Дело № 2а-842/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2017 года г.о. Подольск
Климовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Малаховой Е.Б.
при секретаре Барановой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, действующего в интересах недееспособного ФИО2, к УМВД России по городскому округу Подольск о признании незаконным отказа отдела по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Подольск от ДД.ММ.ГГГГ в принятии к рассмотрению заявления и документов о регистрации по месту жительства ФИО2, обязании принять документы для рассмотрения по существу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующий в интересах недееспособного ФИО2, обратился в суд с административным иском (с учетом имеющихся уточнений) к УМВД России по городскому округу Подольск о признании незаконным отказа отдела по вопросам миграции УМВД России по г.о. Подольск от ДД.ММ.ГГГГ в принятии к рассмотрению заявления и документов о регистрации по месту жительства ФИО2, обязании принять документы для рассмотрения по существу. В обоснование своих требований указал, что зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, г.о. Подольск, <адрес>, мкр. Климовск, <адрес>; приказом Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он назначен опекуном над своим недееспособным отцом ФИО2, этим же приказом (с изменениями, внесенными в него приказом от ДД.ММ.ГГГГ) на него (административного истца) возложена обязанность поставить отца на регистрационный учет по месту жительства по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ он через Многофункциональный центр предоставления государственных услуг обратился в МП № ОВМ УМВД России по г.о. Подольск с заявлением о регистрации по месту жительства ФИО2, однако заявление и документы были возвращены без рассмотрения, при этом как следует из обжалуемого ответа отдела по вопросам миграции УМВД России по г.о. Подольск от ДД.ММ.ГГГГ, основанием к возвращению документов послужило отсутствие договора социального найма и согласия нанимателя на вселение в жилое помещение и регистрацию ФИО2 Полагает данный отказ в принятии заявления к рассмотрению незаконным, поскольку решением Климовского городского суда был произведен раздел лицевых счетов квартиры по вышеуказанному адресу, зарегистрированная в жилом помещении ФИО3 членом его семьи не является, в силу п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина, находящегося под опекой, признается место жительства его опекуна, в связи с чем согласия иных зарегистрированных в квартире лиц в данном случае не требовалось. Обжалуемый отказ нарушает права недееспособного ФИО2, который с октября 2017 г. не имеет регистрации и не получает причитающейся пенсии.
Представитель административного истца ФИО1, действующего в интересах недееспособного ФИО2, по доверенности ФИО4 в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивает.
Представитель административного ответчика УМВД России по городскому округу Подольск по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала. Согласно письменному отзыву и объяснениям в судебном заседании, указала, что отказ ОВМ УМВД России по г.о. Подольск в принятии документов, необходимых для постановки ФИО2 на регистрационный учет, является законным, поскольку пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлен перечень документов, которые необходимо предоставить для постановки гражданина на регистрационный учет, в частности, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение; таким документом в данном случае является договор социального найма, который административным истцом в регистрирующий орган не был представлен. В силу положений ч.1 ст. 70 ЖК РФ для вселения в занимаемое жилое помещение требуется письменное согласие всех членов семьи нанимателя, тогда как согласия сестры административного истца – ФИО3, зарегистрированной в спорной квартире, также не было представлено. Какого-либо особого порядка постановки на регистрационный учет недееспособных граждан нормами закона не предусмотрено.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание явилась, считает отказ ОВМ УМВД России по г.о. Подольск в принятии к рассмотрению заявления и документов о регистрации по месту жительства ФИО2 законным, пояснила, что в связи со сложившимися между ней и ФИО1 неприязненными отношениями административный истец по месту регистрации длительное время не проживает, решением суда действительно был определен порядок оплаты за квартиру, однако отдельный договор социального найма не заключался, действующий договор, заключенный с ней как нанимателем жилого помещения, изменен не был, недействительным не признавался, по вопросу получения согласия на регистрацию в квартире недееспособного ФИО2ФИО1 к ней не обращался, такого согласия она не давала.
Представители заинтересованных лиц Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> и Климовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, явившегося заинтересованного лица, изучив, оценив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования «<адрес> Климовск» <адрес> «Служба единого заказчика» (МУП «СЕЗ») и ФИО6 (в настоящее время фамилия изменена на «Васина») был заключен договор социального найма на <адрес>, в качестве члена семьи нанимателя в договоре указан ФИО1 (брат) (л.д. 70-73). В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы ФИО3, несовершеннолетний ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 76).
