РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2021 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Шейко Т.М.,
при секретаре судебного заседания Павловой Е.С.,
в присутствии представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Дутко О.В.,
в отсутствие административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области, заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-789/2021 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о понуждении к устранению нарушений требований лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Усть-Илимский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском, согласно которому указал, что Усть-Илимской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзорной деятельности за исполнением законодательства о лесопользовании установлен факт бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, в части проведения мероприятий по лесоустройству на территории Северного лесничества путем таксации лесов на общей площади 1 098 349 га. 14.10.2019 Усть-Илимской межрайонной прокуратурой в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно ответу Министерства от 29.11.2019 проведение лесоустройства, в том числе, на территории Северного лесничества будет проводиться в порядке очередности в рамках доведенного финансирования. Вместе с тем, до настоящего времени в нарушение вышеуказанных положений законодательства Министерством лесного комплекса Иркутской области на территории общей площадью 1 098 349 га Северного лесничества лесоустройство, в виде таксации лесов, не проведено. Так, согласно информации из Министерства лесного комплекса Иркутской области от 04.02.2021 № 02-91-1166/21 площадь Северного лесничества составляет 1 745 907 га. По состоянию на 01.01.21 давность лесоустройства до 10 лет составляет 647 558 га (37%). Относительно доводов Министерства о том, что в период 2019-2020 гг. проводилось лесоустройство (таксация лесов) на предоставленном в аренду лесном участке АО «Группа Илим» (договор аренды от 17.11.2017 № 91-470/17) на площади 48 065 га., а также в период 2020-2021 гг. ведутся лесоустроительные работы (таксация лесов) на арендованных лесных участках общей площадью 319 528 га необходимо отметить, что работы по таксации лесов должны проводиться в установленные сроки непосредственно уполномоченным органом, на который возложено их выполнение - Министерство лесного комплекса Иркутской области. Просят суд обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области организовать проведение лесоустройства, в виде таксации лесов на территории Северного лесничества Иркутской области, где срок проведения таксации лесов превышает 10 лет на площади 1 098 349 га в течение 24 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, своевременно.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, своевременно.
Суд, исследовав в совокупности, письменные материалы, пояснения сторон, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 9 января 1998 года N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации", лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) в статье 3 к основным принципам охраны окружающей среды относит охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде.
Проведение лесоустройства на землях лесного фонда предусмотрено статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Изложенное свидетельствует о том, что проведение на землях лесного фонда лесоустройства (в том числе таксации лесов), за исключением проектирования лесничеств и проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов (пункты 1, 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления таких полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. В отношении них осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
В силу части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией. Действующая в настоящее время лесоустроительная инструкция утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция).
Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов (п. 116 Лесоустроительной инструкции).
В силу п. 29 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств, для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. Таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В зависимости от таксационного разряда лесов устанавливаются площади и размеры лесных кварталов и лесотаксационных выделов (п. 30).
Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 -84 ЛК РФ, или использующими леса в соответствии с кодексом лицами (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ). Мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов (ч. 2 ст. 19 ЛК РФ).
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.
В соответствии с п. 1 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования к административному ответчику предъявлены обоснованно.
Согласно представлению об устранении нарушений федерального законодательства, направленного в адрес министерства лесного комплекса Иркутской области, 14.10.2019 Усть-Илимским межрайонным прокурором, Министерству предложено рассмотреть вопрос по проведению лесоустройства на территории Северного лесничества, на площади более 700 000 га.
Как следует из ответа заместителя министра Лесного комплекса от 29.11.2019, вопрос о проведении работ по лесоустройству на территории Северного и Илимского лесничеств будет решаться в рамках доведенного финансирования в порядке очередности.
Согласно направленному Усть-Илимским межрайонным прокурором запросу об исполнении представления, направленного в 2019 году, от заместителя Министра лесного комплекса Иркутской области получен ответ о том, что по данным Государственного лесного реестра площадь Северного лесничества составляет 1 745 907 га. По состоянию на 01.01.2021 давность лесоустройства до 10 лет составляет 647 558 га. В период с 2019-2020 проводилось лесоустройство (таксация лесов) на представленном в аренду лесном участке на площади 48 065 га. Также в период 2020-2021 ведутся лесоустроительные работы (таксация лесов) на арендованных лесных участках общей площадью 319 428 га. Министерством до вышестоящих инстанций неоднократно доводилась информация о необходимости выделения финансирования.
