Дело № 2а-844/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2023 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Е.А.Роппель
при секретаре ФИО3, помощнике судьи ФИО4
с участием административного истца – ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту Лесного хозяйства Томской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ о выделении лесных участков в безвозмездное пользование и обязании выделить лесные участки в безвозмездное пользование как лицу, относящемуся к коренным малочисленным народам Севера,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Томской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ о выделении лесных участков, расположенных в землях лесного фонда Колпашевское лесничество – филиал ОГКУ «Томское управление лесами» Колпашевское участковое лесничество, урочище «Городское», квартал № выдел № площадью 5 га (участок №), квартал № выдал 4 площадью 5 га и выдела № площадью 5 га, квартал №: выдел № площадью 5 га, квартал № выдел № площадью 5 га и квартал № выдел № площадью 5 га, в его безвозмездное пользование как лицу, относящемуся к коренным малочисленным народам Севера и обязании Департамент Лесного хозяйства Томской области выделить лесные участки, расположенные в землях лесного фонда Колпашевское лесничество – филиал ОГКУ «Томское управление лесами» Колпашевское участковое лесничество, урочище «Городское», квартал № выдел № площадью 5 га (участок №), квартал № выдал 4 площадью 5 га и выдела № площадью 5 га, квартал №: выдел № площадью 5 га, квартал № выдел № площадью 5 га и квартал № выдел № площадью 5 га, в безвозмездное пользование, как лицу, относящемуся к коренным малочисленным народам Севера.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Департамент Лесного хозяйства Томской области о выделении ему как лицу, относящемуся к коренным малочисленным народам Севера (селькупам) в безвозмездное пользование лесные участки, расположенные в землях лесного фонда Колпашевское лесничество — филиал ОГКУ «Томское управление лесами» Колпашевское участковое лесничество, урочище «Городское», квартал № выдел № площадью 5 га (участок №), квартал № выдел № площадью 5 га и выдела № площадью 5 га, квартал №: выдел № площадью 5 га., квартал № выдел № площадью 5 га и квартал № выдел № площадью 5 га. Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ отказал административному истцу в выделении данных земель. В обоснование отказа, указано на то, что в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 39.10 Земельною кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам (далее коренные народы) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет. Однако указанное положение в законодательстве однозначно не определяет земельный участок, как участок, находящийся в границах лесного фонда. При этом ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает определенные виды использования лесов, в соответствии с которыми возможно
заключение договора безвозмездного пользования лесным участком. Вид использования, указанный в письме административного ответчика отсутствует в данной статье Лесного кодекса. Согласно разъяснению Министерства сельского хозяйства РФ от 02.11.2021 года №04-16- 33/34048, на основании которого устанавливается вид использования и порядок выделения земель из лесного фонда для ведения традиционного образа жизни лицами относящиеся к коренным малочисленным народам, в соответствии с п.1 ч.2 ст.8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 N 82-ФЗ - Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 39.10 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружении, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет. В соответствии со ст.48 Лесного кодекса РФ - в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни. Отказ нарушает право административного истца на выделение ему в безвозмездное пользование земель из лесного фонда для ведения традиционного образа жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Учитывая, что обжалуемое постановление принято 26.06.2023 года, установленный срок для подачи административного искового заявление о признании незаконным отказа в выделении земель в безвозмездное пользование из лесного фонда не истек.
Административный истец, ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по основанным изложенным в административном иске, при этом пояснил, что состоит в общественной организации ассоциация коренных малочисленных народов севера (КМНС) <данные изъяты>». С данным заявлением обратился не от данной организации, а от собственного имени в личных интересах. Вид хозяйствования на данной территории планирует осуществлять - охота, рыбалка, собирательство дикоросов. На данных землях (земли лесного фонда), в той категории, которая запрашивается, разрешен сбор дикоросов, что относиться к традиционному образу жизни, а также имеется возможность для размещения инфраструктуры для осуществления хозяйственной деятельности, охоты и рыбалки, конкретно для него, как для селькупа. Вид хозяйственной деятельности – ведение традиционной хозяйственной деятельности, а для того что бы вести данную деятельность, необходимо размещение построек.
