевизионной установкой, отсутствуют приборы для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, пропускной режим осуществляется без служебных собак, отдельно стоящие здания (водонапорные башни, здания железнодорожного тупика № 20 ст. Икса, здание котельной ЖДО, пассажирское здание на 50 мест ст. Икса) не оборудованы системами охранно-тревожной, охранно-пожарной сигнализациями, системами охранного телевидения, здание отдела информационно-архивной работы не оборудовано системой охранного телевидения.
Следовательно, со стороны административных ответчиков имеет место бездействие по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства. Доказательств, подтверждающих обстоятельства, объективно препятствующие исполнению указанной обязанности, суду не представлено.
Вместе с тем, представителем административных ответчиков представлена инвентарная карточка учета нефинансовых активов №ЦБ1322496, которая подтверждает нахождение на балансе ФКУ ИК-21 многофункционального прибора «Пиранья ST031M» (инвентарный №). Указанный прибор приобретен ДД.ММ.ГГГГ за 200605 рублей.
Как следует из руководства по эксплуатации данного прибора, «Пиранья ST031M» - это многофункциональный поисковый прибор нового поколения, разработанный и производимый российской компанией «Группа СТ» (Санкт-Петербург), предназначенный для обнаружения и локализации специальных технических средств негласного получения информации (СТСНПИ). Он позволяет решать следующие задачи: обнаружение факта работы и определение местоположения радиоизлучающих технических средств, создающих потенциально опасные, с точки зрения утечки информации, излучения. К таким средствам, прежде всего, относят: радиомикрофоны; телефонные радиоретрансляторы; радиостетоскопы; скрытые видеокамеры с радиоканалом; технические средства пространственного высокочастотного облучения; радиомаяки систем слежения за перемещением объектов; несанкционированно включенные радиостанции, сотовые и беспроводные телефоны, радиомодемы и цифровые системы беспроводного доступа. Таким образом, указанные прибор является пеленгатором, в том числе средств мобильной связи.
Также представлены фотоматериалы, которые подтверждают использование в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области указанного прибора для проведения обысков и досмотров.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, выразившееся в неиспользовании в работе пеленгатора средств мобильной связи, и возложении на ФСИН России обязанности по организации материально-технического и финансового обеспечения УФСИН России по Архангельской области для обеспечения ИК – 21 пеленгаторами средств мобильной связи, возложении на УФСИН России по Архангельской области обязанности по организации материально-технического и финансового обеспечения ФКУ ИК-21 УФСИН России по Архангельской в части пеленгаторов не имеется.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, неопределенного круга лиц и Российской Федерации, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Решение о признании действий незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку административными ответчиками допущено бездействие по устранению выявленных нарушений, то необходимо возложить обязанности по их устранению.
Отсутствие финансирования, на которое ссылался представитель ответчика, не освобождает административных ответчиков от соблюдения уголовно-исполнительного законодательства по условиям содержания осужденных.
ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных Государством на нее, а также ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области обязанностей решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования из внебюджетных источников. Следовательно, при недостаточности средств у ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, субсидиарную ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган - УФСИН России по Архангельской области, поскольку именно они ведают вопросами бюджетного финансирования и доведения бюджетных лимитов, соответственно.
Таким образом, суд определил способ устранения выявленных нарушений в виде возложения обязанности по их устранению.
В соответствии со ст.180 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств и отсутствия возражений со стороны административных ответчиков, суд полагает, что срок исполнения, который просит прокурор, является разумным.
Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, выразившееся непринятии мер по устранению перечисленных в административном исковом заявлении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно:
в нарушение ст. 82 УИК РФ, подп. 8 п. 30 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279, здание общежития со строгими условиями содержания осужденных (отряд СУОН № 6) не оборудовано наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством, а также отсутствует решетчатая дверь, которая должна быть установлена с внутренней стороны в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции;
в нарушение ст. 82 УИК РФ, п. 50, 51 Приказа Минюста РФ № 64 в ИК-21 отсутствуют и не используются в работе следующие технические средства для проведения обысков и досмотров: газоанализаторы, индикаторы напряжения, измерители спектра вторичных полей, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры;
в нарушение ст. 82 УИК РФ, п. 255 Приказа Минюста РФ № 64 контрольно-пропускной пункт ИК-21 не оборудован стационарной рентгенотелевизионной установкой;
в нарушение ст. 82 УИК РФ, пп. «ж» п. 17 Постановления Правительства РФ № 1193 в ИК-21 отсутствуют технические приборы для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений;
в нарушение ст. 82 УИК РФ, пп. «а» п. 20 Постановления Правительства РФ № 1193 пропускной режим в ИК-21 не осуществляется с применением служебных собак;
в нарушение ст. 82 УИК РФ, п. 18 Постановления Правительства РФ № 1193 отдельно стоящие здания (водонапорные башни, здания железнодорожного тупика № 20 ст. Икса, здание котельной ЖДО, пассажирское здание на 50 мест (ст. Икса) не оборудованы системами охранно-тревожной, охранно-пожарной сигнализациями, системами охранного телевидения, здание отдела информационно-архивной работы не оборудовано системой охранного телевидения.
