ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-799/2021 от 22.11.2021 Шелеховского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года город Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Шаучунайте Е.Ю., с участием представителя истца помощника прокурора г. ФИО5 Закаржевской Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-799/2021 по административному иску прокурора г. ФИО5 в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области, областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о признании бездействия незаконным, об обязании устранить нарушения законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды при подготовке к пожароопасному периоду,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование административных исковых требований (уточненных в судебном заседании в порядке ст. 39 ГПК РФ) прокурором г. ФИО5 указано, что в рамках надзора за соблюдением требований лесного законодательства в деятельности министерства лесного комплекса Иркутской области и подведомственного учреждения ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» выявлены нарушения требований лесного законодательства.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2020 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») леса и иная растительность являются объектами охраны окружающей среды.

Общественные отношения в области использования, охраны и защиты лесов регулируются Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст.3 Лесного кодекса РФ, далее – ЛК РФ).

Частью 1 статьи 19 ЛК РФ предусматривается, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране и защите осуществляются органами государственной власти, в пределах их полномочий, определенных Лесным кодексом РФ.

Согласно п.п. 6, 7, 11 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения пожаров); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ.

На основании п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» (далее – Положение), министерство лесного комплекса является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции про управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере лесного хозяйства осуществляет на землях лесного фонда охрану, защиту и воспроизводство лесов.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Положения к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Подп. 11 п. 8 Положения определено, что министерство осуществляет на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что министерство от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей указанных областных государственных учреждений, а также заслушивает отчеты об их деятельности.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» функции и полномочия учредителя автономного учреждения осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации.

Автономное учреждение осуществляет возложенную на него деятельность в соответствии с государственным заданием, которое формируется и утверждается учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

В соответствии с п. 1.3 Устава ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Пунктом 1.4 Устава предусмотрено, что учредителем ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является Иркутская область. Полномочия учредителя от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.

Основными целями деятельности ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», помимо прочего, является выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также по обнаружению и тушению лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах (п. 2.3, п. 2.4 Устава).

Исходя из содержания приведенных норм, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является государственным автономным учреждением, созданным министерством лесного комплекса Иркутской области для осуществления мероприятий по обнаружению и тушению лесных пожаров и для обеспечения исполнения указанных полномочий ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» должно оснащаться необходимой техникой и инвентарем.

Согласно ч. 4 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

При этом меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, а также иные меры пожарной безопасности в лесах.

Частью 1 статьи 53.1 ЛК РФ закреплено, что предупреждение лесных пожаров предусматривает, в том числе противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создания резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (ч. 5 ст. 53.1 ЛК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 53.3 ЛК РФ нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Указанным распоряжением определено нормативное количество (единицы) пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря для лесопожарных станций 1 и 2 типа (далее – *номер скрыт*) на территории Иркутской области (таблица в акте *номер скрыт* от *дата скрыта* Шелеховского лесничества).

На территории Шелеховского лесничества осуществляют деятельность два формирования – ЛПС 1 и 2 типа Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» отсутствуют: 1 единица АЦЛ – автомобиль пожарный (леспопожарный); 2 единицы СПЗ – бензопилы в комплекте с 2 шинами, цепями 5 штук, запасными принадлежностями; 1 единицы ВО5 – мобильный пожарный резервуар; 3 единицы ВО6 – пожарная емкость закрытого типа до 300 л.; 1 единица К2 – тепловизор (портативный); 1 единица КЗ – метеостанция с анемометром полевая (карманная); 1 единица К5 – комплекса мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система; 2 единицы К6 – навигатор; 1 единица СК2 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи; на каждый автомобиль отсутствует СК3 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи; 2 СК4 на группу – УКВ носимая авиационного канала связи; 1 на группу СК6 – КВ стационарная; 3 на группу СК7 – КВ носимая; 1 СК8 – терминал спутниковой связи;1 СК11 – комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; отсутствуют ПС2 – индивидуальные полевые рюкзаки по числу лесных пожаров; отсутствуют ПС4 – термоизоляционный коврик по числу пожарных; отсутствует ПС9 – контейнер для перевозки группового полевого снаряжения; отсутствует ПС11 – комплект емкостей для хранения и перевозки питьевой воды, объеме не менее 20 л.; отсутствует 2 ПС12 – прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен; отсутствует 1 комплект СО6 – сигнальные ленты и флажки (знаки).