От представителя ответчика поступил письменный отзыв, согласно которому указано что министерство с предъявленными требованиями не согласно, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Министерство, является уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в области лесных отношений, в том числе по проведению на землях лесного фонда Иркутской области таких видов лесоустройства как таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В 2017 году состоялась встреча Губернатора Иркутской области с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства. По результатам данной встречи Правительству Иркутской области было дано поручение совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства рассмотреть возможность проведения в 3-х летний срок лесоустройства всех лесничеств Иркутской области. Таким образом, выполнение работ по проведению лесоустройства находится в прямой зависимости от предоставляемого объема финансирования. В целях предоставления необходимого финансирования на проведение работ по лесоустройству министерство неоднократно направляло соответствующие обращения в вышестоящие инстанции (Федеральное агентство лесного хозяйства, Законодательное Собрание Иркутской области. Данные обращения оставлены без внимания, финансирование не предоставлено. Выполнить работы по проведению лесоустройства на территории Северного лесничества министерству не позволяет дефицит бюджетного финансирования. Таким образом, требование прокурора об обязании министерство провести лесоустройство на территории Северного лесничества не отвечает требованиям исполнимости судебных актов, поскольку при отсутствии необходимого федерального финансирования исполнить судебный акт не представляется возможным. В связи с чем, министерство полагает, что требование прокурора об обязании министерства организовать проведение лесоустройства выполнимо исключительно в случае возложения на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанности обеспечить соответствующее финансирование. Так, по результатам проведенного 25.09.2019 совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования», на котором, в числе прочих, рассматривались вопросы относительно необходимости выполнения работ по лесоустройству и обеспечения соответствующего финансирования, Федеральному агентству лесного хозяйства рекомендовано проработать вопросы о выделении дополнительного финансирования на проведение мероприятий по лесоустройству (пункт 14.2 решения совещания). Кроме того, лесоустроительные работы в части только таксации лесов осуществляются в рамках гражданско-правовых отношений, на основании договоров, заключенных между лесопользователями (заказчики работ) и специализированными организациями (исполнители работ), на предоставленных в целях заготовки древесины лесных участках. Таким образом, в исковом заявлен неверно указано, что объектом таксации является лесничество. Лесничество является объектом лесоустройства, включая таксацию. Объектом исключительно таксации является лесной участок. Понуждение в проведении таксации лесных участков лесопользователей законодательством не предусмотрено. В 2021 году планируется принятие материалов лесоустройства (таксации лесов) в отношении лесных участков Северного лесничества на площади 415,9 тыс. га. Актуальным лесоустройство (таксация лесов) к концу 2021 года будет на площади 1514,2 тыс. га (86,7 % от площади лесничества). Срок, устанавливаемый министерству административным истцом - 24 месяца с момента вступления в силу решения суда, является неисполнимым. Государственное задание на выполнение мероприятий по организации проведения работ по лесоустройству на очередной год формируется министерством исходя из суммы средств, выделенных Рослесхозом министерству на осуществление полномочий в области лесных отношений. На сегодняшний день защита бюджетных проектировок на 2021 год окончена. При защите бюджетных проектировок на 2021 год министерством не учитывались расходы на мероприятия по организации проведения работ по лесоустройству на территории Северного лесничества. Ввиду изложенного, с учетом того, что министерство расходует полученные им субвенции из федерального бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, включение мероприятий по организации проведения работ по лесоустройству на территории Северного лесничества в государственное задание на 2021 год не представляется возможным. Следовательно, только в 4-ом квартале 2021 года министерством будет подана заявка в Рослесхоз на согласование перечня мероприятий по организации проведения лесоустроительных работ на территории Северного лесничества. После утверждения данной статьи расходов и выделения соответствующего финансирования, министерством будет организована работа (двухгодичным циклом) по проведению лесоустройства на территории Северного лесничества Иркутской области. Принимая во внимание изложенные обстоятельства и тот факт, что лесоустроительные работы проводятся в двухгодичный период, министерство полагает разумно и обоснованно назначить срок для исполнения заявленных требований - 3 года, который подлежит исчислению с момента предоставления необходимого финансирования.
Суд не соглашается с доводами ответчика, исходя из следующего.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, находящимся в ее собственности, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей района и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов, вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в том числе, в виде таксации. Отсутствие денежных средств, финансирования, не является основанием для освобождения административного ответчика от возложенных на него законом обязанностей и отказа в удовлетворении иска.
Доводы административного ответчика о неразумности установленного административным истцом для исполнения обязательств срока в два года с момента вступления решения в законную силу, судом отклоняются, поскольку суд полагает, что данный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, позволяет совершить необходимые организационно-обеспечительные меры для исполнения решения. Необходимость проведения таксации лесов с периодичностью 10 лет установлена на законодательном уровне, и доказательств невозможности своевременного проведения указанных мероприятий, с учетом вынесенного в 2019 году представления, административным ответчиком, не представлено.
Также судом учитывается, что средства на осуществление полномочий по проведению лесоустроительных работ органам государственной власти субъектов РФ согласно п.7 чЛ, ч. 3 ст. 83 ЛК РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Недостаточность финансирования не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нарушение требований лесного законодательства является нарушением предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; существенно ущемляются права неограниченного круга лиц на свободное пользование и распоряжение природными ресурсами.
Разрешая дело по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку на ответчика возложена обязанность по осуществлению контроля проведения лесоустроительных работ, однако лесоустройство, в виде таксации лесов, в соответствии с нормами действующего законодательства, осуществлено не было, доказательств обратного суду, не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о понуждении к устранению нарушений требований лесного законодательства удовлетворить.
Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Северного лесничества Иркутской области, где срок проведения таксации лесов превышает 10 лет на площади 1 098 349 га в течение 24 месяцев с момента вступления в силу настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.М. Шейко
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2021