ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7/2022 от 29.04.2022 Серышевского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-7/2022

УИД: 28RS0019-01-2021-001273-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2022 года пгт. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кулагиной И.В.,

при секретаре Силантьевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ростовской Елены Владимировны к Министерству природных ресурсов Амурской области об оспаривании решения органа власти,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Ростовская Е.В. обратилась с данным административным иском в суд, мотивируя свои требования тем, что 10.05.2017 г. она, ее муж ФИО4 и дети ФИО5 и ФИО6 заключили договоры и безвозмездного пользования земельными участками с кадастровыми номерами и , расположенные в , в соответствии с законом 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Дальнего востока Российской Федерации». Земельные участки были оформлены для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ИЖС и ЛПХ. 9 сентября 2021 г. Желтоножко С.А. был подан иск в Серышевский районный суд о признании недействительными сделок к КУМи администрации и ФИО2, ФИО6, ФИО5 и ФИО4 В результате рассмотрения дела она получила доступ к документам, предоставленным Министерством природных ресурсов Амурской области. В результате изучения которых она пришла к выводу, что при оформлении права пользования участком недр были допущены нарушения, что привело к нарушению прав ее и членов ее семьи. Министерством Природных ресурсов Амурской области ИП Желтоножко С.А. (ОГРИП ) была выдана лицензия от ДД.ММ.ГГГГ сроком до 30.11.2018 г. для проведения геологического изучения участка недр местного значения и 13.09.2018 г. на добычу песка сроком до 2066 г. глубина добычи ОРПИ составляет 20 метров. Лицензия была предоставлена на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов Амурской области в связи с подготовкой перечня участков недр местного значения и в соответствии с разделом 8 Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 12.05.2009 г., направило запрос в Администрацию Серышевского района от ДД.ММ.ГГГГ о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих предоставлению участков недр в пользование, заявленных ИП Желтоножко С.А. для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также о наличии либо отсутствии обременений и прав третьих лиц на запрашиваемые земельные участки в том числе на участок расположенный в 1,7 км северо-западнее , площадью 10,52 га. Администрацией района в ответ на запрос была направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ, что запрашиваемый участок относится к землям сельхозназначений, и генеральным планом поселения сельсовет, утвержденным решением сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен на данном участке карьер инертных материалов. ДД.ММ.ГГГГ поступает запрос от Министерства Природных ресурсов к с просьбой предоставить имеющиеся сведения о наличии либо отсутствии препятствий, предоставляя схему расположения участка недр местонахождение «», расположенного в , в 1,7 км северо-западнее , площадью 10,52 га, заявленного для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых по факту открытия месторождений, несмотря на тот факт, что уже в 2017 году был получен ответ об отказе, который был проигнорирован, и вопреки всему, спустя год, поступает повторное обращение. 14.06.201г. года за в ответ на запрос исход. от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Серышевского района Амурской области сообщает Министерству Природных Ресурсов о том, что нарушаются права третьих лиц, участок недр пересекает границы земельных участков предоставленных физическим лицам, с приложением схемы расположения земельных участков и перечислением кадастровых номеров участков. Однако, в нарушение Регламента по предоставлению государственной услуги, утвержденного Министерством природных ресурсов Амурской области (глава 2.9 ст.2 п.Ж Приказ от ДД.ММ.ГГГГ, действующего до 05.10.2018 г.) участок, расположенный в 1,7 км. северо-западнее был включен в перечень участков недр местного значения, а заявка на предоставление права пользования участком недр - принята к рассмотрению. Глава 3.4. этого регламента - Административная процедура «Предоставление права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона для геологического Изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых» п. 10. Отказ в приеме заявки следует в случаях, установленных подпунктами ж, з, и пункта 2.3. главы 2.9 Регламента, (в редакции от 22.11.2013г, утвержденного приказом министерства природных ресурсов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, действующего до 05.10.2018 г) Глава 2.9. Регламента - «Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги» п. Ж - «при поступлении отрицательного заключения на возможность предоставления права пользования испрашиваемым земельным участком (акваторией) либо участком недр от органа управления и распоряжения земельным участком (акваторией) либо от землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от органа местного самоуправления или от установленных действующим законодательством согласующих органов и организаций». В соответствии с разделом 8 (Участие органов местного самоуправления в государственной системе лицензирования участков недр) Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ: - 8.1. Органы местного самоуправления, на территории которых расположен планируемый к предоставлению в пользование участок недр, участвуют в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения соответствующей территории при предоставлении участка недр в пользование и его последующем использовании. - 8.2. Участие органов местного самоуправления при предоставлении участка недр в пользование и его последующем использовании выражается в представлении в уполномоченный орган, владельцу лицензии или субъекту предпринимательской деятельности имеющихся в органах местного самоуправления сведений (в письменной форме) о наличии либо отсутствии предусмотренных законодательством обстоятельств, препятствующих предоставлению запрашиваемого участка недр в пользование, а также о наличии либо отсутствии обременений и прав третьих лиц на запрашиваемый земельный участок и территорию его санитарно-защитной зоны (раздельно). Право органа муниципальной власти участвовать в решении вопроса пользования недрами закреплено в Законе «О недрах» ст.5; Так же Закон «О недрах» - абз.2 ст.8 «Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде». Таким образом, Министерство природных ресурсов нарушило Регламент по предоставлению государственной услуги внеся участок недр в перечень и утвердив его приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Такое же нарушение было допущено Министерством природных ресурсов Амурской области и в 2018 г. Поскольку на их запрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих предоставлению участков недр в пользование, заявленных ИП Желтоножко С.А. для добычи полезных ископаемых Администрация Серышевского района предоставила информацию, что участок недр пересекает границы земельных участков, в том числе и их и ., выданных им по договору безвозмездного пользования согласно закона 119-ФЗ «О Дальневосточных гектарах». Министерство природных ресурсов Амурской области указало о пересечении границ участка недр с границами земельных участков с кадастровыми номерами и в Приложении к Лицензии от ДД.ММ.ГГГГ Их, как правообладателей (арендаторов) земельных участков вообще никто не поставил об этом в известность. По условиям лицензии от ДД.ММ.ГГГГ недропользователь должен был оформить право пользования земельным участком до начала проведения работ. Он этого не сделал, значит, нарушил ст.25.1 Закона РФ «О недрах», подпункт 4.7.3. пункта 4.7 условий лицензии, что является существенным нарушением условий Лицензии, нарушение которых ведет к прекращению действия лицензии. По условиям лицензии от ДД.ММ.ГГГГ Желтоножко С.А. должен до начала работ утвердить проект работ и установить санитарно-защитные зоны. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в отношении промышленных объектов (карьеров) по добыче мрамора, песка, глины с отгрузкой сырья транспортерной лентой устанавливается санитарно-защитная зона 100 м. Горный отвод не зарегистрирован и сведения о нем отсутствуют на карте зонирования сельсовета, что подтверждается градостроительным планом земельного участка полученным ею в 2019 г. В сентябре 2021 года недропользователь начал работы по добыче песка. Работы проводились без соблюдения санитарно-защитных зон в непосредственной близости от границ их участка. В связи с этим ею были направлены жалобы в Министерство природных ресурсов России, Ростехнадзор, прокуратуру . 22.11.2021 г. ею получен ответ из Министерства природных ресурсов Амурской области. Своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов Амурской области сообщило, что ими осуществлен выезд и осмотр участка недр, установлено, что техника находилась на участке в пределах горного отвода, но добыча ОРПИ на момент осмотра не велась. Ими так же сделан запрос в Ростехнадзор и по предоставленной информации установлен факт нарушений пользования недрами, предусмотренный ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. Сама работа может и не велась на момент выездной проверки, но результат деятельности виден, и вполне можно было заметить на каком расстоянии от границ соседнего участка он ведет добычу. Кроме того, с момента выдачи Лицензии Министерством не проводились проверки деятельности недропользователя, несмотря на то, что имели место нарушения Условий Лицензии: не выполнялись объемы добычи ОРПИ, утвержденные Условиями Лицензии (т.к. карьер начал работу в сентябре 2021 г., спустя 3 года с момента оформления права), не разработан технический проект разработки месторождения (по Условиям Лицензии должен согласовать и утвердить проект в 4 квартале 2018 г.), не получен горноотводный акт, соответственно, если нет проекта, как он мог подавать ежеквартальную отчетность (п.6.1 Условий Лицензии). Предоставив право пользования участком недр, уполномоченный орган никак не контролировал выполнение недропользователем условий Лицензии, которые тот в свою очередь грубо нарушал. Так же Министерство природных ресурсов считает, что земельные участки им были предоставлены на законном основании, что следует из ответа, полученного на имя судьи в судебном заседании, и признает, что условия недропользователем были нарушены. Однако настаивает на законности предоставления Лицензии от ДД.ММ.ГГГГ В своем письме заместитель председателя от ДД.ММ.ГГГГ, так же говорит о законности предоставлении им земельных участков, а также о том, что в связи с достаточной геологической изученностью и воспроизводством материально-сырьевой базы всех видов общераспространенных полезных ископаемых на текущий момент в отсутствует потребность в инертных строительных материалах, в том числе на территории . Таким образом, выдавая Лицензию на добычу ОРПИ Министерство природных ресурсов Амурской области не только само нарушило законодательные акты, но и не обращало внимание на многочисленные нарушения со стороны недропользователя, что в свою очередь привело к нарушению их прав и охраняемых законом интересов, поскольку расположение карьера, где ведется активная добыча ОРПИ приведет к разрушению их участка, также это не соответствует санитарным нормам и несет угрозу жизни и здоровью граждан проживающих в зоне влияния работ. Если он продолжит работу без установления санитарно-защитных зон (глубина копания 20 метров), т.е. с нарушением условий лицензии, то их участок через пару лет сползет в карьер вместе со всеми строениями и прекратит свое существование. Руководствуясь п. 3 ст. 24 и ст.218-220 КАС РФ, просила признать Приказ о предоставлении права пользования недрами от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным, прекратить право пользования участком недр по Лицензии от ДД.ММ.ГГГГ полностью или частично; Обязать Министерство природных ресурсов Амурской области внести изменения в Условия Лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, ограничив участок недр границами земельного участка , права на который оформил недропользователь, а так же возложить обязанность контролировать выполнение условий лицензии недропользователем.