Возложить на ФСИН России обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения УФСИН России по Архангельской области для проведения следующих мероприятий в ИК-21:
- оборудовать здание общежития со строгими условиями содержания осужденных (отряд СУОН № 6) наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством, и решетчатой дверью, которая должна быть установлена с внутренней стороны в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции.
- обеспечить наличие технических средств для проведения обысков и досмотров: газоанализаторы, индикаторы напряжения, измерители спектра вторичных полей, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры.
- оборудовать контрольно-пропускной пункт ИК-21 стационарной рентгенотелевизионной установкой.
- обеспечить наличие приборов для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
- обеспечить наличие служебных собак при осуществлении пропускного режима в ИК-21.
- оборудовать системами охранно-тревожной, охранно-пожарной сигнализациями, системами охранного телевидения отдельно стоящие здания (водонапорные башни, здания железнодорожного тупика № 20 ст. Икса, здание котельной ЖДО, пассажирское здание на 50 мест ст. Икса), оборудовать системой охранного телевидения здание отдела информационно-архивной работы.
Возложить на УФСИН России по Архангельской области обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения ИК-21 для выполнения следующих мероприятий:
- оборудовать здание общежития со строгими условиями содержания осужденных (отряд СУОН № 6) наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством, и решетчатой дверью, которая должна быть установлена с внутренней стороны в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции.
- обеспечить наличие технических средств для проведения обысков и досмотров: газоанализаторы, индикаторы напряжения, измерители спектра вторичных полей, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры.
- оборудовать контрольно-пропускной пункт ИК-21 стационарной рентгенотелевизионной установкой.
- обеспечить наличие приборов для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
- обеспечить наличие служебных собак при осуществлении пропускного режима в ИК-21.
- оборудовать системами охранно-тревожной, охранно-пожарной сигнализациями, системами охранного телевидения отдельно стоящие здания (водонапорные башни, здания железнодорожного тупика № 20 ст. Икса, здание котельной ЖДО, пассажирское здание на 50 мест ст. Икса), оборудовать системой охранного телевидения здание отдела информационно-архивной работы.
Обязать ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в течение 2 лет с момента поступления материально-технического и финансового обеспечения, выполнить следующие мероприятия:
- оборудовать здание общежития со строгими условиями содержания осужденных (отряд СУОН № 6) наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством, и решетчатой дверью, которая должна быть установлена с внутренней стороны в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции.
- обеспечить наличие технических средств для проведения обысков и досмотров: газоанализаторы, индикаторы напряжения, измерители спектра вторичных полей, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры.
- оборудовать контрольно-пропускной пункт ИК-21 стационарной рентгенотелевизионной установкой.
- обеспечить наличие приборов для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
- обеспечить наличие служебных собак при осуществлении пропускного режима в ИК-21.
- оборудовать системами охранно-тревожной, охранно-пожарной сигнализациями, системами охранного телевидения отдельно стоящие здания (водонапорные башни, здания железнодорожного тупика № 20 ст. Икса, здание котельной ЖДО, пассажирское здание на 50 мест ст. Икса), оборудовать системой охранного телевидения здание отдела информационно-архивной работы.
В удовлетворении требований к ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области обеспечить наличие пеленгаторов – отказать.
В удовлетворении требований к УФСИН России по Архангельской области по организации материально-технического и финансового обеспечения ФКУ ИК-21 УФСИН России по Архангельской в части пеленгаторов – отказать.
В удовлетворении требований к ФСИН России по организации материально-технического и финансового обеспечения УФСИН России по Архангельской области в части пеленгаторов – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Архангельский областной суд со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 августа 2021 года.
Председательствующий Ю.А. Кузнецова