ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-800/2023 от 09.03.2023 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-800/2023

УИД: 74RS0007-01-2021-011015-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2023 года город Челябинск

Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Смирновой Т.Н.,

при секретаре Пономаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Умарова Алпамыса ФИО9 к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, заместителю директора департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи ФИО1, директору департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи ФИО3 о признании незаконным уведомления, обязании выдать уведомление,

установил:

ФИО4 обратился в суд к администрации муниципального образования городской округ горд-курорт Сочи, просил признать незаконным Уведомление департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от 27 октября 2022 г. о несоответствии, указанных в уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0308006:4649, расположенном по адресу: г. <адрес>;

обязать департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи выдать ФИО4 уведомление о соответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома со следующими параметрами: площадь застройки 168,5 кв.м., высота здания - 6,6 м, количество надземных этажей - 2, отступы от границ земельного участка: переменный отступ - минимум 3 м, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0308006:4649, расположенном по адресу: <адрес>.

Заявленные требования административный истец мотивирует тем, что ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 499 кв.м с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства), расположенный по адресу: <адрес>, пер. Ахунский, о чем в ЕГРН внесена запись . В результате незаконных действий Администрации города Сочи ФИО4 лишен возможности вести строительство жилого дома. В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ ФИО4 неоднократно направлял в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства о намерении возвести, на принадлежащем ФИО4 земельном участке, объект индивидуального жилищного строительства. Однако ответчик без законных оснований отказывает истцу в выдаче уведомления о соответствии, указанных в уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Определением судьи от 16.12.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.

13.01.2023 в качестве заинтересованных лиц привлечены к участию в деле – заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи ФИО1, директор департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи ФИО3

30.01.2023 года определением суда изменен статус заинтересованных лиц – заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи ФИО1, директора департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи ФИО3 на ответчиков.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 поддержал исковые требования.

Истец, представители ответчиков, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению в части.

В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований, когда застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Такое уведомление направляется только в случаях, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием видов ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ сведения, которые застройщик должен указать в уведомлении носят закрытый характер и не содержат требования о предоставлении вышеуказанных размеров и показателей.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления:

3) в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В соответствии с ч.13 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Судом установлено, что ФИО4 принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 499 кв.м с кадастровым номером (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства), расположенный по адресу: <адрес>, пер. Ахунский, о чем в ЕГРН внесена запись . 23.03.2022 года ФИО4 направлено в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства о намерении возвести, на принадлежащем ФИО4 земельном участке с кадастровым номером , объект индивидуального жилищного строительства. Основные характеристики планируемого к строительству объекта: площадь застройки 168,5 кв.м., высота здания - 6,6 м, количество надземных этажей - 2, отступы от границ земельного участка: переменный отступ - минимум 3 м. К заявлению приложены: описание внешнего облика объекта капитального строительства (далее ОКС), схематическое изображение планируемого к строительству ОКС на земельном участке.

19.04.2022 года получено уведомление из департамента архитектуры Администрации г. Сочи о несоответствии, указанных в уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта строительства, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта строительства на земельном участке. В качестве оснований вынесения уведомления о несоответствии от 19.04.2022 года Департаментом архитектуры указано о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке по следующим основаниям: в целях недопустимости превышения предельных параметров разрешенного строительства, в частности коэффициента использования территории, рекомендовано предоставить поэтажный план предполагаемого к строительству объекта ИЖС, также указано, что вид разрешенного использования земельного участка - «земли под домами индивидуальной жилой застройки», не соответствует градостроительному регламенту.

15.07.2022 года ФИО4 в ЕГРН внесены изменения в вид разрешенного использования земельного участка – «для индивидуального жилищного строительства».

05.09.2022 года ФИО4 направлено в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства о намерении возвести, на принадлежащем ФИО4 земельном участке с кадастровым номером , объект индивидуального жилищного строительства. Основные характеристики планируемого к строительству объекта: площадь застройки 168,5 кв.м., высота здания - 6,6 м, количество надземных этажей - 2, отступы от границ земельного участка: переменный отступ - минимум 3 м. К заявлению приложены: описание внешнего облика ОКС, схематическое изображение планируемого к строительству ОКС на земельном участке, поэтажный план предполагаемого к строительству объекта ИЖС с экспликацией помещений (указана общая площадь помещений) в размере 256 кв.м.

