ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-799/2022 от 27.09.2022 Новоусманского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2а-799/2022

УИД 36RS0022-01-2022-001106-49

3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2022 года с. Новая Усмань

Новоусманский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Бобровой А.В.,

с участием представителей административного ответчика администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, действующих на основании доверенностей Паниной К.О., Мухиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Землянухиной Елены Юрьевны, действующей в своих интересах и в интересах заинтересованного лица ФИО3, к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, заместителю главы администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области - начальнику отдела строительства Кичигину А.В., Департаменту строительной политики Воронежской области о признании незаконным Протокола заседания координационного совета по реализации муниципальной программы Новоусманского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» от 20 апреля 2022 г., восстановлении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Землянухина Е.Ю. обратилась в Новоусманский районный суд Воронежской области с первоначальным административным иском к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, и с учетом принятых к производству судом в порядке ст. 46 КАС РФ уточнений, просила признать незаконным протокол заседания координационного совета по реализации муниципальной программы Новоусманского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Новоусманского муниципального района» от 20 апреля 2022 г., в части исключения Землянухиной Е.Ю. и членов ее семьи: супруга – Землянухина А.М., сына – ФИО5. из государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Новоусманского муниципального района Воронежской области» муниципальной программы Новоусманского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Новоусманского муниципального района Воронежской области»; обязать администрацию Новоусманского муниципального района Воронежской области устранить допущенное нарушение и восстановить Землянухину Е.Ю. и членов её семьи в списке участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Новоусманского муниципального района Воронежской области» муниципальной программы Новоусманского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Новоусманского муниципального района Воронежской области» согласно имевшейся на дату исключения очередности.

Мотивируя заявленные требования, административный истец указывала в их обоснование, что постановлением администрации Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 26 марта 2020 г. она и члены ее семьи: супруг - Землянухин А.М., сын - ФИО3, признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Для целей участия в программе субсидирования ими за счет кредитных средств был приобретен земельный участок и расположенный на нем жилой дом площадью 96,6 кв.м. по адресу: .

Уведомлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 15 июня 2020 г. семья административного истца признана участниками основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Новоусманского муниципального района Воронежской области» муниципальной программы Новоусманского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Новоусманского муниципального района Воронежской области» с 09 июня 2020 г.; а также имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Уведомлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 26 апреля 2022 г. административный истец и члены её семьи были исключены из числа участников программы в соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а именно ввиду несоответствия семьи требованиям пп. «а» п. 6 Правил: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Административный истец полагает, что данное исключение из программы является незаконным и противоречит заложенному законодателем смыслу вышеуказанной программы обеспечения доступным и комфортным жильем.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы мероприятия ведомственной целевом программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Из буквального содержания подп. п. 6 вышеназванных Правил следует, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении её в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Ввиду того, что на момент принятия решения о включении молодой семьи в участие в подпрограмме семья административного истца отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, то исключение их семьи из данной программы является незаконным.

То обстоятельство, что списки участников программы ежегодно корректируются в связи с появлением новых участников, исключением участников обеспеченных жильем и составляются вновь - не может влиять на права истцов, включенных в программу 15 июня 2020 г., когда семья отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты и служить основанием для исключения их из списков, даже при достижении одним из участников возраста 36 лет.

Исключение из очереди является прямым нарушением государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и незаконно лишает нуждающуюся семью дополнительной возможности по обеспечению достойного уровня жизни.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле судом в качестве административных ответчиков привлечены заместитель главы администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области начальник отдела строительства Кичигин А.В., Департамент строительной политики Воронежской области; в качестве заинтересованных лиц по делу - Землянухин А.М. и ФИО3 в лице его законного представителя Землянухиной Е.Ю.

В судебном заседании 15.09.2022 г. объявлялся перерыв до 27.09.2022 г.

Административный истец Землянухина Е.Ю., действующая в своих интересах и в интересах заинтересованного лица ФИО3, о времени и месте судебного заседания 27.09.2022 г. судом надлежащим образом извещена по средствам телеграммы, полученной ей лично; в судебное заседание не явилась, в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Административные ответчики по делу заместитель главы администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области начальник отдела строительства Кичигин А.В. после перерыва в судебное заседание не явился, Департамент строительной политики Воронежской области явку своего представителя не обеспечил. О судебном заседании 15.09.2022 г. административные ответчики судом надлежащим образом извещены, сведений о наличии уважительных причин неявки суду не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Новоусманского районного суда Воронежской области.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Так, в материалах дела имеются надлежащие доказательства, подтверждающие, что не явившиеся в судебное заседание административные ответчики о находящемся в производстве суда административном деле надлежащим образом извещены, в связи с чем, меры по получении информации о движении дела ими должны приниматься самостоятельно.