Представитель административного ответчика – Департамента Лесного хозяйства Томской области, в соответствии со ст.96 КАС РФ надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Предоставил письменный отзыв на административное исковое заявление, доводы которого сводятся к следующему. Полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 81 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 83 ЛК РФ). В Томской области органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, является Департамент лесного хозяйства Томской области. В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков регулируются гражданским законодательством, а также Земельным Кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Исходя из положений ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам только: в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (часть 4 статьи 38 ЛК РФ); лесные участки, на которых расположены линейные объекты гражданам, в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 ЛК РФ). Порядок заключения договора безвозмездного пользования лесным участком установлен статьей 74.3 ЛК РФ: договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной собственности, заключается без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица, при этом типовая форма договора безвозмездного пользования лесным участком утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ, поскольку использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе и соответственно для каждого вида использования лесов предусматриваются отдельные меры, направленные на сохранение лесов. ФИО1 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование руководствуясь статьей 48 ЛК РФ, пунктом 13 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ, пунктом 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», с целью использования лесов для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов. Указанный вид использования лесов не предусмотрен статьей 25 ЛК РФ и не отнесен к случаям, при которых лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам, что и явилось основанием для отказа в предоставлении лесного участка ФИО1 Поскольку в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, включено строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности, в том числе, относящихся к сельскохозяйственным, истцу было предложено заключить договор безвозмездного пользования лесным участком в целях ведения сельского хозяйства. В отсутствие нормативно-правового регулирования оснований и процедуры заключения договора безвозмездного пользования лесного участка в целях использования лесов для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов, предложении Департамента о разрешении ситуации через заключение договора безвозмездного пользования лесным участком в целях ведения сельского хозяйства, полагают отсутствующими признаки нарушений прав и законных интересов ФИО1 в принятом Департаментом решении об отказе в предоставлении лесного участка.
Представитель заинтересованного лица ОГКУ «Томское управление лесами» Колпашевское участковое лесничество, ФИО5, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в соответствии со ст.96 КАС РФ, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств суд не представил.
На основании ч.6 ст.226 КАС РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица.
Исследовав представленные материалы, заслушав административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, ч.1 ст.218 КАС РФ предусмотрено право гражданина на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Ч.1 ст.219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено в судебном заседании административный истец, состоя в Колпашевской районной общественной организации Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Колта-Куп» Томской области», являясь по национальности селькупом, от своего имени и личных интересах обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении лесных участков, расположенных в землях лесного фонда Колпашевское лесничество – филиал ОГКУ «Томское управление лесами» Колпашевское участковое лесничество, урочище «Городское», квартал № выдел № площадью 5 га (участок №), квартал № выдал 4 площадью 5 га и выдела № площадью 5 га, квартал №: выдел № площадью 5 га, квартал № выдел № площадью 5 га и квартал № выдел № площадью 5 га, в его безвозмездное пользование как лицу, относящемуся к коренным малочисленным народам Севера, для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов.
На свое заявление ФИО1 получил ответ заместителя начальника Департамента Лесного хозяйства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ 374-08-3443 о том, что ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает определенные виды использования лесов, в соответствии с которыми возможно заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, вид использования, указанный заявителем отсутствует в данной статье, в связи с чем, Департамент отказал в предоставлении заявленного лесного участка для осуществления традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами коренных народов.
Таким образом, заявителю фактически отказано в предоставлении лесного участка на указанные цели.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, указанный выше ответ заместителя начальника Департамента хотя и не облечен в форму решения или постановления, однако препятствует заявителю в реализации его прав, поэтому является объектом судебного контроля и подлежит рассмотрению в административном исковом производстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный истец, являясь носителем национальности селькуп, в целях сохранения, развития и защиты традиционного образа жизни, возрождения и развития традиционных промыслов и видов хозяйствования, традиционного природопользования, национальной культуры и художественных промыслов, исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера полагает, что для получения лесных участков в указанных им кварталах Колпашевского участкового лесничества, урочища «Городское», достаточно желания ведения традиционного образа жизни коренного малочисленного народа национальности селькуп.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; создание лесных питомников и их эксплуатация; осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Приведенные выше правовые нормы предписывают, при предоставлении лесных участков в пользование, учитывать конкретный вид использования лесов.
