ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8530/2016 от 19.09.2016 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-8530/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2016 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е. А.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению

ФИО2

к и.о. начальника федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области ФИО3, федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области

об оспаривании бездействия, выраженного в не неисполнении обязанности отправить его обращения от 07, 09 августа 2016 года, адресованные в Прокуратуру Архангельской области, и от 08 августа 2016 года, адресованные начальнику УФСИН России по Архангельской области,

при участи в судебном заседании ФИО2 посредством использования системы видеоконференцсвязи, представителя УФСИН России по Архангельской области ФИО4, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области по доверенности по доверенности ФИО5,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к и.о. начальника федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области ФИО3, федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области об оспаривании бездействия, выраженного в не неисполнении обязанности отправить его обращения от 07, 09 августа 2016 года, адресованные в Прокуратуру Архангельской области, и от 08 августа 2016 года, адресованные начальнику УФСИН России по Архангельской области.

В обоснование иска указывает, что 07.08.2016 через администрацию Учреждения передал две жалобы в Прокуратуру Архангельской области, 08.08.2016 жалобу начальнику УФСИН России по Архангельской области, 09.08.2016 две жалобы в Прокуратуру Архангельской области. Данные жалобы не были зарегистрированы, и не отправлены по назначению, чем нарушены его права на отправку корреспонденции.

В судебном заседании ФИО2 указал, что его обращения в Прокуратуру Архангельской области от 07 августа 2016 года были зарегистрированы и отправлены адресату. В данной части заявленные требования не поддержал. В остальном заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Указал что оспаривает бездействие как администрации Учреждения, так и ФИО3 - исполняющего обязанности его начальника.

Представитель Учреждения по доверенности ФИО5 в судебном заседании с заявленными требования не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.

ФИО3 о месте и времени проведения судебного заседания извещен, не явился.

Представитель УФСИН России по Архангельской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании просил заявленные требования оставить без удовлетворения.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу указания ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу указания ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской федерации все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 59-ФЗ).

На основании положений ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

В силу указания ст. 21 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Согласно п. 94 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, утв. приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 (далее Правила СИЗО), предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за СИЗО, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего дня за днем подачи предложения, заявления, жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Таким образом, жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль деятельности Учреждения, должны быть зарегистрированы администрацией Учреждения и направлены адресату не позднее следующего рабочего дня.

Согласно п. 98 Правил СИЗО, оплата расходов по пересылке предложений, заявлений и жалоб, за исключением кассационных жалоб и жалоб, перечисленных в п. 94 Правил СИЗО производится за счет средств отправителя. При отсутствии у подозреваемого или обвиняемого на лицевом счете расходы производятся за счет СИЗО (за исключением телеграмм).

Из материалов дела усматривается, что осужденный ФИО2 содержится в федеральном казенном учреждении Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области с 05.04.2016 по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ (участие в судебном разбирательстве в качестве потерпевшего).

В силу указания ст. 8 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

На основании положений ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании положений ч. 2 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в том числе в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры.

В силу указания ч. 1-4 ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к … лишению свободы … могут быть изложены в устной и письменной формах.

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к … лишению свободы, … адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к … лишению свободы, адресованные в … суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Согласно положениями ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 (далее - Правила).

В силу положений п. 49 Правил получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем и телеграмм без их ограничения производится только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке колонии вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то должностными лицами письма изымаются для отправления. В тюрьмах, ЕПКТ, помещениях камерного типа колоний и безопасных местах письма для отправления осужденные передают представителям администрации.

Письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителю администрации в незапечатанном виде, за исключением - адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре (п. 50 Правил).

Все письменные предложения, заявления, ходатайства и жалобы направляются по адресу через администрацию ИУ. Они регистрируются в отделах специального учета или в канцелярии колонии (п. 61 Правил).

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности (п. 62 Правил).

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 были утверждены «Правила оказания услуг почтовой связи», в силу указания которых почтовые отправления принимаются в упакованном виде (пункт 19). Плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи (пункт 23).

Из содержания искового заявления и пояснений административного истца усматривается, что он через администрацию Учреждения 07.08.2016 передал две жалобы в Прокуратуру Архангельской области, 08.08.2016 жалобу начальнику УФСИН России по Архангельской области, 09.08.2016 две жалобы в Прокуратуру Архангельской области.

В журнале № 338 учета предложений, заявлений и жалоб осужденных, обвиняемых, подозреваемых 08.08.2016 за № 1472 зарегистрирован закрытый пакет от ФИО2, адресованный в Прокуратуру Архангельской области. Данный пакет отправлен адресату. По сообщению Прокуратуры Архангельской области в закрытом пакете находились две жалобы ФИО2, датированные им 07.08.2016. При регистрации и отправке указанных обращений административные ответчики незаконное бездействие не допустили, в связи с чем заявленные требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Также, в журнале № 338 учета предложений, заявлений и жалоб осужденных, обвиняемых, подозреваемых зарегистрированы два обращений в УФСИН России по Архангельской области от ФИО2 10.08.2016 № 1503 и 13.08.2016 № 1554. Данные обращения адресату не отправлены, поскольку ФИО2 не предоставил администрации конверт. Соответствующая отметка проставлена в журнале № 338.