Впоследствии уточнив заявленные требования в ходе рассмотрения дела административный истец просит признать приказ о предоставлении права пользования недрами от ДД.ММ.ГГГГ; приказ от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказ от ДД.ММ.ГГГГ - незаконными в части предоставления права пользования участком недр ИП Желтоножко С.А.; Исключить из ЕГРН сведения о Лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о месторождении ОРПИ «» и сведения о земельных участках с кадастровыми номерами и .

В судебном заседании административный истец Ростовская Е.В. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения, настаивала на их удовлетворении и суду показала, что Федеральный закон №210 от 27.07. 2010г. 210-ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», четко прописывает административный регламент как нормативно-правовой акт и государственные и муниципальные службы должны обязательно использовать административный регламент в своей работе. Статьей третьей названного закона устанавливается, что административный регламент как основа, это обязательный документ. Указание ответчика на регламент не соответствовал ФЗ «О недрах» это только их вина. Именно административный регламент устанавливает порядок выдачи лицензий, и он действовал на момент выдачи лицензии Желтоножко, и прекратил свое действие только лишь 05.10.2018г. В постановлении Правительства Амурской области от 14.07.2016 г. № 306 указано, что сведения об участке недр должны содержать выписку КВ 1 и КВ 6. Этот пункт был исключен только 20.06.2018 года и следовательно при оформлении лицензии выписки КВ1 и КВ6 обязаны были запросить. В представленных ответчиком документах имеются две разные заявки датированные также разными числами, поэтому непонятно какую заявку рассматривали. Считает, что срок выдачи лицензии до 31 декабря 2066 года, подтверждает, что стороны не собирались выполнять ее условия, законом предусмотрено, оформление лицензии сроком на 20-25 лет, которую беспрепятственно можно продлить. Изначально она писала в прокуратуру, чтобы была проведена проверка законности выдачи лицензии, но тот момент у нее не было оснований заявлять о нарушении ее прав. Поскольку только 23 ноября 2021 решением суда доказано, что участки выданы ее семье законно, то считает, что с 23 ноября 2021 года должны исчисляться сроки исковой давности.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Амурской области, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в представленных в суд письменных возражениях на административный иск представитель по доверенности Янова О.В. указала, что заявленные административным истцом требования не основаны на нормах права и просит в их удовлетворении отказать. В соответствии со ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» одним из оснований возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта РФ, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах). Министерством природных ресурсов Амурской области на основании приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ ИП Желтоножко С.А. была выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением - геологическое изучение участка недр в целях поисков и оценки месторождения общераспространённых полезных ископаемых – песчано-гравийных пород, песков. Срок окончания действия лицензии - 30.11.2018г. Далее ИП Желтоножко С.А. на основании приказа министерства от 16.08.2018г. была выдана лицензия с целевым назначением - разведка и добыча песка в пределах месторождения «». Административный истец, ссылаясь на Административный регламент министерства природных ресурсов Амурской области по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, утвержденного приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, утверждает, что оспариваемый акт в части предоставления права пользования недрами ИП Желтоножко С.А. противоречит пункту «ж» пункта 2.3 главы 2.9. Регламента. Вместе с тем, при принятии решения министерство не руководствовалось указанным Регламентом. Указанные положения Регламента противоречат пункту 9.12 постановления Правительства Амурской области от 12.05.2009г. № 193 «Об утверждении Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения» в редакции на момент принятия решения о выдаче лицензии, в силу которого при поступлении в уполномоченный орган от государственного органа управления и распоряжения земельным участком (акваторией), органа местного самоуправления сведений о наличии предусмотренных законодательством обстоятельств, препятствующих предоставлению запрашиваемого участка недр в пользование, и (или) о наличии обременений и прав третьих лиц на запрашиваемый земельный участок (акваторию) и территорию его санитарно-защитной зоны (абзац третий пункта 9.11 Порядка) заявитель извещается об этом в течение 5 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений с приложением их копий. При этом рассмотрение заявки продолжается независимо от содержания полученных сведений. По информации, предоставленной администрацией Серышевского района 14.06.2018 года, участок недр, заявленный для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, пересекает границы земельных участков, предоставленных физическим лицам, в том числе с кадастровыми номерами , , в отношении которых заключены договоры безвозмездного пользования. Письмом от 19.06.2018 ИП Желтоножко был проинформирован министерством о наличии препятствующих обстоятельств в отношении заявленного им участка недр. Приложением к лицензии от ДД.ММ.ГГГГ ИП Желтоножко был уведомлен о наличии обременений в отношении запрашиваемого земельного участка в виде прав третьих лиц. В соответствии с разделом 4 Условий пользования недрами (приложение к лицензии ) владелец лицензии осуществляет в пределах предоставленного участка недр добычу песка на условиях предпринимательского риска, то есть владелец лицензии принимает на себя, в том числе риски, связанные с оформлением прав пользования земельным участком. Лицензия оформлена в пределах земельного участка, в отношении которого заявителю ранее было предоставлено право пользования недрами в целях геологического изучения участка недр. Согласно правовой позиции, изложенной Амурским областным судом в Апелляционном определении от 14.03.2022 по делу 2-548/2021 (ЗЗАП-839/2022), следует, что наличие обременений в отношении земельного участка в виде оформленных на него прав третьих лиц не является основанием для прекращения рассмотрения заявки на право пользования участком недр, а также основанием для отказа в предоставлении права пользования им, в соответствии с приказом министерства природных ресурсов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ИП Желтоножко С.А., предоставлено право пользования участком недр «» для разведки и добычи песка месторождения «» сроком до 31.12.2066г. Министерство полагает, что указный вывод суда, в силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является преюдициальным для рассмотрения настоящего дела. С учетом изложенного, министерство просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В дополнительных возражениях представитель по доверенности указал, что в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд. Административный истец ссылался на то, что 09.09.2021г. ему стало известно о нарушении его прав. При этом 06.09.2019г. административный истец обратился с жалобой в прокуратуру Амурской области, где ставил вопрос проверки оснований выдачи ИП Желтоножко лицензии и ее аннулировании, что является предметом настоящего спора. 10.10.2019г. прокурором Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой жалоба была рассмотрена и дан ответ, где прокурор указал, что основания для аннулирования лицензии не усматриваются. При этом все основания законности выдачи лицензии ИП Желтоножко административному истцу были разъяснены. Ростовской Е.В. также разъяснено, что в случае нарушения её прав на пользование земельным участком она вправе обратиться в суд. Таким образом, начало исчисления трехмесячного срока приходится на дату 10.10.2019г., в то время как административное исковое заявление поступило в районный суд 09.12.2021г., то есть после истечения указанного срока. Нарушение своих прав административный истец связывает с размером санитарно-защитных зон месторождения (100м), по мнению истца санитарно-защитная зона должна составлять 500 м, однако доказательств нарушения указанных требований не представлено. Угрозу жизни и здоровью административный истец связывает с возможным обрушением своего участка, однако угроза такого обрушения ничем не подтверждается. С учётом изложенного, просят суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заинтересованное лицо ИП Желтоножко С.А., уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы в суде Карагод Н.В.