Кроме того, в ЛПС-2 типа Шелеховского участка межрайонного отдела ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» отсутствуют: 2 единицы ВМ – вездеход (мотовездеход) до 0,6 т. в комплекте с прицепом; 1 единица ТБ – трактор на гусеничном или коленном шасси, с тяговым классом 30 кН и более (бульдозер); 1 единица ВО1 – установка высокого давления (переносная) в комплекте; 2 единицы ВО5 – мобильный пожарный резервуар; 9 ВО6 – пожарная емкость закрытого типа до 300 л.; 2 единицы К2 – тепловизор (портативный), 1 единица К3 – метеостанция с анемометром полевая (карманная); 1 единица К5 – комплекса мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система; 1 единица СК2 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи; на каждый автомобиль отсутствует СК3 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи; 2 СК4 – УКВ носимая авиационного канала связи; 1на группу СК6 – КВ стационарная; единиц СК7 – КВ носимая; 1 СК8 – терминал спутниковой связи; 2 СК11 – комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сиг.ракеты в количестве 20 шт.; отсутствуют ПС2 – индивидуальные полевые рюкзаки по числу лесных пожарных; отсутствует ПС4 – термоизоляционный коврик по числу пожарных; отсутствует ПС9 – контейнер для перевозки группового полевого снаряжения; отсутствует ПС11 – комплект емкостей для хранения и перевозки питьевой воды, объемом не менее 20 л.; отсутствует 6 ПС12 – прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен; отсутствует 1 комплект СО6 – сигнальные ленты и флажки (знаки).

С целью устранения нарушений закона руководителю ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» *дата скрыта* внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды при подготовке к пожароопасному периоду 2021 года.

По результатам рассмотрения представления письмом директора ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от *дата скрыта**номер скрыт* сообщено, что укомплектование лесопожарных станций ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» средствами предупреждения и тушения лесных пожаров осуществляется в рамках ежегодно предоставляемых из областного бюджета целевых субсидий, которых недостаточно для полного оснащения станций необходимым количеством средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

Так, в 2020 году объем названной целевой субсидии на приобретение средств предупреждения и тушения лесных пожаров составил 139 465 900 рублей, в 2021 году – 235 522 000 рублей, тогда как общий объем денежных средств, необходимых для оснащения лесопожарных станций минимально необходимым количеством пожарной техники, оборудования и иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарного снаряжения инвентаря (по типам) составляет более 2 млрд рублей (на Иркутскуюобласть).

В соответствии с Законом Иркутской области от 16.12.2020 № 114-ФЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета в качестве главного распорядителя средств значится министерство лесного комплекса Иркутской области.

В силу ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Вместе с тем, бездействие министерства, выразившееся в не доукомплектовании пожарных станций Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» нормативным количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров может привести к ненадлежащему осуществлению полномочий по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Шелеховского лесничества, а именно, значительно повышает риски возникновения и дальнейшего распространения лесных пожаров и к ухудшению состояния окружающей среды, ее природных компонентов.

Бездействие министерства создает угрозу возникновения значительного ущерба лесам, объектам животного мира, что может нарушить конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие бюджетных средств не снимает исполнение возложенных обязанностей.

Прокурор г. ФИО5 просит: признать бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области по необеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарную станцию ЛПС-1 типа Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», ЛПС - 2 типа Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «О утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»;

возложить на министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «О утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарную станцию ЛПС-1 типа Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: 1 единица АЦЛ –автомобиль пожарный (леспопожарный); 2 единицы СПЗ – бензопилы в комплекте с 2 шинами, цепями 5 штук, запасными принадлежностями; 1 единицы ВО5 – мобильный пожарный резервуар; 3 единицы ВО 6 – пожарная емкость закрытого типа до 300 л.; 1 единица К2 – тепловизор (портативный); 1 единица КЗ – метеостанция с анемометром полевая (карманная); 1 единица К5 – комплекса мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система; 2 единицы К6 – навигатор; 1 единица СК2 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи; на каждый автомобиль отсутствует СК3 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи; 2 СК4 на группу – УКВ носимая авиационного канала связи; 1 на группу СК6 – КВ стационарная; 3 на группу СК7 – КВ носимая; 1 СК8 – терминал спутниковой связи;1 СК11 – комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; отсутствуют ПС2 – индивидуальные полевые рюкзаки по числу лесных пожаров; отсутствуют ПС4 – термоизоляционный коврик по числу пожарных; отсутствует ПС9 – контейнер для перевозки группового полевого снаряжения; отсутствует ПС11 – комплект емкостей для хранения и перевозки питьевой воды, объеме не менее 20 л.; отсутствует 2 ПС12 – прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен; отсутствует 1 комплект СО6 – сигнальные ленты и флажки (знаки);

