РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 г. Одоев Тульской области
ФИО1 межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Романовой И.А.,
при секретаре Архиповой Е.И.,
с участием административного истца заместителя прокурора Одоевского района Тульской области Шемберевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-801/2021 по административному исковому заявлению прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке административного регламента,
установил:
прокурор Одоевского района Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области с требованиями о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке административного регламента, указывая, что прокуратурой Одоевского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в ходе которой установлены нарушения со стороны административного ответчика, а именно отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги приводит к возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению сотрудников администрации. 28.09.2021 в адрес главы администрации МО Северо – Одоевское Одоевского района внесено представление с требованием разработать НПА, которое рассмотрено и удовлетворено, однако административный регламент не принят. Устранение выявленных нарушений будет способствовать профилактике коррупции. На основании изложенного просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области относительно разработки административного регламента оказания муниципальной услуги – предоставление информации об объектах учета из реестра муниципального имущества; возложить на администрацию муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области обязанность принять административный регламент оказания муниципальной услуги – предоставление информации об объектах учета из реестра муниципального имущества, в срок не позднее истечения месяца со дня вступления решения в законную силу.
Административный истец заместитель прокурора Одоевского района Тульской области Шемберева О.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, и с учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при существующей явке.
Выслушав объяснение административного истца заместителя прокурора Одоевского района Шемберевой О.А., исследовав материалы административного дела, руководствуясь положениями ст. 62 КАС РФ об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со ст. 14 КАС РФ, а также требованиями ст. 178 КАС РФ об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с ч.5 ст. 51 названного Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 №424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, который устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также - реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах.
В соответствии с п. 8 Порядка сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров.
Предоставление сведений об объектах учета осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестра, на основании письменных запросов в 10-дневный срок со дня поступления запроса.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме; предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р утвержден Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.
П. 33 Перечня предусмотрено, что одной из услуг является предоставление информации об объектах учета, содержащейся в реестре имущества субъекта Российской Федерации, об объектах учета из реестра муниципального имущества.
В нарушение указанных требований административный регламент предоставления указанной услуги не принят.
В соответствии с п.2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе законности в числе прочих.
Между тем отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги приводит к возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению сотрудников администрации.
11.10.2021 в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о муниципальной собственности и развитии малого и среднего предпринимательства в РФ.
Из ответа администрации МО Северо – Одоевское Одоевского района Тульской области от 26.10.2021 следует, что инспектору ФИО4 вынесено замечание за нарушение.
Из сообщения администрации МО Северо – Одоевское Одоевского района Тульской области от 29.11.2021 следует, что административный регламент разработан и находится в стадии прохождения юридической экспертизы.
Из заключения по результатам проверки нормативного правового акта на соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству, утвержденного прокурором района 24.11.2021, следует, что предоставленный администрацией проект нуждается в доработке.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства дела, в совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что имеет место незаконное бездействие со стороны административного ответчика относительно процесса принятия административного регламента, что нарушает права неопределенного круга лиц относительно законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора Одоевского района Тульской области подлежащими удовлетворению.
Как разъяснено в абз. 3 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению его прав и свобод.
В этой связи, суд полагает, что исполнение возложенной на административного ответчика обязанности должно быть осуществлено в срок не позднее истечения месяца со дня вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного суд полагает, что установленный срок, с учетом характера рассматриваемого дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав, является разумными и достаточными для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 180, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке административного регламента, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области относительно разработки административного регламента оказания муниципальной услуги – предоставление информации об объектах учета из реестра муниципального имущества.
Возложить на администрацию муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области обязанность принять административный регламент оказания муниципальной услуги – предоставление информации об объектах учета из реестра муниципального имущества, в срок не позднее истечения месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через ФИО1 межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 03.12.2021