Представитель заинтересованного лица ИП Желтоножко С.А. - Карагод Н.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, представила в суд письменные возражения, полагая административный иск не подлежащим удовлетворению и поддержала доводы в судебном заседании указав, что административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав, не соблюдены сроки обращения в суд, при этом обжалуемые акты являются законными. Как преюдициально установлено решением Серышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и не нуждается в доказывании в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ, 09.12.2016 года ИП Желтоножко С.А. инициировал включение участка недр, расположенного на территории в перечень участков недр местного значения с целью геологического изучения. Министерством природных ресурсов для согласования направлены запросы в органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 9.11 Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 12.05.2009 N 193. В том числе, в администрацию Серышевского района, которая 20.02.2017 письмом указала, что на участке в 1,7 км. северо-западнее с , площадью 10,52 га генеральным планом поселения сельсовет, утвержденным решением сельского совета от 24.06.2016г. , в перспективе не предусмотрен карьер инертных материалов. 25.04.2017г. приказом министерства природных ресурсов месторождение «» включён в перечень участков недр местного значения. 16.05.2017г. после включения месторождения «» в региональный перечень ОРПИ местного значения ИП С.А. Желтоножко в соответствии с указанным порядком обратился в Министерство природных ресурсов Амурской области с заявкой на предоставление права пользования недрами. 21.06.2017г. согласно протоколу 23/1/2017 Комиссией по выработке рекомендаций министерству природных ресурсов области по принятию решений по предоставлению права пользования участками недр местного значения рассмотрена заявка ИП Желтоножко С.А. на предоставление права пользования участком недр «» для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения ОРПИ. Заявка зарегистрирована в журнале заявок на получение права пользования недрами без проведения аукциона 25.05.2017г. 23.06.2017 пунктом 1.5.1 приказа Министра природных ресурсов Амурской области принята заявка ИП Желтоножко С.А. на предоставление права пользования участком недр сроком до 30.11.2018 на основании п. 5 раздела 5 порядка - для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения общераспространенных полезных искупаемых. Пунктом 1.5.2 приказа Министра природных ресурсов Амурской области предоставлено право пользования участком недр « ИП Желтоножко С.А. сроком до 30.11.2018 года на основании п. 5 раздела 5 порядка - для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийных пород, песков. 26.07.2017г. Министерством природных ресурсов Амурской области зарегистрирована под лицензия , выданная ИП Желтоножко С.А. на геологическое изучение участка недр в целях поиска и оценки месторождений ОРПИ - песчано-гравийных пород, песков. Участок недр расположен на территории , 1.7 км. Северо-западнее . Дата окончания лицензии 30.11.2018 года. 07.02.2018г. заключением экспертной комиссией по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения (АмурЭКЗ) по результатам рассмотрения отчета о результатах геологического изучения месторождения песка в пределах участка «» утверждены запасы песка. 14.04.2018 ИП Желтоножко С.А. выдано Свидетельство по факту открытия месторождения. ДД.ММ.ГГГГ ИП Желтоножко С.А. обратился в Министерство природных ресурсов Амурской области с заявкой на предоставление права пользования участком недр для разведки и добычи ОРПИ открытого месторождения. 16.08.2018г. согласно протоколу 11.01.01.2018 Комиссией по выработке рекомендаций министерству природных ресурсов области по принятию решений по предоставлению права пользования участками недр местного значения рассмотрена заявка ИП Желтоножко С.А. на предоставление права пользования участком недр «» для разведки и добычи ОРПИ открытого месторождения. Заявка зарегистрирована в журнале заявок на получение права пользования недрами без проведения аукциона 16.05.2018 г под . 16.08.2018 пунктом 1.1.1 приказа Министра природных ресурсов Амурской области принята заявка ИП Желтоножко С.А. на предоставление права пользования участком недр для разведки и добычи песка по факту его открытия ИП Желтоножко С.А., проводившим за счет собственных средств работы по геологическому изучению участка недр в целях поиска и оценки месторождения ОРПИ. Пунктом 1.1.2 приказа Министра природных ресурсов Амурской области ГОД ИП Желтоножко С.А. предоставлено права пользования участком недр для разведки и добычи песка сроком до 31.12.2066 года. 13.09.2018 министерством природных ресурсов Амурской области ИП Желтоножко С.