возложить на министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарную станцию ЛПС-2 типа Шелеховскогоучастка межрайонного отдела ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: 2 единицы ВМ – вездеход (мотовездеход) до 0,6 т. в комплекте с прицепом; 1 единица ТБ – трактор на гусеничном или коленном шасси, с тяговым классом 30 кН и более (бульдозер); 1 единица ВО1 – установка высокого давления (переносная) в комплекте; 2 единицы ВО5 – мобильный пожарный резервуар; 9 ВО6 – пожарная емкость закрытого типа до 300 л.; 2 единицы К2 – тепловизор (портативный), 1 единица К3 – метеостанция с анемометром полевая (карманная); 1 единица К5 – комплекса мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система; 1 единица СК2 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи; на каждый автомобиль отсутствует СК3 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи; 2 СК4 – УКВ носимая авиационного канала связи; 1 на группу СК6 – КВ стационарная; единиц СК7 – КВ носимая; 1 единица СК8 – терминал спутниковой связи; 2 СК11 – комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сиг.ракеты в количестве 20 шт.; отсутствуют ПС2 – индивидуальные полевые рюкзаки по числу лесных пожарных; отсутствует ПС4 – термоизоляционный коврик по числу пожарных; отсутствует ПС9 – контейнер для перевозки группового полевого снаряжения; отсутствует ПС11 – комплект емкостей для хранения и перевозки питьевой воды, объемом не менее 20 л.; отсутствует 6 ПС12 – прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен; отсутствует 1 СО6 – сигнальные ленты и флажки (знаки).

В судебном заседании помощник прокурора г.ФИО5 Закаржевская Д.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в уточненном административном иске, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности *номер скрыт* от *дата скрыта*, со сроком действия до *дата скрыта*, не признала исковые требования прокурора, указав, что министерство не оспаривает необходимость обеспечения в полном объеме техникой на территории Иркутской области. Министерство с 2016 года ежемесячно информирует Федеральное агентство лесного хозяйства о недостаточности предоставляемого финансирования. *дата скрыта*, в преддверии пожароопасного режима, в адрес руководителя Федерального агентства лесного хозяйства направляли письмо с просьбой выделить денежные средства на укомплектование пожарных станций в размере 2 млрд. рублей. 05.07.2021 было проведено совещание при Губернаторе Иркутской области, с участием представителей министерства лесного комплекса Иркутской области и прокуратурой Иркутской области по вопросу исполнения судебных актов и возложении обязанностей, в том числе, по укомплектованию пожарных станций. В настоящее время министерством не исполнено 52 судебных акта по исковым требованиям прокуратуры, поскольку у министерства собственных средств нет, а предоставляемого финансирования недостаточно. Полагала, что бездействия в действиях министерства не имеется.

В представленных суду письменных возражениях представитель министерства ФИО2, действующий на основании доверенности *номер скрыт* от *дата скрыта*, со сроком действия до *дата скрыта*, полагал исковые требования прокурора необоснованными. Прокурором не конкретизировано, за счет каких средств предполагается обеспечение пожарной техникой и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций, входящих в состав филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» по нормативам, установленных распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, а также обеспечение ремонта и надлежащего функционирования неисправной лесопожарной техники.

Министерство осуществляет организацию охраны лесов за счет субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с полномочий устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с п.3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В силу статей 158, 160.1, 169 Бюджетного кодекса РФ в целях согласования плановых целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период ежегодно в Федеральном агентстве лесного хозяйства проходит защита бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений, на очередной финансовый год и плановый период. По результатам проведения защиты бюджетных проектировок ежегодно Федеральным агентством лесного хозяйства утверждается сумма средств, выделяемых на очередной год для осуществления деятельности уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

На сегодняшний день защита бюджетных проектировок на 2021 год окончена.

Министерством с 2017 года ежегодно направляются запросы с Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительного финансирования для укомплектования ПХС, осуществляющих тушение лесных пожаров на территории земель лесного фонда Иркутской области. Однако необходимое финансирование до настоящего времени не выделено.

