50RS0021-01-2021-008341-50 Дело № 2а-8197/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногорский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Васильевой Е.А.,
при помощнике судьи ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к заместителю главы администрации города Губкинский, ЯНАО, председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО5 о признании бездействия незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в Красногорский суд с иском, в котором просит признать бездействие заместителя главы администрации города Губкинский, ЯНАО, председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО5 незаконным в части уклонения от самостоятельного возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 5.35 ч.2 КоАП РФ; признать бездействие заместителя главы администрации города Губкинский, ЯНАО, председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО5, выраженное в отсутствие контроля за действиями подчиненных, по соблюдению сроков направления заявителю определения о передаче заявления в ОМВД г.Губкинский незаконным; в отношении ФИО5 в незаконном бездействии вынести частное определение суда. В обоснование требований пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Губкинский, ЯНАО при Администрации города Губкинский, ЯНАО заявление через электронный сервис приема обращений https:// www.gubadm. пл/request/О/edit/ Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил привлечь к административной ответственности по части 2 ст.5.35 КоАП РФ ФИО3, которая ДД.ММ.ГГГГ не исполнила решение Черемушкинского суда г.Москвы о порядке общения ребенка с отцом от ДД.ММ.ГГГГ, составить протокол об административном правонарушении, однако ответчик отказался оформлять административный протокол и перенаправил заявление в ОМВД.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на иск, в которых просит в удовлетворении административного иска отказать.
Суд принял надлежащие меры по извещению лиц, участвующих в деле и, исходя из ст. 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие сторон.
Исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Часть 1 ст. 218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, на истца возлагается бремя доказывания нарушения его прав и соблюдение сроков обращения в суд, на ответчика – законность принятого решения, действия (отсутствие бездействия) прав.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок общения ФИО1 с сыном Львом, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также ФИО4 обязана не чинить ФИО1 препятствий в общении с сыном, в том числе посредством мобильной связи без ограничения.
На основании решения суда в Центральном РОСП г. Сочи возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом Центрального РОСП г. Сочи вынесено постановление об объявлении должника ФИО3 в исполнительный розыск.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом Центрального РОСП г. Сочи вынесено постановление об объявлении ФИО8 Льва, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в исполнительный розыск.
ФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО3 была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 было подано в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Губкинский, ЯНАО при Администрации города Губкинский, ЯНАО заявление через электронный сервис приема обращений https:// www.gubadm. пл/request/О/edit/ Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил привлечь к административной ответственности по части 2 ст.5.35 КоАП РФ ФИО3, которая ДД.ММ.ГГГГ не исполнила решение Черемушкинского суда г.Москвы о порядке общения ребенка с отцом от ДД.ММ.ГГГГ.
Членами комиссии, сотрудниками ОМВД г.Губкинский совершены выезды по месту регистрации гр.ФИО3, в том числе ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, проведен опрос соседей, из которых установлено, что ФИО3 по адресу регистрации не проживает. В связи с тем, что гр.ФИО3 не проживает на территории города организовать и провести с ней профилактическую работу не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Губкинский вынесено постановление № об организации работы по обращениям (заявлениям) ФИО1, в том числе по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия постановила: направить поступившее заявление о привлечении к административной ответственности по части 2 ст.5.35 КоАП РФ ФИО3 в ОМВД России по г. Губкинский и обязать провести проверку по заявлению. Отделу по делам несовершеннолетних и защите их прав подготовить и направить мотивированный ответ по заявлению ФИО1
Копия постановления для исполнения и заявление ФИО1 направлены в ОМВД России по г. Губкинский в течение 3-х дней с момента составления мотивированного постановления.
Постановление Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ФИО1 по почте Россия ДД.ММ.ГГГГ (ШПИ 80081162445072)
ДД.ММ.ГГГГ зам. главы Администрации г. Губкинский по социальным вопросам ФИО5 дан ответ ФИО1 на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что полномочия председателя комиссии и иных членов комиссии установлены пунктами 5.4-5.7 Типового положения о деятельности районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ№-П и пунктами 5.4-5.7 Положения о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования город Губкинский, утвержденного постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанными постановлениями члены комиссии, в том числе и председатель комиссии, не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35 КоАП РФ. Заявление о привлечении к административной ответственности по части 2 ст.5.35 КоАП РФ ФИО3 направлено ОМВД России по г. Губкинский для рассмотрения.
В силу ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).
Как следует из ст. 3 Закона № 59-ФЗ правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом и иными федеральными законами, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Законом № 59-ФЗ.
В соответствии со ст. 5 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Этому праву корреспондирует обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ).
Исполнение данных обязанностей может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (п. 4 ст. 5 Закона № 59-ФЗ).
В силу ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 названной статьи.
Таким образом, заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено ФИО5 и дан мотивированный и законный ответ в установленные сроки, который был направлен заявителю.
Довод о том, что ФИО5 незаконно уклонилась от возбуждения дела об административном нарушении по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 статьи 5.35 КоАП РФ нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, - влечет наложение административного штрафа
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 - 5.37, 6.10, 6.23 настоящего Кодекса.
Полномочия председателя комиссии и иных членов комиссии установлены пунктами 5.4-5.7 Типового положения о деятельности районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ№-П и пунктами 5.4-5.7 Положения о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования город Губкинский, утвержденного постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанными постановлениями члены комиссии, в том числе и председатель комиссии, не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35 КоАП РФ.
Таким образом, ФИО5 не относится к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35 КоАП РФ на территории города возбуждаются ГДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г.Губкинский, проверка фактов, указывающих на наличие административного правонарушения проводится ОМВД России по г.Губкинский.
Деятельность комиссии на территории Ямало-Ненецкого автономного округа регулируется Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ№АО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее - закон ЯНАО 81-ЗАО).
В соответствии со статьей 8.1 закона ЯНАО 81-ЗАО районная (городская) комиссия принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В силу статьи 9 закона ЯНАО 81-ЗАО районная (городская) комиссия в пределах своей компетенции в том числе координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей, осуществляет взаимодействие с общественными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов и пр.
Учитывая вышеизложенное, комиссия была вправе рассмотреть заявление гр. ФИО1, принять постановление по результатам рассмотрения заявления, вынести соответствующие поручения, в том числе ОМВД России по
г.Губкинскому о проведении проверки по заявлению административного истца.
При рассмотрении заявления ФИО1 комиссией определение о передаче заявления в ОМВД не выносилась, а копия постановления была направлена ФИО1 Таким образом, административное заявление ФИО1 в части признания незаконным бездействия, выраженного в отсутствие контроля за действиями подчиненных, по соблюдению сроков направления заявителю определения о передаче заявления в ОМВД г.Губкинский не подлежит удовлетворению.
Так как судом не установлено бездействие административного ответчика, то оснований для вынесения частного определения не имеется.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к заместителю главы администрации города Губкинский, ЯНАО, председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО5 о признании незаконными бездействия:
- в части уклонения от самостоятельного возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 5.35 ч.2 КоАП РФ;
- в отсутствие контроля за действиями подчиненных, по соблюдению сроков направления заявителю определения о передаче заявления в ОМВД г.Губкинский незаконным;
- вынесении частного определение суда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Васильева