А. выдана лицензия на право пользования недрами с целью разведки и добычи песка в пределах месторождения , сроком до 31.12.2066 года. В доводах о незаконности вынесения обжалуемых приказов административный истец ссылается на положения Административного регламента министерства природных ресурсов Амурской области по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, утв. приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 22.11.2013 N . Однако истцом не учтено, что на момент включения месторождения «» в региональный перечень ОРПИ местного значения указанный административный регламент грубо противоречил изменившимся положениям Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и фактически не применялся. В связи с приведением НПА Амурской области в соответствие с законодательством РФ Административный регламент признан утратившим силу с 05.10.2018. В новом Административном регламенте министерства природных ресурсов Амурской области по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения на территории Амурской области", утвержденный Приказом Министерством природных ресурсов Амурской области от 05.10.2018 N , - положения, на которые ссылается административный истец, отсутствуют. На момент подачи заявки ИП Желтоножко С.А. о включении месторождения «» в региональный перечень ОРПИ порядок лицензирования правомерно регулировался актом высшей по отношению к приказу МПР Амурской области юридической силы и полностью соответствующим законодательству - постановлением Правительства Амурской области от 12.05.2009 N 193 "Об утверждении Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения".Таким образом, на момент рассмотрения заявки ИП Желтоножко С.А. и включения открытого им месторождения в реестр ОРПИ местного значения отрицательный ответ органа местного самоуправления уже не являлся основанием для прекращения рассмотрения заявки и для отказа во включении месторождения в указанный перечень. Порядком предоставления и пользования участками недр местного значения", утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 12.05.2009 N 193, согласование лицензии с землепользователями, как и включение месторождения в перечень ОРПИ не предусмотрено, Министерством природных ресурсов соответствующие согласования правомерно не запрашивались. Федеральный закон ФЗ -210 от 27.05. 2010 года « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг », не содержит норм, которые опровергали бы их позицию. Он предписывает органам государственной власти, органам местного самоуправления, имеет свои регламенты и содержит основные позиции, которые в административных регламентах должны быть. На сегодняшний день административный регламент Министерством природных ресурсов принят и действительно административный регламент был на момент предоставления недр Желтоножко, но административный регламент несмотря на то, что он был принят в исполнение ФЗ-210 он все равно является составной частью правовой системы РФ, которая говорит о том, что акты высшей юридической силы являются Федеральные Законы РФ, в данном случае это Федеральный закон «Закон о недрах». Постановление содержит нормы, что если с момента выдачи свидетельства по факту открытия месторождения прошло менее 180 дней весь пакет согласований не предоставляется. Административным истцом не доказано нарушение его прав обжалуемыми актами. В случае причинения недропользователем вреда Ростовской Е.В., обусловленного нарушением им требований законодательства надлежащим способом защиты будет являться возмещение ущерба в гражданско-правовом порядке. Нарушение своих прав административный истец связывает с размером санитарно-защитных зон, однако данный вывод не основан на нормах права. Доводы административного истца об отсутствии горноотводного акта не соответствуют действительности, опровергаются горноотводным актом от ДД.ММ.ГГГГ к лицензии на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 4.3.10 лицензии недропользователю вменено в обязанность при проведении работ обеспечивать сохранность и безопасную эксплуатацию расположенных в пределах участка недр и вблизи его границ объектов промышленной и хозяйственной деятельности. Доказательств нарушения указанных требований не представлено. Угрозу жизни и здоровью административный истец связывает с возможным обрушением своего участка, однако угроза такого обрушения ничем не подтверждается. Кроме того, административным истцом не соблюдены сроки обращения в суд. Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой рассмотрено обращение, Ростовской Е.В. о незаконных действиях министерства природных ресурсов Амурской области по выдаче лицензий на право пользования недрами Желтоножко и письмом от 17 октября 2019 года прокуратура уведомила истца об отсутствии нарушений. Также Ростовская Е.В. посредством системы ФМС «На дальний восток. РФ» обращалась в Минприроды России, обращение зарегистрировано за номером от ДД.ММ.ГГГГ по факту выдачи лицензии Желтоножко и ей по данным обстоятельствам были даны разъяснения. Для обжалования ненормативных правовых актов частью 1 статьи 219 КАС РФ установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Таким образом, о том, что обжалуемые акты предположительно нарушают права административного истца, ему стало известно более чем за три года до подачи административного иска, срок обжалования актов истцом пропущен и это является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленных в суд письменных пояснениях председатель комитета Абаштова А.