ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-849/2022 от 23.05.2022 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года г.Алексин Тульской области

Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кулешова А.В.,

при секретаре Папст А.И.,

с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Филиппова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского межрайонного суда Тульской области дело № 2а-849/2022 по административному исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский о признании бездействия незаконным, обязании принять положения о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки,

установил:

Алексинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский о признании бездействия незаконным, обязании принять положения о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

В обоснование заявленных требований истец указал, что межрайонной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования рабочий поселок Новогуровский градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что в нарушение норм действующего законодательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в администрации муниципального образования р.п. Новогуровский отсутствует положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

При этом отсутствие указанного положения может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как в согласно п. 2 ст. 14 Правил землепользования и застройки муниципального образования р.п. Новогуровский, предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в Комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации муниципального образования р.п. Новогуровский внесено представление, которое рассмотрено, признано законным и обоснованным, положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования р.п. Новогуровский запланировано на ДД.ММ.ГГГГ.

Ссогласно ответу администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ, нормативный правовой акт администрацией муниципального образования р.п. Новогуровский до настоящего времени не разработан и не принят.

Отсутствие положения о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов на внесение предложений об изменении правил землепользования и застройки в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред юридическим лицам - их правообладателям, что является недопустимым.

Указанные обстоятельства создают благоприятные условия для злоупотреблений со стороны должностных лиц, в том числе из корыстной и иной заинтересованности.

Бездействие администрации муниципального образования р.п. Новогуровский Тульской области, выразившееся в непринятии правового акта регламентирующего деятельность комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования, влечет неопределенность пределов усмотрения должностных лиц, что может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию положения о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки администрации муниципального образования р.п. Новогуровский. Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Новогуровский принять положения о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки администрации муниципального образования р.п. Новогуровский в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании:

Помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Филиппов С.Н. заявленные требования поддержал, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО р.п. Новогуровский не явился, извещен надлежащим образом. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением.

Особенности организации и осуществления муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесена разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, в соответствии с типовыми административными регламентами, утвержденными уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Согласно ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности

В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003. \*2 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа лля муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Согласно п. 12 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

В соответствии с ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

В соответствии с п. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 27.1 ст. 4 Устава муниципального образования р.п. Новогуровский утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципального образования, в том числе относится утверждение генерального плана муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана муниципального образования документации по планировке территории.

В соответствии со ст. 1 Правил Землепользования и застройки муниципального образования р.п. Новогуровский, утвержденных решением собрания депутатов муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ПЗЗ) комиссия по подготовке правил землепользования и застройки - постоянно действующий коллегиальный совещательный орган при местной администрации муниципального образования, создаваемый в соответствии с законодательством, муниципальными правовыми актами с целью организации подготовки Правил, внесения в них изменений, подготовки проведения публичных слушаний и для решения иных вопросов в соответствии с положением о Комиссии.

Как следует из материалов дела, межрайонной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования рабочий поселок Новогуровский градостроительного законодательства.

Установлено, что в нарушение норм действующего законодательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в администрации муниципального образования р.п. Новогуровский отсутствует положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

При этом отсутствие указанного положения может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как в согласно п. 2 ст. 14 ПЗЗ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в Комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации муниципального образования р.п. Новогуровский внесено представление, которое рассмотрено, признано законным и обоснованным, положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования р.п. Новогуровский запланировано на ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно ответу администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ нормативный правовой акт администрацией муниципального образования р.п. Новогуровский до настоящего времени не разработан и не принят.

Доказательств обратного административным ответчиком представлено не было.

В соответствии с п. а ч. 2 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно части 21 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 •О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в нормативных правовых актах.

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования р.п. Новогуровский Тульской области, выразившееся в непринятии правового акта регламентирующего деятельность комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования, влечет неопределенность пределов усмотрения должностных лиц, что может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Отсутствие положения о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов на внесение предложений об изменении правил землепользования и застройки в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред юридическим лицам - их правообладателям, что является недопустимым.

Указанные обстоятельства создают благоприятные условия для злоупотреблений со стороны должностных лиц, в том числе из корыстной и иной заинтересованности.

Таким образом, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию положения о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки администрации муниципального образования р.п. Новогуровский.

Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Новогуровский принять положения о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки администрации муниципального образования р.п. Новогуровский в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья