2а-799/19
56RS0032-01-2019-000878-43
РЕШЕНИЕ .
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Соль-Илецк 22 августа 2019 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
судьи Нечаевой Т.М.,
при секретаре Ильиной В.Г.,
с участием:
административного истца – ФИО1, его представителей адвокатов Хорошилова Д.С., действующего по ордеру и доверенности, ФИО2, действующего по ордеру,
представителя административных ответчиков ФИО3, действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Федерального казенного учреждения исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральному казенному учреждению исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о признании незаконным решения (действий) об отказе в обеспечении возможности выбора и переключения общедоступных телевизионных каналов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области ФИО4 (далее по тексту начальник ФКУ ИК-6), в котором просил признать незаконным отказ начальника ФКУ ИК-6 ФИО4 от 12.07.2019г. в обеспечении его возможностью выбора и переключения телевизионных каналов в установленное правилами внутреннего распорядка время, обязать администрацию ФКУ ИК-6 предоставить ему возможность использовать антенну общего пользования и свободного переключения телевизионных каналов общего доступа при осмотре телевидения в отведенные для этого часы распорядком дня.
В обоснование административного иска указал, что отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 с 01.04.2016г. 13.06.2019г. его адвокаты обратились в ИК-6 с заявлением о предоставлении ему возможности просматривать общедоступные обязательные телевизионные каналы в установленное правилами внутреннего распорядка время.
В ответе на обращение от 12.07.2019г. начальник ФКУ ИК-6 ссылается на то, что согласно методическим рекомендациям ФСИН России для трансляции осужденным новостных программ и художественных фильмов используется только централизованное кабельное телевидение исправительного учреждения, тем самым отказав ему в предоставлении возможности просмотра по своему выбору и усмотрению телепередач в установленное Правилами внутреннего распорядка время. Действующим законодательством не предусмотрено запрета, либо ограничения для просмотра осужденными в установленное ПВР время общедоступных обязательных телеканалов по их выбору.
Считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на свободное получение информации.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил иск удовлетворить. В дополнении показал, что запрета на просмотр по выбору осужденными общероссийских обязательных общедоступных телеканалов действующее законодательство не содержит, также как не содержится и запрета на выбор осужденным радиопрограмм. Он незаконно лишен возможности получения информации по обязательным общедоступным телевизионным каналам, поскольку лишен возможности выбора каналов, т.к. по кабельному телевидению учреждения в установленное Правилами внутреннего распорядка дня время транслируются только те каналы и программы, которые устраивают сотрудника учреждения, включающего кабельное телевидение, который во время просмотра может либо переключить канал на другой, либо выключить.
Представители административного истца административное исковое заявление ФИО1 поддержали по изложенным в нем основаниям, просили удовлетворить. Представитель административного истца адвокат Хорошилов Д.С. полагал, что оснований для отказа в предоставлении возможности ФИО1 просматривать по своему выбору общедоступные обязательные телеканалы у административного ответчика не имелось. В связи с отсутствием в действующем законодательстве ограничений по использованию осужденными общедоступных обязательных телепрограмм в установленное ПВР для этого время, администрация исправительного учреждения обязана предоставить осужденному возможность пользоваться антенной общего пользования и подключить к ней телевизор ФИО1 Также обратил внимание на то, что время трансляции указанных в Программе трансляции по сети кабельного телевидения ИК-6 некоторых передач не соответствует времени их трансляции по данным официальных сайтов телеканалов. Полагает, что оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы осужденного ФИО1 на поиск и получение общедоступной информации. Просит административный иск удовлетворить.
