ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7797/2023 от 14.11.2023 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-7797/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2023 года г. Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Теплякова П.М., при секретаре судебного заседания Загретдиновой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крылосова Д.И. к Администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ, исполняющему обязанности главы администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ Миронову Д.В., комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ, заместителю главы администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ – председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ Кагармановой А.А., заместителю председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Михеевой Е.В., о признании незаконным бездействия при рассмотрении обращения истца, признании незаконным ответа заместителя главы администрации, признания незаконным нарушения срока при рассмотрении дела об административном правонарушении, признании незаконным решения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, признании незаконным ненаправления в адрес административного истца копии постановления от 20.07.2023г.,

установил:

Крылосов Д.И. в лице представителя Крылосова И.Н. обратился в суд с административным иском, уточненным в соответствии со ст.46 КАС РФ, к администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ, Главе администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ, заместителю главы администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ – председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ Кагармановой А.А., комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ, заместителю председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Михеевой Е.В., о признании незаконным бездействия при рассмотрении обращения истца, признании незаконным ответа заместителя главы администрации, признания незаконным нарушения срока при рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних дела об административном правонарушении, признании незаконным решения комиссии по делам несовершеннолетних об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, признании незаконным ненаправления в адрес административного истца копии постановления от 20.07.2023г.

В обоснование заявленных требований указал, что 16 декабря 2022г. судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП г.Уфы ГУ ФССП РФ по РБ составлен Протокол об административном правонарушении по статье 5.35 ч.2 КоАП РФ в отношении Плехановой Е.А. В соответствии с протоколом об административном правонарушении Плеханова Е.А. 26 ноября 2022 года в нарушение решения суда, определившего порядок общения несовершеннолетнего ребенка Крылосовой С.Д. с отцом - административным истцом Крылосовым Д.И. не привезла ребенка в установленное судом место для встречи и общения с отцом, в ходе телефонного разговора пояснила, что отказывается приводить ребенка.

Протокол об административном правонарушении был направлен для рассмотрения в уполномоченный орган – Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ (КДН и ЗП), поступил в административный орган 11 января 2023 года, назначен к рассмотрению 19 января 2023 года.

19 января 2023 года в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом было удовлетворено ходатайство защитника привлекаемого лица Плехановой Е.А. об отложении рассмотрения дела в связи с обжалованием в суде составленного протокола об административном правонарушении. Рассмотрение дела было отложено на 02 февраля 2023 года.

Данное решение административным органом принято незаконно, так как обжалование протокола не является основанием к отложению дела, по состоянию на 02 февраля уже истекали сроки привлечения Плехановой Е.А. к ответственности.

Исходя из изложенного, истец просит признать незаконным решение КДН и ЗП об отложении рассмотрения дела от 19.01.2023г. ( требование №5)

В связи с нарушениями его прав Крылосов Д.И. в лице представителя Крылосова И.Н. 19 января 2023г. обратился с жалобой на действия (решения) административного органа к Главе администрации Калининского района ГО город Уфа РБ путем направления жалобы на официальный сайт администрации, в заявлении просил принять меры по своевременному рассмотрению дела и недопущению освобождения Плехановой Е.А. от административной ответственности в связи с неправомерными действиями должностных лиц.

Данная жалоба была рассмотрена должностным лицом - заместителем главы администрации Калининского района ГО город Уфа РБ Кагармановой А.А., которая одновременно является председателем Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ, то есть председателем органа, на решение которого была подана жалоба. Таким образом, глава администрации не рассмотрел поступившую жалобу в установленный законом срок, чем допустил бездействие, жалоба на действия Комиссии по делам несовершеннолетних была рассмотрена и на нее дан ответ председателем указанного органа КДН и ЗП, что противоречит закону.