Исходя из заявленных требований в части обеспечения техникой по нормативам, установленным распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, министерство не является надлежащим ответчиком. В силу п. 5.17 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций. Федеральное агентство лесного хозяйства, как главный распорядитель, обеспечивает выделение Иркутской области финансовых средств из федерального бюджета на охрану лесов от пожаров.

Обращено внимание, что при отсутствии конкретизации, за счет средств какого бюджета министерству надлежит обеспечить финансирование в целях исполнения требований об обеспечении пожарной техникой и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций, входящих в состав филиалов ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», по нормативам, установленным распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, а также об обеспечении ремонта и надлежащего функционирования неисправной лесопожарной техники повлечет неисполнимость решения суда в силу межотраслевых процессуальных принципов исполнимости судебных актов, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Представитель административного ответчика ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суду представлены письменные пояснения, в которых представитель ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» ФИО3, действующая на основании доверенности *номер скрыт* от *дата скрыта*, со сроком действия до *дата скрыта* (включительно), указала, что укомплектование лесопожарных станций техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, осуществляется учреждением в соответствии с утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р нормативами, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Учитывая данное условие реализации Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, укомплектование леспопожарных станций АУ «Лесхоз Иркутской области» средствами предупреждения и тушения лесных пожаров осуществляется в рамках ежегодно предоставляемых из областного бюджета целевых субсидий, которых недостаточно для полного оснащения станций, необходимым количеством средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

В 2020 году названной целевой субсидии на приобретение средств предупреждения и тушения лесных пожаров составил 139 465 900 рублей, в 2021 году – 235 522 000 рублей, тогда как общий объем денежных средств, необходимых для оснащения лесопожарных станций минимально необходимым количеством пожарной техники, оборудования и иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарного снаряжения, инвентаря (по типам) составляет более 2 млрд. рублей.

Отметила, что главным распорядителем бюджетных денежных средств (целевых субсидий) является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), укомплектование лесопожарных станций АУ «Лесхоз Иркутской области» осуществляется исходя из предоставленных денежных средств, размер которых определяется Рослесхозом.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Шелеховскому району в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав помощника прокурора г.ФИО5 Закаржевскую Д.Н., исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ч.ч. 1,2 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрена обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.п. 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об спаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Общественные отношения в области использования, охраны и защиты лесов регулируются Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст.3 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст.1 ЛК РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечения охраны и защиты лесов.

Понятие леса определено ст.5 ЛК РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса подлежат охране от пожаров (ч. 1ст. 51 ЛК РФ).

В силу положений ч.1 ст.53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров в соответствии с ч.1 ст.53.1 ЛК РФ включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Под обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на основании п.1 ч.5 ст.53.1 ЛК РФ понимается приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Лесное законодательство согласно п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. При этом охрана природных ресурсов является необходимым условием для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Согласно ч.7 ст.51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.83 ЛК РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (пп. 18 п. 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с п.п. 7 п. 8 Положения к функциям министерства лесного комплекса Иркутской области относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области Положения министерством лесного комплекса Иркутской области учреждено ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

В соответствии с п. 1.3 Устава, утвержденного распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области № 36-мр от 11.01.2019, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Согласно п. 1.4 Устава полномочия учредителя ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.

Согласно п. 2.1 Устава предметом деятельности ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В силу п. 2.3 Устава основными целями деятельности ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является, в том числе, выполнение работ по охране, защите лесов, выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.

Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Министерством лесного комплекса Иркутской области сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».

Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 6), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является ФП «Сохранение лесов».

В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст.83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу п.5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ № 736 от 23.09.2010, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837 (далее по тексту – Правила № 837).

В соответствии с п. 3 Правил № 837 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

В силу п. 3.1 Правил № 837 бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.

Согласно п. 8 Правил № 837 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Согласно п. 8.1 Правил № 837, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Согласно Распоряжению Правительства РФ № 1605-р реализация настоящего распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (п.1 ст.133 Бюджетного кодекса РФ).

Во исполнение Распоряжения Правительства РФ №1605-р локальными актами министерства лесного комплекса Иркутской области утверждены структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций области.

В структуру Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» входят следующие лесопожарные станции: ЛПС – 1 типа (*адрес скрыт*); ЛПС – 2 типа (*адрес скрыт*).