В. указала, что Министерством природных ресурсов Амурской области в связи с подготовкой перечня участков недр местного значения и в соответствии с разделом 8 Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 12.05.2009, в администрацию Серышевского района был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих предоставлению участков недр в пользование, заявленных ИП Желтоножко для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее ОРПИ), а также о наличии либо отсутствии обременений и прав третьих лиц на запрашиваемые земельные участки, в том числе, на участок, расположенный с 1,7 км северо-западнее , площадью 10, 52 га. Администрацией Серышевского района в ответ была направлена информация, что запрашиваемый участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, и генеральным планом поселения сельсовет, утвержденным решением сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен на данном участке карьер инертных материалов. Министерством природных ресурсов принят Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней участков недр местного значения», которым участок недр утвержден, как участок недр местного значения по Амурской области. В соответствии с п. 5.14 Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 12.05.2009 №193, в течение 5 рабочих дней с даты утверждения перечня участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, уполномоченный орган (Минприроды) направляет для сведения информацию об утверждении перечня участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в орган местного самоуправления. Указанная информация не была предоставлена в администрацию Серышевского района. 16.05.2017 ИП Желтоножко С.А. обратился с заявкой на предоставление права пользования недрами без проведения аукциона в Министерство природных ресурсов области. Но администрация не была уведомлена о поступлении такой заявки. 10.01.2018 Желтоножко С.А. обращается в МФЦ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и прилагает схему расположения земельного участка, в соответствии с координатами участка недр Хитровское-5. Рассмотрев заявление и выявив пересечение с земельными участками, предоставленными гражданам по закону о «дальневосточном гектаре», администрацией ДД.ММ.ГГГГ был дан отказ, с указанием того, что испрашиваемый земельный участок располагается на земельных участках, предоставленных физическим лицам. Министерство природных ресурсов Амурской области в соответствии с разделом 8 и абзацем третьим пункта 9.11 Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 12.05.2009 №193, обратилось в администрацию района с письмом от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих предоставлению в пользование участка недр, обременений и прав третьих лиц на запрашиваемом земельном участке и территории его санитарно-защитной зоны. дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было сообщено, что участок недр пересекает границы земельных участков, предоставленных физическим лицам, в том числе земельных участков и В соответствии с п. 9.12. Постановления Правительства Амурской области от 12 мая 2009 № 193 "Об утверждении Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения" (в редакции, действующей на 14.06.2018), при поступлении в уполномоченный орган от органа местного самоуправления сведений о наличии предусмотренных законодательством обстоятельств, препятствующих предоставлению запрашиваемого участка недр в пользование, и (или) о наличии обременений и Прав третьих лиц на запрашиваемый земельный участок (акваторию) и территорию его санитарно-защитной зоны, заявитель извещается об этом в течение 5 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений с приложением их копий. При этом рассмотрение заявки продолжается независимо от содержания полученных сведений.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленных в суд письменных возражениях представитель по доверенности Пономаренко Т.М. указала, что состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) установлены статьей 7 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ). Состав сведений, которые вносятся в ЕГРН, определен статьями 8-12 Закона №218-ФЗ, при этом, указанными нормами не предусмотрено внесение сведений о наличии (отсутствии) лицензий. В этой связи, требование Истца об исключении из ЕГРП сведений о Лицензии от ДД.ММ.ГГГГ и сведения о месторождении ОРПИ «» противоречит нормам действующего законодательства и не подлежит удовлетворению. На основании вышеизложенного, просят суд, в части требований Истца об исключении из ЕГРН сведений о Лицензии от ДД.ММ.ГГГГ и сведений о месторождении ОРПИ «», отказать. В остальной части вынести решение на усмотрение суда. Дополнительно отмечают, что сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении объекта недвижимого имущества можно усмотреть в выписке из ЕГРН. Формы выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в форме электронных документов, утверждены приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 3.1. Закона №218-ФЗ органом, уполномоченным на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в ЕГРН является публично-правовая компания, осуществляющая полномочия в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (до завершения процедуры реорганизации - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», на территории Амурской области - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области).