В связи с изложенным административный истец просит признать незаконным бездействие главы администрации Калининского района ГО город Уфа по нерассмотрению обращения истца от 19 января 2023г. (требование №1), признать незаконным ответ на жалобу от 19.01.2023г. Председателя КДН и ЗП Кагармановой №72-03-00561/25 от 15.02.2023г. (требование №2),

Впоследствии административному истцу стало известно, что фактически административное дело по части 2 ст.5.35 КоАП РФ в отношении Плехановой Е.А. было рассмотрено на заседании комиссии по делам несовершеннолетних 20 июля 2023 года, то есть через 6 месяцев и 9 дней после поступления материала, принято решение о прекращении производства по делу в связи с истечением сроков давности, при этом копия постановления в адрес Крылосова Д.И., который фактически являлся потерпевшим по данному делу, направлена не была. Указанные нарушения повлекли нарушения прав административного истца, фактическое освобождение Плехановой Е.А. от административной ответственности за нарушение прав ребенка на общение с отцом, нарушения права истца на общение с ребенком.

В связи с изложенным истец просит суд признать незаконным нарушение административным ответчиком – Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав срока рассмотрения дела об административном правонарушении (требование №3), признать незаконным бездействие административного ответчика – Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав срока, выразившегося в ненаправлении в адрес истца копии постановления о прекращении производства по административному делу от 20 июля 2023 года. (требование №4)

Определениями суда по делу в качестве административных соответчиков привлечены заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Михеева Е.В., заместитель главы администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ – председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ Кагарманова А.А., в связи с увольнением с занимаемой должности произведены замена ненадлежащего ответчика – бывшего главы администрации Калининского района г.Уфы Замурагина В.А. на ответчика – и.о.главы администрации Калининского района ГО город Уфа РБ Миронова Д.В.

В судебное заседание административный истец Крылосов Д.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, с ходатайством об отложении не обращался.

Представитель административного истца Крылосов И.Н. в судебном заседании просил удовлетворить административный иск по основаниям, указанным в исковом заявлении и приложенных документах, дополнительно пояснил, что фактически жалоба на действия и решение Комиссии по делам несовершеннолетних от 19 января 2023г. рассмотрена не главой администрации, а председателем комиссии, то есть руководителем органа, чьи действия обжаловались. Также пояснил, что Крылосов Д.И. не извещался после 19 января о заседаниях комиссии, не знал о принятом решении о прекращении дела, копия ему не направлялась. Определение об отложении дела обжаловалось им в суде, но в принятии жалобы по КоАП было отказано, так как данное определение подлежит обжалованию в порядке КАС, что также подтвердил Верховный суд РБ. После получения определения Верховного Суда, он обратился с иском в порядке КАС РФ.

Представитель административного ответчика – Администрации Калининского района ГО город Уфа РБ Мухина А.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, указывая, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является коллегиальным органом при администрации Калининского района, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с компетенцией, в соответствии с п.1.1 Положения к КДН и ЗП Комиссия по вопросам своей деятельности подчиняется заместителю главы администрации района, курирующего деятельность по гуманитарным вопросам и образованию. При этом решения коллегиального органа при рассмотрении дела об административном правонарушении не могут быть отменены либо изменены решениями должностных лиц администрации. На основании п.3.1.2 Положения о заместителе главы администрации района, утвержденного приказом Главы администрации №064лс от 31.07.2015г., заместитель главы администрации курирует работу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и вправе самостоятельно принимать решения по вопросам подписания писем, других служебных документов.

По поступившему обращению Крылосова Д.И. от 19.01.2023г. администрацией района в лице заместителя главы администрации Кагармановой А.А. в установленный законом срок был дан исчерпывающий ответ по вопросам, содержащимся в обращении (жалобе), ответ направлен 15 февраля 2023г., в электронном и письменном виде, в связи с чем бездействия главы администрации при рассмотрении обращения не допущено. Отсутствуют доказательства нарушения прав административного истца, истцом без уважительной причины пропущен срок для обращения в суд.

