Дело №2а-793/19
УИД 42RS0035-01-2019-001189-77
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской федерации
г. Таштагол «23» июля 2019 года
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Н. С.
при секретаре Платоновой А. Н.
рассмотрев в открытом заседании дело по административному иску Администрации Шерегешского городского поселения к Прокуратуре г. Таштагола о признании предостережения № <данные изъяты> года о недопустимости нарушения законодательства незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Шерегешского городского поселения обратилась в суд с административным иском к Прокуратуре г. Таштагола о признании предостережения <данные изъяты> от <данные изъяты> о недопустимости нарушения законодательства, незаконным, свои требования мотивируя тем, что <данные изъяты> года Прокуратурой г. Таштагола вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства незаконным в части необеспечения водоснабжения населения, проживающего по <данные изъяты>
Администрация Шерегешского городского поселения считает вышеуказанное предостережение незаконным, поскольку Администрация Шерегешского городского поселения не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение населению, проживающему на территории Шерегешского городского поселения, не осуществляет ограничение, прекращение подачи холодной воды на территории поселения. Прекращение подачи холодной воды по <данные изъяты> осуществлено поставщиком услуг - ООО «Водоканал» с нарушением действующего законодательства без уведомления органа местного самоуправления (администрации Шерегешского городского поселения).
Администрация Шерегешского городского поселения не является собственником систем водоснабжения на территории Шерегешского городского поселения, фактически не может осуществлять установленные действующим законодательством полномочия по организации водоснабжения и водоотведения на своей территории путем передачи прав владения на централизованные системы водоснабжения. Собсивенником систем водоснабжения на территории поселения является администрация Таштагольского муниципального района. Договор аренды цетрализованных систем холодного водоснабжения заключен между КУМИ Таштагольского муниципального района ( уполномоченным органом) и ООО «Водоканал».
В соответствии со ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжении и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Предостережение о недопустимости нарушения законодательства в части необеспечения водоснабжения населения, проживающего по <данные изъяты> вынесено Прокуратурой г. Таштагола не в отношении организации, допустившей вышеуказанное нарушение действующего законодательства (ООО «Водоканал», а в отношения органа местного самоуправления Шерегешского городского поселения, который вышеуказанное нарушение не совершал.
Поставщиком услуг ООО «Водоканал» прекращена подача технологической воды <данные изъяты> района, которая не является питьевой водой и не предназначена для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения в связи с несоответствием поставляемой технологической воды требованиям, предъявляемым к холодной питьевой воде и приведение заключенных договоров требованиям действующего законодательства.
Просит суд отменить предостережение прокуратуры г. Таштагола от <данные изъяты> о недопустимости нарушения законодательства в части необеспечения водоснабжения населения, проживающего по <данные изъяты>.
Определением Таштагольского городского суда от <данные изъяты> года в участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Таштагольского муниципального района.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что Администрация Шерегешского городского поселения не может нести ответственность за деятельность ООО «Водоканал».
Представитель административного ответчика старший помощник прокурора г. Таштагол Вербовская Л. Л. в судебном заседании не признала исковые требования, пояснила, что в прокуратуру г. Таштагола поступило коллективное обращение жителей жилых домов по <данные изъяты> отключении холодной воды. Данное обращение было перенаправлено в администрацию Таштагольского муниципального района, администрацию Шерегешского городского поселения. Данное обращение жителей поступило до наступления срока отключения холодной воды.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 в судебном заседании пояснила, что водоснабжение относится к вопросам местного самоуправления.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Частью 1 статьи 25.1 указанного Закона предусмотрено, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1 Закона).
В силу положений статей 22, 25.1 названного Закона предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия.
Следовательно, предостережение, являющееся одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, принимаемое на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, влекущее для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения, является актом, проверка которого осуществляется в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений.
Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.
Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Судом установлено, что <данные изъяты> в прокуратуру <адрес> поступило коллективное заявление жителей пгт. Шерегеш, проживающих по <данные изъяты> по вопросу правомерности отключения холодного водоснабжения с <данные изъяты> года, в связи с невозможностью ООО «Водоканал» обеспечить подачу холодной воды питьевого качества. К заявлению приложено уведомление ООО «Водоканал» от <данные изъяты>
<данные изъяты> прокуратурой <адрес> на имя врио Главы Шерегешского городского поселения вынесено предостережение <данные изъяты> о недопустимости нарушения законодательства в части необеспечения водоснабжения населения, проживающего <данные изъяты>
То есть, установив намерение ООО «Водоканал» отключить холодную воду по <данные изъяты>, заместитель прокурора г. Таштагола Парамонов Н. А. предостерег врио Главы Шерегешского городского поселения о недопустимости нарушения законодательства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, невыполнение Администрацией Шерегешского городского поселения обязанности по принятию мер по организации обеспечения питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения населения может привести к нарушению прав и законных интересов жителей жилых домов по <данные изъяты>
Требования, содержащиеся в предостережении, в данном случае предупреждают должностных лиц от нарушения установленных законом запретов и неисполнения (ненадлежащего исполнения) возложенных на них обязанностей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Администрации Шерегешского городского поселения об отмене предостережения Прокуратуры г. Таштагола <данные изъяты> о недопустимости нарушения законодательства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца, со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий Н. С. Башмакова
Решение в окончательном виде изготовлено 26.07.2019г.