Представитель административных ответчиков ФИО3, действующий по доверенности, административный иск ФИО1 не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Полагает оспариваемое решение начальника ФКУ ИК-6 законным, не нарушающим прав осужденного. В исправительном учреждении установлено и используется только кабельное телевидение, по которому транслируются новостные программы, художественные фильмы, различные передачи по разным каналам, воспитательные программы и лекции в установленное Правилами внутреннего распорядка учреждения время. Осужденный ФИО1 получает информацию из СМИ- телепрограмм, радиопрограмм, периодической печати. Обеспечение ФИО1 возможности пользоваться антенной общего пользования для просмотра обязательных общедоступных программ повлечет невозможность осуществления контроля за просмотром им телевизионных программ. В связи с чем просил в иске отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, а также действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, государственного и муниципального служащего, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина.
Судом установлено, что ФИО1 с 01.04.2016г. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы по приговору Северо-Кавказского окружного военного суда от 27.08.2015г. в колонии особого режима ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области.
Административный истец имеет личный телевизор марки «<данные изъяты> который использует для просмотра телевизионных программ в своей жилой камере, включаемых администрацией исправительного учреждения в установленное распорядком дня время. При этом, трансляция программ осуществляется администрацией по кабельному телевидению учреждения и осужденный ФИО1 не имеет возможности переключать каналы, выбор каналов для просмотра производится сотрудником учреждения из административного корпуса.
13.06.2019г. адвокат Хорошилов Д.С. обратился к начальнику ФКУ ИК-6 ФИО4 с письменным заявлением, в котором просил предоставить возможность ФИО1 просматривать по своему выбору общедоступные обязательные телеканалы в установленное Правилами внутреннего распорядка время.
В ответе от 12.07.2019г. начальник ФКУ ИК-6 ФИО4 сообщил, что в исправительном учреждении в соответствии с действующими методическими рекомендациями ФСИН России разрабатывается еженедельная программа телепередач из числа обязательных общедоступных каналов и что для трансляции осужденным новостных программ и художественных фильмов используется только централизованное кабельное учреждение исправительного учреждения.
Оспаривая решение начальника исправительного учреждения, административный истец ссылается на нарушение должностным лицом положений ч.2 ст.94 УИК РФ, права осужденного на поиск и получение информации из общедоступных обязательных телеканалов.
Статьей 29 Конституции РФ установлено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ст.10 УИК РФ).
Согласно ч.1 ст.94 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю.
Также осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, едины помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха (ч.2 ст.94 УИК РФ).
Осужденные имеют право на доступ к средствам массовой информации, это один из важнейших международных стандартов. В соответствии с п. 45 Европейских пенитенциарных правил заключенные могут регулярно узнавать новости из газет, периодических изданий и других публикаций, радио- и телевизионных передач, лекций и иных источников информации с разрешения и под контролем администрации.
Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в отношениях, регулируемых уголовно-исполнительным законодательством, в основном применяется дозволительный подход, то есть разрешено все, что прямо не запрещено.
Согласно статье 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3).
Приказом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области № от 30.01.2019г. утверждены Общий распорядок дня для осужденных к ПЛС и распорядок дня для осужденных к ПЛС в выходные и праздничные дни, в соответствии с которыми осужденным установлено личное время, используемое в т.ч. для просмотра телепередач (с 07-00 до 8-00; с 14-00 до 18-00 и с 20-30 до 21-50).
В соответствии с Указом Президента РФ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», принятом 24.06.2009г. №715 (в редакции от 2015г.), общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы являются обязательными для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатными для потребителей. В соответствии с утвержденным Перечнем общероссийскими обязательными общедоступными каналами являются: "Первый канал", "Телеканал "Россия" (Россия-1), "Матч ТВ", "Телеканал "Россия - Культура" (Россия-К), "Российский информационный канал "Россия-24" (Россия-24), "Карусель", "Петербург - 5 канал", "Телекомпания НТВ", "Общественное телевидение России", "ТВ-ЦЕНТР Москва".
Еженедельно учреждением составляется Программа трансляции по сети кабельного телевидения.