Заинтересованное лицо по делу Землянухин А.М., также надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела 15.09.2022 г., после перерыва в суд не явился, направил ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 150, 152 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представители административного ответчика администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, действующие на основании доверенностей Панина К.О., Мухина Ю.О., заявленные административные исковые требования не признали, в их удовлетворении просили отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях по иску, дополнительных письменных пояснениях.

Заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании лиц, изучив материалы настоящего административного дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В рамках рассмотрения настоящего дела административным истцом заявлены требования о признании незаконным протокола заседания координационного совета от 20 апреля 2022 года.

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 30.05.2022 г., то есть в установленный законом трехмесячный срок, с учетом чего право на судебное оспаривание реализовано административным истцом с соблюдением установленных законом сроков.

В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (части 1, 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами, разъяснялись судом присутствующим в судебном заседании лицам.

Материалами административного дела установлено.

Административный истец Землянухина Е.Ю. и заинтересованное лицо по делу Землянухин А.М. состоят в зарегистрированном законом браке, от брака имеют малолетнего ребенка Землянухина М.А.

Постановлением администрации Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 26.03.2020 г. , Землянухина Е.Ю. и члены её семьи супруг - Землянухин А.М., сын – ФИО3 признаны нуждающимися в жилых помещениях.

По результатам рассмотрения документов, поданных Землянухиной Е.Ю. в порядке пунктов 18, 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», органом местного самоуправления произведена проверка сведений, содержащихся в представленных документах, и принято решение о признании с 09.06.2020 г. семьи административного истца участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Новоусманского муниципального района Воронежской области» муниципальной программы Новоусманского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Новоусманского муниципального района Воронежской области». О принятом решении административный истец была уведомлена администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области письмом от 15.06.2020 г. .

Решением координационного совета по реализации муниципальной программы Новоусманского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Новоусманского муниципального района Воронежской области», оформленного протоколом № 3 от 20.04.2022 г., Землянухина Е.Ю. и члены её семьи исключены из списка участников муниципальной программы на основании подпункта «а» пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома основного мероприятия «Обеспечение доступным и комфортным жильем молодых семей» муниципальной программы Новоусманского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Новоусманского муниципального района Воронежской области», утвержденной постановлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 29.12.2021 .

Об исключении административного истца и членов её семьи из числа участников подпрограммы, Землянухина Е.Ю. была уведомлена письмом администрации района от 26.04.2022 г. , в котором сообщено о несоответствии состоящей на учете молодой семьи требованиям пункта 6 вышеуказанных Правил предоставления социальных выплат, утвержденных постановлением администрации от 29.12.2021 г. , согласно которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи – участницы программы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (Определения от 27 мая 2010 г. № 738-О-О, от 19 октября 2010 г. № 1333-О-О, от 14 июля 2011 г. № 988-О-О, от 16 июля 2013 г. № 1195-О, от 29 января 2015 г. № 122-О и др.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.

Впоследствии, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 889 в указанное постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» внесены изменения, период программы увеличен и определен на 2015-2020 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы прекращена досрочно. Соответственно, с 1 января 2018 года, реализация мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы подлежит осуществлению в рамках программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включенной в перечень государственных программ Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Воронежской области порядок формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и его форма утверждены Приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 г. № 61-02-03/146.

Пунктом 1.2. указанного Порядка предусмотрено, что список формируется в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия решения органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей основного мероприятия и на основании заявлений о включении их в список.

Согласно п.п. 2 п. 3.2 данного Порядка, органом местного самоуправления не включаются в список молодые семьи – участницы основного мероприятия, достигшие предельного возраста участия в основном мероприятии на день утверждения органом местного самоуправления списка (фактически достигшие 36 лет).

Орган местного самоуправления в порядке, установленном для принятия актов соответствующего муниципального образования, принимает решение об исключении молодой семьи из списка молодых семей – участников основного мероприятия, в том числе в случае несоответствия молодой семьи требованиям, указанным в пункте 6 Правил № 1050, в п.п. «а» которого закреплено, что участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Постановлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 29.12.2021 г. утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая указанным в данном пункте требованиям, в том числе возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительной политики Воронежской области решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Подпунктом 5 пункта 3.2 вышеназванных Правил, утвержденных приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 г. , органом местного самоуправления не включаются в список молодые семьи – участницы основного мероприятия, включенные в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в текущем году.