Приказом Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ф ФИО1 был назначен опекуном над недееспособным ФИО2 (л.д. 5-8). Данным приказом (с учетом изменений, внесенных в него приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-ф) опекуну предписано в течение одного месяца представить в органы опеки документ, подтверждающий постановку подопечного на регистрационный учет по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, мкр. Климовск, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в отдел регистрационного учета граждан МБУ городского округа Подольск «МФЦ» с заявлением о регистрации своего отца ФИО2 по месту жительства по вышеуказанному адресу. При этом как следует из ответа МБУ городского округа Подольск «МФЦ» от ДД.ММ.ГГГГ комплект документов был передан в МП № ОВМ УМВД России по г.о. Подольск для принятия решения, однако возвращен из миграционного пункта без рассмотрения (л.д. 13).
Согласно письменному ответу отдела по вопросам миграции УМВД России по г.о. Подольск от ДД.ММ.ГГГГ, законность которого административный истец оспаривает, основанием для возвращения заявления и представленных документов послужило несоблюдение требований ст. 70 ЖК РФ, п.1 ст. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно отсутствие договора социального найма и согласия нанимателя на вселение в жилое помещение и регистрацию указанного лица (л.д. 55).
Аналогичные основания к отказу в принятии и возвращению без рассмотрения по существу заявления ФИО1 о регистрации по месту жительства ФИО2 указаны в ответе начальника миграционного пункта № ОВМ УМВД России по г.о. Подольск на запрос суда (л.д. 62-63). Как также следует из данного ответа, отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено действующим законодательством, не является отказом в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету, а влечет их возвращение заявителю.
Разрешая заявленные требования о признании вышеуказанного отказа ОВМ УМВД России по г.о. Подольск незаконным, суд исходит из следующего.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.
Пунктом 16 Правил определено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.
Пунктом 26.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№, также установлено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме № (приложение № к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).
При этом согласно пункту 26.3 Административного регламента проживающие совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетние пользователи свое согласие на вселение членов семьи нанимателя жилого помещения и их постоянное проживание выражают в письменной форме.
Приведенный в вышеуказанных нормах закона перечень документов не является исчерпывающим.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию ч.3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
В силу статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Одно из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей закреплено в ч.1 ст. 70 ЖК РФ, устанавливающей, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Согласно ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности и должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Исходя из положений этих норм, вселение нанимателем жилого помещения членов своей семьи и последующая их регистрация по месту жительства является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем необходимо согласие всех членов семьи нанимателя этого жилого помещения.
Как указано выше, нанимателем жилого помещения по договору социального найма является ФИО3, она же помимо ФИО1 зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, г.о. Подольск, <адрес>, мкр. Климовск, <адрес>, совместно со своим несовершеннолетним ребенком, в связи с чем на вселение недееспособного отца административного истца в указанную квартиру требуется ее согласие.
Всеми присутствовавшими в судебном заседании лицами подтверждено, что такое согласие ФИО3 не давалось и в органы регистрационного учета не предоставлялось, равно как и договор социального найма. Представителем административного истца также подтверждено, что ФИО1 не просил орган регистрационного учета о самостоятельном затребовании отсутствующего у него договора социального найма и не сообщал в письменном виде о невозможности его предоставления.
Доводы представителя административного истца о том, что ФИО1 не является членом семьи нанимателя ФИО3, а также о разделении лицевых счетов квартиры, суд считает необоснованными, поскольку определение порядка оплаты за квартиру и оформление отдельных квитанций по оплате коммунальных услуг (в размере 1/2 доли от начисляемой платы) (л.д. 68-69), не является основанием для заключения отдельных договоров социального найма, при том, что конкретные комнаты в пользование проживающим в квартире лицам не выделялись, договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ недействительным не признан, решением Климовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 о внесении изменений в договор социального найма на спорную квартиру, обязании заключить отдельный договор было отказано (л.д. 66-67).
Ссылка представителя административного истца на общие положения закона о месте жительства гражданина (ст. 20 ГК РФ), согласно которым местом жительства лиц, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – опекунов, не может быть принята судом во внимание, поскольку порядок осуществления жилищных прав установлен Жилищным кодексом РФ, положения которого не предусматривают возможности вселения недееспособных граждан в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, без согласия всех зарегистрированных лиц (в отличие от порядка вселения к родителям несовершеннолетних детей). Кроме того, суд отмечает, что из пояснений представителя административного истца следует, что как сам ФИО1, так и его недееспособный отец фактически проживают по иному адресу в <адрес>.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой только представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение ОВМ УМВД России по г.о. Подольск об отказе в принятии к рассмотрению заявления и документов о регистрации по месту жительства ФИО2 принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции на основании документов, представленных заявителем, и в соответствии с требованиями закона, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующего в интересах недееспособного ФИО2, к УМВД России по городскому округу Подольск о признании незаконным отказа отдела по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Подольск от ДД.ММ.ГГГГ в принятии к рассмотрению заявления и документов о регистрации по месту жительства ФИО2, обязании принять документы для рассмотрения по существу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Климовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.