Из представленных представителем административных ответчиков Программам трансляции по сети кабельного телевидения за период с 01.07.2019г. по 25.08.2019г. усматривается, что для осужденных к ПЛС транслировались передачи каналов: «Россия-1», «Пятый канал», «Дом кино», «Пятница», «НТВ», «Звезда», «СТС», «ТНТ», «Рентв», «Россия 24», «Че», «Матч», «Культура», «Моя планета», «Первый канал». Ежедневно с 17-30 до 18-00 учреждением транслируются либо видеолекции, либо социальные ролики. Таким образом, ФКУ ИК-6 за указанный период не транслировались осужденным из общероссийских обязательных общедоступных телеканалов: «Карусель», "Общественное телевидение России", "ТВ-ЦЕНТР Москва".
В Примечании к Программе телепередач указано, что осужденным к ПЛС разрешается просмотр телевизора с 08-30 до 13-00 час., с 14-00 до 18-00 час. и с 20-30 до 21-50 час.
Из показаний в судебном заседании специалиста ФИО17 инженера группы инженерно-технического обеспечения ФКУ ИК-6 следует, что в учреждении около № жилых камер оборудованы телевизорами, приобретенными осужденными за свой счет. Телевизионная трансляция осуществляется на основе системы кабельного телевидения «Триколор» из телестудии, расположенной в дежурной части. Контроль за просмотром осужденными телеканалов осуществляется путем включения, отключения сотрудником дежурной части исправительного учреждения телевидения и каналов, указанных в Программе передач. Использование антенны общего пользования в учреждении и демонтаж у телевизионных приемников функции настройки каналов возможно, но считает нецелесообразным, т.к. кабельное телевидение предоставляет больший выбор каналов. Трансляция социальных видеороликов, лекций осуществляется путем включения заранее сделанной видеозаписи в установленное Программой время.
Также специалист ФИО17 подтвердил возможность включения в установленное Программой время социальных видеороликов, лекций в случае использования антенны общего пользования для просмотра телевизора осужденными.
В соответствии с Методическими рекомендациями «О порядке демонстрации кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» №36/7-4253 от 30 июня 2010 года, разработанными ФСИН России, время просмотра телепередач рекомендуется определять с учетом имеющейся программы телевидения на неделю. Целесообразен показ телепередач общественно-политической, духовной, нравственной и спортивной тематики. Просмотр телепередач должен осуществляться под контролем администрации исправительного учреждения. Для приема телевизионных каналов необходимо использовать антенны общего пользования, либо, при наличии технических возможностей централизованное кабельное телевидение. Не допускается установка осужденными индивидуальных или самодельных антенн.
Таким образом, запрета на просмотр по выбору осужденными общероссийских обязательных общедоступных телеканалов действующее законодательство не содержит.
Судом установлено из объяснений участвующих в деле лиц, показаний специалиста, письменных доказательств, что установленное в ФКУ ИК-6 местное кабельное телевидение ограничивает право административного истца на поиск информации, а методическими рекомендациями установлена альтернатива приема телевизионных каналов, в связи с чем требования ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод представителя административных ответчиков на обязательность использования для просмотра осужденными телепрограмм только кабельного телевидения учреждения судом не принимается, поскольку в разделе II Методических рекомендаций по организации работы студии кабельного телевидения в исправительных учреждениях ФСИН России, направленных исправительному учреждению 06.03.2018г., также указано на необходимость подключения телеприемников к общей телевизионной антенне, установленной в ИУ, для показа общероссийских обязательных общедоступных телеканалов. Бесспорных доказательств невозможности осуществления контроля за просмотром осужденными телепередач по общероссийским обязательным общедоступным телеканалам с использованием антенны общего пользования представителем административных ответчиков не представлено.
Учитывая вышеизложенное, административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1- удовлетворить.
Признать незаконным ответ начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области ФИО4 об отказе в обеспечении возможности просмотра и переключения по своему выбору общедоступных обязательных телеканалов в установленное для этого время.
Обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области обеспечить ФИО1 возможность использования антенны общего пользования, просмотра по своему выбору обязательных общедоступных телеканалов в установленное распорядком дня время.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: : Т.М. Нечаева
Решение суда в окончательной форме принято 26.08.2019г.