Список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, до 1 июня года, предшествующего планируемому, направляется органом местного самоуправления в Департамент строительной политики Воронежской области (пункт 4.1. Правил, утвержденных приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 г. № 61-02-03/146).

В соответствии с пунктом «а» пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования от 29.12.2021 г., основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей программы (либо исключения из числа участников подпрограммы), является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 данных Правил.

В соответствии с абз. 2 п. 27 Правил № 1050 в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у неё оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

Как установлено материалами дела, до даты формирования и направления списка молодых семей в Департамент строительной политики Воронежской области, т.е. до 01.06.2022 г., супругу Землянухиной Е.Ю. – Землянухину А.М. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 36 лет.

Таким образом, супруг административного истца Землянухин А.М. достиг предельного возраста, установленного для участников программы по обеспечению жильем молодых семей, до утверждения списка претендентов в Департаменте строительной политики Воронежской области, в связи с чем, перестал совместно с членами своей семьи относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что с указанной даты достижения супругом административного истца предельного возраста установленного для участника программы, семья административного истца перестала соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 29.12.2021 г. , о чем прямо указано в оспариваемом истцовой стороной протоколе заседания координационного совета от 20.04.2022 г., а также направленном в адрес Землянухиной Е.Ю. уведомлении.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в пределах своей компетенции, с точным соблюдением положений и норм действующего законодательство, в связи с чем, решение об исключении семьи административного истца подлежит признанию судом законным, принятым с учетом всех фактических обстоятельств, прав административного истца не нарушает.

Доводы истцовой стороны, изложенные в административном иске о недопустимости исключения молодой семьи из числа участников программы, в том числе и в случае достижения одним из участников возраста 36 лет, при условии включения такой семьи в число участников программы и соответствия её всем требованиям на момент такого включения, суд полагает подлежащими отклонению, как не соответствующих императивным указаниям вышеназванных актов, в том числе абз. 2 п. 27 Правил № 1050, и не свидетельствующих о незаконности принятого решения и препятствующих принятию такого решения.

Доводы в части касающиеся нарушения прав административного истца при формировании списков молодых семей на получение социальной выплаты в планируемом 2021, 2022 г.г., не извещения их о возможности высказать своё желание на получение соответствующей выплаты, а равно как и иные допущенные по мнению истцовой стороны нарушения до даты исключения семьи административного истца из списка участников программы, правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку не отменяют императивных требований положений абз. 2 п. 27 Правил № 1050, и не свидетельствуют о безусловном сохранении права на участие в программе после достижения супругом административного истца возраста 36 лет. В случае если административный истец полагает, что совершенные стороной административных ответчиков незаконные по её мнению действия в период, когда она являлась участником данной программы, привели к незаконному лишению её права на получения социальной выплаты, которая должна была ей быть безусловно выплачена, она вправе обратиться в суд с отдельными требованиями о признании за ней права на получение таких средств. Данные требования предметом настоящего спора не являются и указанные доводы к предмету заявленных требований не относятся.

Поскольку требования о признании незаконным оспариваемого протокола суд находит не подлежащими удовлетворению, отсутствуют правовые основания для возложения на административных ответчиков обязанности по восстановлению нарушенного права, ввиду не установления факта нарушения таких прав.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку их разрешение не приводит к безусловному возникновению у административного истца права на получение соответствующей выплаты в денежной форме, а у административных ответчиков гражданской правовой обязанности такую выплату произвести, поскольку согласно вышеназванных нормативных актов правом на принятие такого решения, в ходе дальнейшего прохождения административных процедур, наделен Департамент строительной политики Воронежской области, требований к которому фактически в рамках настоящего спора не заявлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Землянухиной Елены Юрьевны, действующей в своих интересах и в интересах заинтересованного лица ФИО4, к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, заместителю главы администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области - начальнику отдела строительства Кичигину А.В., Департаменту строительной политики Воронежской области о признании незаконным Протокола заседания координационного совета по реализации муниципальной программы Новоусманского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» от 20 апреля 2022 г., восстановлении нарушенного права.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Новоусманский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные законом десять рабочих дней 06 октября 2022 года.