Представитель административного ответчика Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ответственный секретарь КДН и ЗП Дорофеева И.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, пояснив, что в ходе заседания комиссии 19 января 2023г. при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Плехановой Е.А. по ст.5.35 ч.2 КоАП РФ было удовлетворено ходатайство привлекаемого лица Плехановой Е.А. об отложении рассмотрения дела, комиссией принято решение об отложении на 02 февраля 2023г. в связи с обжалованием Плехановой Е.А. действий судебного пристава, связанных с протоколом. Также на заседании комиссии было отказано в удовлетворении ходатайства представителя Крылосова Д.И.- Крылосова И.Н. о признании его доверителя потерпевшим. 02 февраля рассмотрение дела также было отложено, все было сделано в соответствии с КоАП РФ, 20 июля 2023 года производство по делу в отношении Плехановой Е.А. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, копия постановления в адрес Крылосова Д.И. не направлялась, так как он не был признан потерпевшим по настоящему делу. Решение комиссии о прекращении оставлено без изменения Калининским районным судом г.Уфы.

Представитель заинтересованного лица по делу Плехановой Е.А. по доверенности Ковалев С.В. в судебном заседании просил признать незаконным нарушение срока рассмотрения дела об административном правонарушении административным ответчиком, отказать в удовлетворении требований о ненаправлении Крылосову Д.И. копии постановления от 20.07.2023г., так как он не являлся потерпевшим, разрешение иных требований оставил на усмотрение суда.

Иные административные соответчики, заинтересованное лицо Плеханова Е.А., не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Калининского районного суда города Уфы РБ информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Суд в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела, а также размещения на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, облагающие юридической силой, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 16 декабря 2022г. судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП г.Уфы ГУ ФССП РФ по РБ составлен протокол об административном правонарушении по статье 5.35 ч.2 КоАП РФ в отношении Плехановой Е.А, в соответствии с которым Плеханова Е.А. 26 ноября 2022 года в нарушение решения суда, определившего порядок общения несовершеннолетнего ребенка Крылосовой С.Д. с отцом - административным истцом Крылосовым Д.И. не привезла ребенка в установленное судом место для встречи и общения с отцом, в ходе телефонного разговора пояснила, что отказывается приводить ребенка. (л.д.40-41)

Протокол об административном правонарушении направлен для рассмотрения в уполномоченный орган – Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ (КДН и ЗП), поступил в административный орган 11 января 2023 года, назначен к рассмотрению 19 января 2023 года.

19 января 2023 года в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом было удовлетворено ходатайство защитника привлекаемого лица Плехановой Е.А. об отложении рассмотрения дела в связи с обжалованием в суде составленного протокола об административном правонарушении. Рассмотрение дела отложено на 02 февраля 2023 года.(л.д.20-22)

В этот же день, 19 января 2023г., Крылосов Д.И. в лице представителя Крылосова И.Н. обратился к Главе администрации Калининского района ГО город Уфа РБ с жалобой на действия (решения) административного органа путем направления жалобы на официальный сайт администрации, в заявлении просил принять меры по своевременному рассмотрению дела и недопущению освобождения Плехановой Е.А. от административной ответственности в связи с неправомерными действиями должностных лиц (л.д.49-51).

Данная жалоба рассмотрена должностным лицом - заместителем главы администрации Калининского района ГО город Уфа РБ Кагармановой А.А., которая одновременно является председателем Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ, 15 февраля 2023г. согласно ответа заявитель проинформирован о принятом решении об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении КДН и ЗП, дан ответ (л.д.46-47), ответ на обращение направлен на электронную почту заявителя и почтовой связью, что подтверждается списком регистрируемых почтовых отправлений от 15.02.2023г.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, проверять изложенные сведения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 5, частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 9 и пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию. Если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Гражданин имеет право получать как письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, так и уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ).

Как следует из разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 1.1. «Положения об Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 21.11.2012 N 11/6, Администрация Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация района) является территориальным органом Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, установленной главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на территории Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - района).