ФИО2 в судебном заседании пояснил, что он 28.07.2016 и 08.08.2016 подал через администрацию Учреждения жалобы на действия сотрудников Учреждения и ФИО3 адресованную начальнику УФСИН России по Архангельской области. Иные жалобы в рассматриваемый период, адресованные начальнику УФСИН России по Архангельской области.

Копии жалоб Учреждение суду не предоставило, указав, что жалобы были возвращены подателю. ФИО2 в судебном заседании факт получения жалоб от администрации Учреждения отрицал.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 передавал через администрацию Учреждения жалобу от 08.08.2016, адресованную начальнику УФСИН России по Архангельской области, которая была зарегистрирована в журнале № 338, но не отправлена адресату. Доводы представителей Учреждения и УФСИН России по Архангельской области об обратном, опровергаются представленными доказательствами и судом не принимаются.

Кроме того, в журнале № 338 учета предложений, заявлений и жалоб осужденных, обвиняемых, подозреваемых 10.08.2016 зарегистрированы два обращения ФИО2 в Прокуратуру Архангельской области № № 1504, 1505.

Обращения ФИО2, зарегистрированные 10.08.2016 № № 1504, 1505 адресату не отправлены, поскольку заявитель не предоставил администрации Учреждения конверт. Соответствующая отметка проставлена в журнале № 338.

Справкой № 29/ТО/51/4 подтверждается, что на лицевом счете ФИО2 имеются денежные средства в сумме 00 руб. 02 коп. по состоянию на 05.09.2016.

ФИО2 в судебном заседании указал, что в июле 2016 года на его лицевом счете денежные средства также отсутствовали. Данные обстоятельства представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании не оспаривали.

Доводы представителей административного ответчика и УФСИН России по Архангельской области о получении ФИО2 денежных средств в общей сумме 4 000 руб. в мае 2016 года и их нерациональном расходовании, суд отклоняет, поскольку данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о злоупотреблении ФИО2 правом на обращение и отправку корреспонденции за счет средств Учреждения.

В силу правовых позиций, выраженных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.05.1995 № 4-П, от 02.07.1998 № 20-П, от 04.04.1996 № 9-П, от 12.03.2001 № 4-П, Определениях от 12.05.2005 № 244-О и от 13.06.2006 № 274-О, находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденные к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете, не могут быть лишены права доступа к суду.

Суд учитывает, что УФСИН России по Архангельской области, Прокуратура Архангельской области являются органами, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью Учреждения (раздел 4 Устава Учреждения, приложение № 14 к приказу ФСИН России от 28.02.2011 № 99, ст. 21 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Реализация права осужденного на обращение, в том числе на подачу жалобы адресованной в органы, осуществляющие контроль деятельности Учреждения, в силу указания ст. 19, 33 Конституции Российской Федерации, ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ, ст. 8, 10, 12, 15 УИК РФ, не может быть поставлена в зависимость от его имущественного положения.

С учетом приведенных выше нормативных правовых актов и правовых позиций Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии денежных средств на лицевом счете осужденного Учреждение должно было освободить его от оплаты почтовых расходов и направить жалобу в УФСИН России по Архангельской области, Прокуратуру Архангельской области. В данном случае, отказ Учреждения от направления жалобы осужденного следует рассматривать как создание ему чрезмерных практических препятствий для рассмотрения его обращения.

Таким образом, бездействие Учреждения, выраженное в неисполнении обязанности отправить обращение ФИО2 от 08.08.2016, адресованное начальнику УФСИН России по Архангельской области, и два обращения от 09.08.2016, адресованные в Прокуратуру Архангельской области, законным не является. Требования в данной части подлежат удовлетворению.

В силу закона решение суда должно быть исполнимым, в том числе и в установленном законом принудительном порядке. Представитель учреждения и ФИО2 в судебном заседании указали, что им не известно, где в настоящий момент находятся обращения от 08.08.2016, 09.08.2016. Суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения дела по существу обращения утрачены, в связи с чем оснований для возложения на Учреждение обязанности направить их адресату суд не усматривает. Иное сделает решение суда фактически неисполнимым, что недопустимо в силу закона и не обеспечит защиту прав административного истца.

В силу указания п. 4.6 Устава начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения; организует работу по делопроизводству.

На основании п. 3 Правил СИЗО обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Прием и отправление корреспонденции осужденных, в том числе жалоб в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью Учреждения в силу положений раздела 8, 9 Правил СИЗО осуществляется администрацией Учреждения.

Сведения о том, что ФИО3 как исполняющий обязанности начальника Учреждения непосредственно совершил какие-либо действия (бездействие), принял решение, направленные на создание препятствий ФИО2 в отправке его обращений от 08, 09 августа 2016 года, суду в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлены. Требования, адресованные к данному должностному лицу, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2 к и.о. начальника федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области ФИО3, федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области об оспаривании бездействия, выраженного в не неисполнении обязанности отправить его обращения от 07, 09 августа 2016 года, адресованные в Прокуратуру Архангельской области, и от 08 августа 2016 года, адресованные начальнику УФСИН России по Архангельской области - удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, выраженное в неисполнении обязанности отправить два обращения ФИО2 от 09 августа 2016 года, адресованные в Прокуратуру Архангельской области и обращение от 08 августа 2016 года адресованное начальнику УФСИН России по Архангельской области.

В остальной части административное исковое заявление ФИО2 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2016 года.

Судья Е. А. Саблина