Представителями территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Шелеховскому лесничеству проведена проверка готовности ЛПС – 1 типа (<...>) и ЛПС – 2 типа (<...>) к пожароопасному сезону 2021 года, по результатам которой составлены акты *номер скрыт* и *номер скрыт* проведения проверки подготовки к пожароопасному сезону от 19.02.2021 (л.д. 16-23).

На основании вышеуказанных актов проверки *номер скрыт* и *номер скрыт* старшим государственным лесным инспектором ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» внесено требование об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды от 19.02.2021, в соответствии с которым, в срок до 29.03.2021 необходимо доукомплектовать ЛПС – 1 типа и ЛПС – 2 типа в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, отремонтировать закрепленную технику за ЛПС – 1 типа и ЛПС – 2 типа (л.д. 15).

Заместителем прокурора г.ФИО5 Мусаевым А.В. принято решение от 11.03.2021 *номер скрыт* о проведении проверки деятельности Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», с целью оценки исполнения требований законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды при подготовке к пожароопасному периоду 2021 года. Проведение проверки поручено старшему помощнику прокурора г.ФИО5 Монгушу С.В. (л.д. 13).

Из акта проверки, проведенной старшим помощником прокурора г. ФИО5 Монгушем С.В. совместно с начальником 6 ПСЧ 3 ПСОФПС ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО4, от 12.03.2021, проведенной прокуратурой г. ФИО5, установлено, что указанные ЛПС – 1 типа (*адрес скрыт*) пгт *адрес скрыт*) и ЛПС – 2 типа (*адрес скрыт*) к пожароопасному периоду 2021 года не готовы в полном объеме, не обеспечены пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1605-р.

По результатам проверки ЛПС – 1 типа (<...>)установлено, что в нарушение следующих положений Распоряжения Правительства РФ № 1605-р отсутствуют:

1 единица АЦЛ – автомобиль пожарный (автоцистерна),

2 единицы СПЗ – бензопилы в комплекте с 2 шинами, цепями 5 штук, запасными принадлежностями,

1 единицы ВО5 – мобильный пожарный резервуар,

3 единицы ВО6 – пожарная емкость закрытого типа до 300 л.,

1 единица К2 – тепловизор (портативный),

1 единица КЗ – метеостанция с анемометром полевая (карманная),

1 единица К5 – комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система,

2 единицы К6 – навигатор,

1 единица СК2 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи,

на каждый автомобиль СК3 – радиостанция УКВ диапазонавозимая наземного канала связи,

2 единицы (на группу) СК4 – УКВ носимая авиационного канала связи,

1 единица на группу СК6 – КВ стационарная,

3 единицы (на группу) СК7 – КВ носимая,

1 единица СК8 – терминал спутниковой связи,

1единица СК11 – комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.,

ПС2 – индивидуальные полевые рюкзаки по числу лесных пожарных,

ПС4 – термоизоляционные коврики по числу пожарных,

ПС9 (по числу групп, из расчета 1 на группу) – контейнер для перевозки группового полевого снаряжения,

ПС11 (по числу групп, из расчета 2 на группу) – комплект емкостей для хранения и перевозки питьевой воды, объеме не менее 20 л.,

ПС12 (по числу групп, из расчета 2 на группу) – прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен,

1 единица СО6 – комплект сигнальных лент и флажков (знаков)..

В ЛПС – 2 типа (<...>) в нарушение положений Распоряжения Правительства РФ № 1605-р отсутствуют:

2 единицы ВМ – вездеход (мотовездеход) до 0,6 т. в комплекте с прицепом,

1 единица ТБ – трактор на гусеничном или коленном шасси, с тяговым классом 30 кН и более (бульдозер),

1 единица ВО1 – установка высокого давления (переносная) в комплекте,

2 единицы ВО5 – мобильный пожарный резервуар (емкость),

9 единиц ВО6 – пожарная емкость закрытого типа до 300 л.,

2 единицы К2 – тепловизор (портативный),

1 единица К3 – метеостанция с анемометром полевая (карманная),

1 единица К5 – комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система,

1 единица СК2 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи,

на каждый автомобиль отсутствует СК3 – радиостанция УКВ диапазонавозимая наземного канала связи,

2 единицы (на группу) СК4 – УКВ носимая авиационного канала связи,

1 единица СК6 – КВ стационарная,

СК7– КВ носимая,

1 единица СК8 – терминал спутниковой связи,

2 единицы СК11 – комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сиг.ракеты в количестве 20 шт.,

ПС2 – индивидуальные полевые рюкзаки по числу лесных пожарных,

ПС4 – термоизоляционные коврики по числу пожарных,

ПС9 – контейнеры для перевозки группового полевого снаряжения,

ПС11 – комплект емкостей для хранения и перевозки питьевой воды, объемом не менее 20 л.,

6 единиц ПС12 – прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен,

1 единица СО6 – комплект сигнальных лент и флажков (знаков).