В соответствии с частью 1 ст.11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В соответствии со ст.7 Постановления Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности к компетенции комиссий;

В соответствии с частью 1 ст.23.2 КоАП РФ районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса.

Приказом Администрации Калининского района ГО город Уфа от 01.02.2021г. №007лс утверждено «Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав Администрации Калининского района». (л.д.81-87)

В соответствии с п.1.2 указанного положения Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционными законами, актами Президента РФ и Главы РБ, решениями Совета ГО город Уфа, а также Положением о комиссии по делам несовершеннолетних.

Комиссия является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. (пункт 1.3 Положения).

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями, либо иными лицами, отнесенными к компетенции комиссий (п.2.3.35)

Комиссию возглавляет председатель – заместитель главы администрации Калининского района. (п.4.3)

Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии. (п.4.7)

Приказом Главы администрации Калининского района г.Уфы №064лс от 31.07.2015г. утверждено Положение о заместителе главы администрации, определяющее функциональные обязанности, права, ответственность должностного лица. (л.д.88-99)

В соответствии с п.3.1.2 Положения, заместитель главы администрации курирует вопросы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Заместитель главы администрации вправе самостоятельно принимать решения подписания писем, отчетов планов и иных служебных документов (п.4.1.1. Положения).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что поступившее обращение (жалоба) административного истца было рассмотрено уполномоченным должностным лицом в установленный срок, заявителю был дан исчерпывающий и мотивированный ответ по существу поставленных вопросов 15 февраля 2023 года.

Суд не может принять во внимание довод административного истца о нарушении положений ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении его обращения, поскольку заявителем обжаловалось отложение рассмотрения дела об административном правонарушении, а не действия или решения заместителя главы администрации Калининского района г.Уфы Кагармановой А.А., которой давался ответ на заявление.

Несогласие административного истца с содержанием данного ответа не может свидетельствовать о незаконном бездействии главы администрации Калининского района г.Уфы.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения ли права, свободы и законные интересы административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Вопреки вышеуказанным положениям процессуального законодательства, административным истцом не доказано нарушение его прав, свобод и законных интересов со стороны административного ответчика.

Оспариваемый ответ законные интересы административного истца не нарушает, какой-либо незаконной обязанности на него не возлагает, препятствий к осуществлению прав и реализации законных интересов не создает.

Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Между тем, совокупность названных условий для удовлетворения требований истца в данном случае не установлена, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований признать незаконным бездействие главы администрации Калининского района ГО город Уфа по нерассмотрению обращения истца от 19 января 2023г. (требование №1), признать незаконным ответ на жалобу от 19.01.2023г. Председателя КДН и ЗП Кагармановой №72-03-00561/25 от 15.02.2023г. (требование №2).

Суд также учитывает, что ответ истцу направлен 15.02.2023г., с уточненным иском истец обратился 16.10.2023г., с нарушением установленного законом срока.

В соответствии с частью 2 ст.5.35 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов

В соответствии с ч.1 ст.25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Согласно материалам дела, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Плехановой Е.А., представителем Крылосова Д.И.-Крылосовым И.Н. было заявлено ходатайство о признании Крылосова Д.И. потерпевшим по делу. В удовлетворении ходатайства было отказано в связи с тем, что на заседании комиссии принято решение об отложении рассмотрения дела.

Вместе с тем, учитывая, что согласно составленного протокола об административном правонарушении от 16.12.2022г. Плеханова Е.А. 26 ноября 2022 года в нарушение решения суда, определившего порядок общения несовершеннолетнего ребенка Крылосовой С.Д. с отцом Крылосовым Д.И. не привезла ребенка в установленное судом место, в ходе телефонного разговора пояснила, что отказывается приводить ребенка, суд приходит к выводу, что Крылосов Д.И. обладает правом на обращение в суд в качестве административного истца в соответствии с положениями ст.4, 38 Кодекса административного производства РФ, так как оспариваемыми действия и решениями административного органа затрагиваются его права и законные интересы.