В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

Как следует из материалов дела, 09.12.2016 года ИП Желтоножко С.А. инициировал включение участка недр, расположенного на территории в перечень участков недр местного значения с целью геологического изучения. Министерством природных ресурсов для согласования направлены запросы в органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 9.11 Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 12.05.2009 N 193. В том числе, в администрацию Серышевского района, которая 20.02.2017 письмом указала, что на участке в 1,7 км северо-западнее с , площадью 10, 52 га генеральным планом поселения сельсовет, утвержденным решением сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, в перспективе не предусмотрен карьер инертных материалов. 25.04.2017 приказом министерства природных ресурсов месторождение «» включён в перечень участков недр местного значения. 16.05.2017 после включения месторождения в региональный перечень ОРПИ местного значения ИП С.А. Желтоножко в соответствии с указанным порядком обратился в Министерство природных ресурсов Амурской области с заявкой на предоставление права пользования недрами. 21.06.2017 согласно протоколу 23/1/2017 Комиссией по выработке рекомендаций министерству природных ресурсов области по принятию решений по предоставлению права пользования участками недр местного значения рассмотрена заявка ИП Желтоножко С.А. на предоставление права пользования участком недр » для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения ОРПИ. Заявка зарегистрирована в журнале заявок на получение права пользования недрами без проведения аукциона 25.05.2017г. . 23.06.2017г. пунктом 1.5.1 приказа Министра природных ресурсов Амурской области принята заявка ИП Желтоножко С.А. на предоставление права пользования участком недр сроком до 30.11.2018 на основании п. 5 раздела 5 порядка - для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Пунктом 1.5.2 приказа Министра природных ресурсов Амурской области предоставлено право пользования участком недр « ИП Желтоножко С.А. сроком до 30.11.2018 г. 26.07.2017г. Министерством природных ресурсов Амурской области зарегистрирована под лицензия , выданная ИП Желтоножко С.А. на геологическое изучение участка недр в целях поиска и оценки месторождений ОРПИ - песчано-гравийных пород, песков. Участок недр расположен на территории , 1.7 км. северо-западнее . Дата окончания лицензии 30.11.2018 года. 07.02.2018г. заключением экспертной комиссией по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по результатам рассмотрения отчета о результатах геологического изучения месторождения песка в пределах участка » утверждены запасы песка. 14.04.2018г. ИП Желтоножко С.А. выдано свидетельство по факту открытия месторождения. 03.07.2018г. ИП Желтоножко С.А. обратился в Министерство природных ресурсов с заявкой на предоставление права пользования участком недр «» для разведки и добычи ОРПИ открытого месторождения. 16.08.2018г. согласно протоколу 11.01.2018г. комиссией по выработке рекомендаций министерству природных ресурсов области по принятию решений по предоставлению права пользования участками недр местного значения рассмотрена заявка ИП Желтоножко С.А. на предоставление права пользования участком недр «» для разведки и добычи ОРПИ открытого месторождения. Заявка зарегистрирована в журнале заявок на получение права пользования недрами без проведения аукциона 16.05.2018г. 16.08.2018г. пунктом 1.1.1 приказа Министра природных ресурсов Амурской области принята заявка ИП Желтоножко С.А. на предоставление права пользования участком недр «» для разведки и добычи песка по факту его открытия ИП Желтоножко С.А., проводившим за счет собственных средств работы по геологическому изучению участка недр «» в целях поиска и оценки месторождения ОРПИ. Пунктом 1.1.2 приказа Министра природных ресурсов Амурской области ИП Желтоножко С.А. предоставлено права пользования участком недр «» для разведки и добычи песка сроком до 31.12.2066 года. 13.09.2018г. министерством природных ресурсов Амурской области ИП Желтоножко С.А. выдана лицензия на право пользования недрами с целью разведки и добычи песка в пределах месторождения , сроком до 31.12.2066 года.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 36166 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с видом разрешенного использования: недропользование, государственная собственность на который не разграничена, предоставлен в аренду ИП Желтоножко С.А. по договору аренды земельного участка, государственная собственность, на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: (согласно, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости), в соответствии с пп.20 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ и лицензией на пользование недрами ).

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 27350 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, государственная собственность на который не разграничена (согласно, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости) будет предоставлен в аренду ИП Желтоножко С.А. в соответствии с пп.20 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ и лицензией на пользование недрами на основании постановления главы от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» при условии изменения вида разрешенного использования такого земельного участка с «для сельскохозяйственного использования» на «недропользование» и его перевода из одной категории в другую с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту. Следовательно, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.