Также на момент проверки в ЛПС – 1 типа и ЛПС – 2 типа часть техники (трактор МТЗ 82, ТТ4) находятся в ремонте.

Таким образом, в ходе проверки прокуратурой г.ФИО5 установлены факты нарушений требований ч.ч. 1, 7 ст. 51, п.6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ и Распоряжения Правительства РФ № 1605-р со стороны уполномоченного органа исполнительной власти Иркутской области в лице министерства лесного комплекса Иркутской области, а также подведомственного учреждения в лице ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», выразившиеся в не соблюдении нормативов обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров указанных выше лесопожарных станций 1 и 2 типов, расположенных на территории г. ФИО5 и Шелеховского района.

По итогам прокурорской проверки заместителем прокурора г.ФИО5 Мусаевым А.В. в адрес директора ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» направлено представление от 12.03.201 *номер скрыт* об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды при подготовке к пожароопасному периоду 2021 года, в котором указано требование безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причини условий, им способствующих (л.д. 31-34).

По итогам рассмотрения представления заместителя прокурора г.ФИО5 от 12.03.2021 *номер скрыт* директором ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» направлен ответ, в котором приведены доводы, аналогичные доводам, указанным учреждением в представленных суду письменных пояснениях, в том числе об объеме предоставленной целевой субсидии на приобретение средств предупреждения и тушения лесных пожаров и ее недостаточности (л.д. 35).

Однако несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов РФ, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.ст. 4, 15 Конституции РФ.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов РФ, как собственника лесного фонда.

Невыполнение возложенных на административных ответчиков полномочий препятствует реализации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в понятие которой входят, в том числе лесные ресурсы, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.

Что касается доводов представителя министерства о недостаточности финансирования из федерального бюджета, отсутствия конкретизации, за счет каких средств предполагается обеспечение пожарной техникой и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций, то суд отмечает следующее.

Реализация Распоряжения Правительства РФ № 1605-р осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения в рамках ФП «Сохранение лесов» на оснащение учреждений основными средствами в целях охраны лесов от пожаров осуществляется на основе заявленной оценки потребности учреждений в технике.

В соответствии с п.3 Правил № 837, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

При этом в случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Таким образом, деятельность по планированию и использованию бюджетных средств на оснащение средствам пожаротушения в целях охраны лесов от пожаров возложена на министерство лесного комплекса Иркутской области.

В свою очередь, обязанность по распределению и укомплектованию лесопожарных станций, действующих при филиалах ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в рамках уже приобретенных средств пожаротушения возложена на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

Согласно п.5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

В соответствии с п.3 Правил № 837, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п.п. 26, 27, 28 Приказа Минприроды России от 06.08.2019 № 529).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия (министерство лесного комплекса Иркутской области), по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

Распоряжение Правительства РФ № 1605-р вступило в силу 19.07.2019. Данные о том, что министерство лесного комплекса Иркутской области до 01.12.2019 и до 01.12.2020 согласовывало с Рослесхозом объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий по охране лесов от пожаров, ответчиком не представлены. Пояснения представителя министерства в данной части документально не подтверждены.

Также как и не представлены сведения о том, что министерство со ссылкой на недостаточность финансирования, обращалось в Рослехоз о выделении дополнительных средств из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения в рамках ФП «Сохранение лесов» на оснащение учреждений основными средствами в целях охраны лесов от пожаров осуществляется на основе заявленной оценки потребности учреждений в технике и оборудовании.

В этой связи суд считает, что направление ответчиком запроса в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительного финансирования в рамках подготовки к пожароопасному сезону без приложения перечня необходимой техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и обосновывающей информации о ее стоимости и необходимости, не свидетельствует о надлежащем исполнении министерством возложенных на него обязанностей.