В соответствии с "Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021), в случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, совершенные при осуществлении производства по этому делу, повлекшие за собой нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина, создание препятствий к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены по правилам гл. 22 КАС РФ.

Исходя из изложенного, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, повлекшие за собой нарушение его прав и свобод, в порядке гл. 22 КАС РФ в случае, если производство по делу прекращено или не возбуждалось и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законодательством не предусмотрен.

При рассмотрении требования о признании незаконным принятого Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 19 января 2023 года определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с обжалованием в суде составленного протокола об административном правонарушении, суд учитывает положения п.7 ст.29.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ в соответствии с которым отложение рассмотрения дела может быть принято при рассмотрении дела об административном правонарушении, при этом законом не установлено исчерпывающего перечня оснований для отложения рассмотрения дела об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение об отложении рассмотрения дела не может быть признано незаконным, так как оно принято уполномоченным органом, в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями ст.29.7 КоАП РФ.

Суд также учитывает положения ч.1 ст.219 КАС РФ, и считает, что административным истцом без уважительных причин пропущен срок для обращения в суд в указанной части заявленных требований о признании незаконным решения КДН и ЗП об отложении рассмотрения дела от 19.01.2023г. (требование №5). Таким образом, в данной части оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

В ходе рассмотрения требования административного иска о признании незаконным нарушения административным ответчиком – Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав срока рассмотрения дела об административном правонарушении (требование №3), судом установлено, что после отложения рассмотрения дела об административном правонарушении на 02 февраля 2023 года, согласно выписке №1 из протокола №2 заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Калининского района ГО города Уфа, принято решение об отложении рассмотрения дела на неопределенный срок в связи обжалованием законности привлечения Плехановой Е.А. к административной ответственности.

Фактически протокол об административном правонарушении рассмотрен по существу на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Калининского района ГО города Уфа 20 июля 2023 года, вынесено постановление №28/52 о прекращении производство по делу об административном правонарушении в отношении Плехановой Е.А. на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срок давности привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.(часть1)

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.( часть 2).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, при поступлении административного протокола в Комиссию по делам несовершеннолетних 11 января 2023 года, дело об административном правонарушении рассмотрено по существу 20 июля 2023 года, при этом определения о продлении срока рассмотрения не вынесены, объективных причин для нарушения установленного законом срока при рассмотрении дела не имелось. Таким образом, в указанной части административные исковые требований (требование №3) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При рассмотрении требования административного истца о признании незаконным бездействия Комиссии по делам несовершеннолетних в части ненаправления в адрес административного истца Крылосова Д.И. копии постановления о прекращении производство по делу об административном правонарушении в отношении Плехановой Е.А., суд не находит оснований для удовлетворения иска, так как в соответствии с положениями ч.2 ст.29.11 КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В связи с тем, что на заседании комиссии 10 января 2023 года было отказано в удовлетворении ходатайства представителя Крылосова Д.И.- Крылосова И.Н. о признании его доверителя потерпевшим, данное решение административным истцом не было обжаловано в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в указанной части (требование №4), так как Крылосов Д.И. не был официально признан потерпевшим по настоящему делу об административном правонарушении.

Кроме того, постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Калининского района ГО города Уфа 20 июля 2023 года №28/52 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Плехановой Е.А. обжаловано Крылосовым Д.И. в судебном порядке. Решением Калининского районного суда г.Уфы №12-523/2023 от 07 ноября 2023 года Крылосову Д.И. восстановлен срок для по дачи жалобы, в удовлетворении жалобы отказано.

При установленных судом обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Крылосова Д.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие административного ответчика – Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района городского округа г.Уфа РБ, выразившееся в нарушении срока рассмотрения дела об административном правонарушении по ст.5.35 часть 2 КоАП РФ в отношении Плехановой Е.А.

В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований Крылосова Д.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения через Калининский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Судья Тепляков П.М.

Мотивированное решение по делу изготовлено 20 ноября 2023 года.