Согласно ответу, предоставленному Департаментом лесного хозяйства Томской области, согласно данным государственного лесного реестра лесные участки, расположенные в землях лесного фонда Колпашевское лесничество – филиал ОГКУ «Томское управление лесами» Колпашевское участковое лесничество, урочище «Городское», квартал № выдел № площадью 5 га (участок №), квартал № выдал 4 площадью 5 га и выдела № площадью 5 га, квартал №: выдел № площадью 5 га, квартал № выдел № площадью 5 га и квартал № выдел № площадью 5 га, имеют категорию земель – земли лесного фонда; собственник – Российская Федерация; целевое назначение лесов – леса, расположенные в зеленых зонах; виды разрешенного использования лесов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационный деятельности; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; создание лесных питомников и их эксплуатация; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.
Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2009 года N 631-р, содержит такие виды деятельности: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство); переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов; собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак); разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства; бортничество, пчеловодство; рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений); добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд; художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов); строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Большинство предусмотренных Перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2009 года N 631-р, видов хозяйственной деятельности предусмотрены целевым использованием лесов, указанным в ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, с соблюдением ст. 102 - 109 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, административный истец при истребовании лесного участка для ведения традиционного образа жизни коренного малочисленного народа, не привел не единого вида использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации и, данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии со ст. 178 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, фактически отказ административного ответчика в предоставлении лесных участков, расположенных в землях лесного фонда Колпашевское лесничество – филиал ОГКУ «Томское управление лесами» Колпашевское участковое лесничество, урочище «Городское», квартал № выдел № площадью 5 га (участок №), квартал № выдал 4 площадью 5 га и выдела № площадью 5 га, квартал №: выдел № площадью 5 га, квартал № выдел № площадью 5 га и квартал № выдел № площадью 5 га, в безвозмездное пользование административному истцу, относящемуся к коренным малочисленным народам Севера, основан на действующей норме права и, следовательно, соответствует закону. Поскольку такой вид использования лесов как размещение зданий, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов, не предусмотрен Лесным кодексом Российской Федерации, то и требование административного истца, о понуждении ответчика предоставить лесной участок для указанных целей, не основано на праве, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Оценивая довод административного истца о предоставлении ему требуемого лесного участка на основании статьи 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", суд находит основанным на неверном понимании права и отвергает его, так как процитированный административным истцом пункт 1 части 1 статьи 8 указанного закона, предоставляет малочисленным народам, объединениям малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право безвозмездного пользования землями различных категорий, необходимыми для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малых народов не оспаривается административным ответчиком и не является для него обязанностью выделить спорный земельный участок. Необходимо отметить, что ни статья 8, ни весь закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", не регулирует порядок и основания выделения коренным малочисленным народам и их объединениям лесных участков.
Так же основанном на неверном понимании права и как следствие отвергнутым, суд расценивает довод административного истца о том, что требуемый ему лесной участок должен быть предоставлен для ведения традиционного образа жизни коренного малочисленного народа на основании ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма предусматривает предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет.
Однако, в соответствии со ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Как указывалось выше, виды использования лесов предусмотрены Лесным кодексом Российской Федерации. Поэтому, положения Земельного кодекса Российской Федерации к исследуемым правоотношениям применены быть не могут.
Иных доводов и обстоятельств, позволяющих удовлетворить исследуемый административный иск сторонами не приведено, не установлено их и судом.
Отказ административному истцу в предоставлении лесного участка, по заявленному им основанию, не лишает его возможности получить спорный лесной участок для уставных целей с указанием предусмотренных лесным законодательством, видов использования лесов, что так же указано в обжалуемом письме административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту Лесного хозяйства Томской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ о выделении лесных участков в безвозмездное пользование и обязании выделить лесные участки в безвозмездное пользование как лицу, относящемуся к коренным малочисленным народам Севера, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд Томской области.
Судья: Е.А.Роппель
Мотивированный текст решения изготовлен: 15 ноября 2023 года.
Судья: Е.А.Роппель
Подлинный судебный акт подшит в дело № 2а-844/2023
Колпашевского городского суда Томской области
УИД 70RS0008-01-2023-001162-80