27.10.2022 года департамент архитектуры Администрация г. Сочи направил уведомление о несоответствии, указанных в уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта строительства, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта строительства на земельном участке. В качестве оснований вынесения уведомления о несоответствии от 27.10.2022 года Департаментом архитектуры указано:

1) о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям:

в целях недопустимости превышения предельных параметров разрешенного строительства, в частности коэффициента использования территории, рекомендовано предоставить поэтажный план предполагаемого к строительству объекта ИЖС Согласно экспликации помещений, представленной в составе описания внешнего облика объекта, указание на общую площадь жилого здания отсутствует. Рекомендуют предоставить поэтажный план с отображением всех проектных размеров (осевых, габаритных, внутренних), включающих экспликацию помещений с отображением показателя общей площади каждого этажа планируемого к строительству объекта, посчитанной согласно п. 10.2, 10.3 Приложения к приказу Росреестра от 23 октября 2020г.

2) о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке по следующим основаниям: земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия. Для принятия решения о возможности хозяйственного освоения земельного участка необходимо предоставить в адрес Управления гос. охраны объектов культурного наследия Краснодарского края результаты археологических исследований на территории земельного участка.

Согласно заключению Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 13.01.2023 года, хозяйственное освоение земельных участков с кадастровыми номерами 23 общей площадью 1936 кв.м для объекта «Земельный участок для ИЖС» по адресу: <адрес>, пер Ахунский, представляется возможным при условии выполнения требований действующего законодательства. Регулирование застройки на рассматриваемой территории определяется задачами общего композиционного единства облика города и входит в компетенцию департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Учитывая обстоятельства дела, перечисленные нормы материального права, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое уведомление не соответствует положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и ограничивает права истца, как собственника земельного участка без предусмотренных на то законных оснований. Оспариваемое уведомление, вынесено с нарушением ч. 11, 13 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ, а именно: нарушен срок направления уведомления истцу, в уведомлении от 27.10.2022 года указаны основания о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, которые отсутствовали в ранее направленном уведомлении от 19.04.2022 года. Сведения, которые застройщик должен указать в уведомлении, носят закрытый характер и не содержат требования о предоставлении поэтажного плана с отображением всех проектных размеров (осевых, габаритных, внутренних), включающих экспликацию помещений с отображением показателя общей площади каждого этажа планируемого к строительству объекта, посчитанной согласно п. 10.2, 10.3 Приложения к приказу Росреестра от 23.10.2020 г.

В удовлетворении требования об обязании департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи выдать ФИО4 уведомление следует отказать, поскольку разрешение указанного вопроса действующее законодательство относит к исключительной компетенции органов местного самоуправления, в силу чего понуждение административного ответчика к принятию такого решения является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В соответствии с пунктом 1 части 2, частями 3 и 9 статьи 227 КАС РФ суд проверяет законность оспариваемого решения, действия (бездействия); в случае, если будет установлено их несоответствие закону, суд, признавая это, возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушений права административного истца, которое явилось следствием незаконного решения, действия, (бездействия) административного ответчика.

Таким образом, в целях восстановления прав истца, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения уведомления о планируемом строительстве.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление ФИО4 ФИО10 к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, заместителю директора департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи ФИО1, директору департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи ФИО3 о признании незаконным уведомления, обязании выдать уведомление удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 27.10.2022 года о несоответствии, указанных в уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта строительства, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта строительства на земельном участке.

Возложить обязанность на Департамент архитектуры градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края повторно рассмотреть уведомление ФИО4 от 05.09.2022 года, направленное в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи, о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, о намерении возвести на принадлежащем ФИО4 земельном участке с кадастровым номером объект индивидуального жилищного строительства.

В остальной части в удовлетворении искового заявления ФИО4 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Курчатовский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.Н. Смирнова

Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2023 года.