Как установлено судом, право пользования недрами ИП Желтоножко С.А. было предоставлено на основании Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, Положения о Министерстве природных ресурсов Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о комиссии по выработке рекомендаций Министерству природных ресурсов области по принятию решений по предоставлению права пользования участками недр местного значения на аукционной и безаукционной основе, утвержденным приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» одним из оснований возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Ростовская Е.В. указала, что усматривает нарушение порядка принятия приказов Министерством природных ресурсов Амурской области в том, что не было получено ее согласие как землепользователя земельного участка, а также, что при отрицательном ответе администрации Серышевского района, участок недр был включен в перечень ОРПИ и впоследствии ИП Желтоножко С.А. предоставлено право пользования. А также сослалась на то, что оспариваемые акты в части предоставления права пользования недрами ИП Желтоножко С.А. противоречит пункту «ж» пункта 2.3 главы 2.9. административного регламента министерства природных ресурсов Амурской области по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, утвержденного приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной норме поступление отрицательного заключения на возможность предоставления права пользования испрашиваемым земельным участком (акваторией) либо участком недр от органа управления и распоряжения земельным участком (акваторией) либо от землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от органа местного самоуправления или от установленных действующим законодательством согласующих органов и организаций является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, как установлено в суде, указанные Ростовской Е.В. положения регламента, противоречат пункту 9.12 постановления Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения» (в редакции на момент принятия решения о выдаче лицензии), в силу которого при поступлении в уполномоченный орган от государственного органа управления и распоряжения земельным участком (акваторией), органа местного самоуправления сведений о наличии предусмотренных законодательством обстоятельств, препятствующих предоставлению запрашиваемого участка недр в пользование, и (или) о наличии обременений и прав третьих лиц на запрашиваемый земельный участок (акваторию) и территорию его санитарно-защитной зоны (абзац третий пункта 9.11 Порядка) заявитель извещается об этом в течение 5 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений с приложением их копий. При этом рассмотрение заявки продолжается независимо от содержания полученных сведений. По информации, предоставленной администрацией Серышевского района 14.06.2018 года, участок недр, заявленный для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, пересекал границы земельных участков, предоставленных физическим лицам, в том числе с кадастровыми номерами , , принадлежащих Ростовской Е.В., в отношении которых заключены договоры безвозмездного пользования. Письмом от 19.06.2018г. ИП Желтоножко был проинформирован министерством о наличии препятствующих обстоятельств в отношении заявленного им участка недр. Приложением к лицензии от ДД.ММ.ГГГГ ИП Желтоножко был уведомлен о наличии обременений в отношении запрашиваемого земельного участка в виде прав третьих лиц. В соответствии с разделом 4 Условий пользования недрами (приложение к лицензии ) владелец лицензии осуществляет в пределах предоставленного участка недр добычу песка на условиях предпринимательского риска, то есть владелец лицензии принимает на себя, в том числе риски, связанные с оформлением прав пользования земельным участком. Условия пользования недрами подписаны при государственной регистрации лицензии ДД.ММ.ГГГГ Также законодательство не требует какого-либо согласования с землевладельцами земельного участка при предоставлении лицензии на право пользования недрами.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что доводы Ростовской Е.В. о незаконности приказов Министерства природных ресурсов Амурской области и выдачи лицензии ИП Желтоножко в связи с отсутствием согласования с собственником земельного участка, а также наличие обременений в отношении земельного участка в виде оформленных на него прав третьих лиц является основанием отказа в предоставлении лицензии на право пользования недрами со ссылкой на административный регламент, который противоречит вышеуказанному законодательству, несостоятельны.

Кроме того, приказ от 25.04.2017г. о включении месторождения « в перечень участков недр местного значения, приказ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права пользования участком недр «» ИП Желтоножко С.А. сроком до 30.11.2018 г.; приказ от 16.08.2018г. о предоставлении права пользования участком недр «» ИП Желтоножко С.А. сроком до 30.12.2066г.; выдача и регистрация ИП Желтоножко С.А. лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выдача и регистрация лицензии 26.07.2017г. о пределах месторождения , сроком до 31.12.2066 г., являются законными, поскольку Министерство природных ресурсов Амурской области обладает полномочиями на их принятие, порядок принятия соблюден и содержание вышеуказанных документов соответствует нормативным правовым актам в сфере недропользования.

Также суд полагает, что Ростовской Е.В. не доказано нарушение ее прав обжалуемыми актами. Нарушение своих прав административный истец связывает с несоответствием, по его мнению, размером санитарно-защитных зон месторождения, а также угрозой её жизни и здоровью при возможном обрушении своего участка в результате использования ИП Желтоножко С.А. месторождения, однако в судебное заседание административным истцом никаких объективных доказательств представлено не было, а предположения, высказанные в судебном заседании, судом приняты быть не могут, поскольку не основаны на нормах права.

Статьями 7, 8-12 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирующими состав, правила ведения, состав сведений, которые вносятся в Единый государственный реестр недвижимости, не предусмотрено внесение сведений о наличии (отсутствии) лицензий, в связи с чем, требования административного истца об исключении из ЕГРН сведений о Лицензии от ДД.ММ.ГГГГ и сведения о месторождении ОРПИ « противоречат нормам действующего законодательства и не подлежит удовлетворению.

Также не подлежат удовлетворению, как не основанные на законе, требования административного истца об исключении из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами , .

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административный истец ссылался на то, что ему стало известно о нарушении его прав 09 сентября 2021 года. Вместе с тем, еще 10 октября 2019 года в ответе на жалобу Ростовской Е.В. прокурором Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры была дана оценка действиям Министерства природных ресурсов области по выдаче лицензии на право пользования недрами ИП Желтоножко, где указано, что оснований для аннулирования лицензии не усматривается, разъяснены основания законности выдачи лицензии ИП Желтоножко и также разъяснено, что в случае нарушения её прав на пользование земельным участком она вправе обратиться в суд.

В связи с чем, начало исчисления трехмесячного срока приходится на дату 10 октября 2019 года, в то время как с данным административным исковым заявлением Ростовская Е.В. обратилась в суд 8 декабря 2021 года, то есть за истечением установленного законом срока.

Сведений о наличии объективных доказательств, не позволивших административному истцу в установленный законом срок обратиться в суд с административным исковым заявлением, заявителем не представлено.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Ростовской Е.В. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218-219, 226-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Ростовской Елены Владимировны к Министерству природных ресурсов Амурской области о признании приказа о предоставлении права пользования недрами от ДД.ММ.ГГГГ, приказа от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа от ДД.ММ.ГГГГ - незаконными в части предоставления права пользования участком недр ИП Желтоножко С.А.; исключении из ЕГРН сведений о Лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о месторождении ОРПИ «Хитровский-5» и сведений о земельных участках с кадастровыми номерами и , - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54) в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.

Председательствующий И.В. Кулагина

Решение в окончательной форме принято 12 мая 2022 года.