Доказательств того, что ответчик до того, как прокурором были инициированы проверки соблюдения министерством законодательства, обращался в Рослесхоз с заявками о недостаточности пожарной техники и оборудования лесопожарной станции, суду не представлено. Также как и не представлено доказательств того, что Рослесхоз, в нарушении п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, отказал в предоставлении финансирования переданных полномочий по заявкам или в согласовании объема финансирования.

Сама по себе недостаточность финансирования, на которую ссылаются в своих пояснениях представители административных ответчиков, не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа государственной власти субъекта Российской Федерации и отказа в удовлетворении иска. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст.42 Конституции РФ.

Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по укомплектованию требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения ст.ст. 1, 51 ЛК РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии факта неправомерного бездействия министерства лесного комплекса Иркутской области в неисполнении обязанности по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащении лесопожарной техники лесопожарных станции и необходимости удовлетворения требований прокурора.

В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить административному ответчику, считает необходимым установить срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанности указанный в уточненных требованиях - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. ФИО5 в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области, областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о признании бездействия незаконным, об обязании устранить нарушения законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды при подготовке к пожароопасному периоду удовлетворить.

Признать бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области по необеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарную станцию ЛПС-1 типа Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», ЛПС-2 типа Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «О утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Возложить на министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «О утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарную станцию ЛПС-1 типа Шелеховского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: 1 единица АЦЛ – автомобиль пожарный (автоцистерна), 2 единицы СПЗ – бензопилы в комплекте с 2 шинами, цепями 5 штук, запасными принадлежностями, 1 единицы ВО 5 – мобильный пожарный резервуар,3 единицы ВО6 – пожарная емкость закрытого типа до 300 л.,1 единица К 2 – тепловизор (портативный), 1 единица КЗ – метеостанция с анемометром полевая (карманная), 1 единица К5 – комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система, 2 единицы К6 – навигатор,1 единица СК2 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи,на каждый автомобиль СК3 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи,2 единицы (на группу) СК4 – УКВ носимая авиационного канала связи,1 единица на группу СК6 – КВ стационарная, 3 единицы (на группу) СК7 – КВ носимая, 1 единица СК8 – терминал спутниковой связи, 1 единица СК11 – комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт., ПС2 – индивидуальные полевые рюкзаки по числу лесных пожарных, ПС4 – термоизоляционные коврики по числу пожарных, ПС9 (по числу групп, из расчета 1 на группу) – контейнер для перевозки группового полевого снаряжения, ПС 11 (по числу групп, из расчета 2 на группу) – комплект емкостей для хранения и перевозки питьевой воды, объеме не менее 20 л., ПС12 (по числу групп, из расчета 2 на группу) – прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен, 1 единица СО 6 – комплект сигнальных лент и флажков (знаков).

Возложить на министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «О утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарную станцию ЛПС-2 типа Шелеховского участка межрайонного отдела ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: 2 единицы ВМ – вездеход (мотовездеход) до 0,6 т. в комплекте с прицепом, 1 единица ТБ – трактор на гусеничном или коленном шасси, с тяговым классом 30 кН и более (бульдозер), 1 единица ВО1 – установка высокого давления (переносная) в комплекте, 2 единицы ВО5 – мобильный пожарный резервуар (емкость), 9 единиц ВО 6 – пожарная емкость закрытого типа до 300 л., 2 единицы К2 – тепловизор (портативный), 1 единица К3 – метеостанция с анемометром полевая (карманная),1 единица К5 – комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система, 1 единица СК2 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи, на каждый автомобиль отсутствует СК3 – радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи, 2 единицы (на группу) СК4 – УКВ носимая авиационного канала связи,1 единица СК6 – КВ стационарная,СК7 – КВ носимая,1 единица СК8 – терминал спутниковой связи, 2 единицы СК11 – комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сиг.ракеты в количестве 20 шт., ПС 2 – индивидуальные полевые рюкзаки по числу лесных пожарных, ПС4 – термоизоляционные коврики по числу пожарных, ПС 9 – контейнеры для перевозки группового полевого снаряжения, ПС 11 – комплект емкостей для хранения и перевозки питьевой воды, объемом не менее 20 л., 6 единиц ПС12 – прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен, 1 единица СО 6 – комплект сигнальных лент и флажков (знаков).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в 17 часов 30 минут 29 ноября 2021 года.

Судья О.И. Плындина