ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-864/20 от 07.08.2020 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-864/2020

54RS0009-01-2020-000390-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«07» августа 2020 года г. Новосибирск

Советский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи: Дузенко Е.А.

при секретаре: Сметаниной Ю.Ю.

с участием представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3

с участием заинтересованного лица ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 о признании незаконным постановления мэрии г. Новосибирска,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились с административным иском в суд о признании незаконным постановления мэрии г. Новосибирска от 25.11.2019 «Об установлении публичных сервитутов на земельные участки по ул. Жемчужной», указав при этом следующее.

ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Мэрией г. Новосибирска принято постановление от 25.11.2019 № 4253 «Об установлении публичных сервитутов на земельные участки по ул. Жемчужной», в соответствии с которым публичный сервитут для прохода или проезда через земельные участки установлен в отношении 195 кв.м. площади земельного участка с кадастровым номером 54:35:091520:12, принадлежащего ФИО1, и в отношении 185 кв.м. площади земельного участка с кадастровым номером 54:35:091520:13, принадлежащего ФИО2

Таким образом, территория, обремененная публичным сервитутом, составляет более трети площади земельных участков, что исключает их использование в соответствии с волей собственников и назначением указанных участков.

Установление оспариваемым постановлением публичного сервитута существенно ограничивает возможную площадь застройки.

В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

В настоящее время отсутствуют какие-либо государственные, муниципальные нужды, нужды местного населения, удовлетворению которых поспособствовало бы установление сервитута в отношении земельных участков, принадлежащих административным истцам.

Согласно п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок.

Однако цель устранения нуждаемости в проходе или проезде предполагает невозможность обеспечения прохода или проезда к какому-либо земельному участку иным способом, кроме как через земельные участки, в отношении которых устанавливается сервитут.

Установление сервитута, в том числе публичного сервитута, является исключительной мерой и не может быть использовано в ситуациях, когда имеются возможности осуществить, реализовать интересы органа местного самоуправления и граждан иными способами.

Так, принадлежащие административным истцам земельные участки в своих существующих границах не создают препятствий к проходу или проезду ни к одному из прилегающих к ним земельных участков.

Земельные участки административных истцов располагаются в месте с развитой городской инфраструктурой, где к каждому из прилегающих земельных участков имеются несколько проходов и проездов.

Административные истцы ФИО1 и ФИО2 просили суд признать незаконным постановление мэрии г. Новосибирска от 25.11.2019 № 4253 «Об установлении публичных сервитутов на земельные участки по ул. Жемчужной».

В дополнительных пояснениях истцы ФИО1 и ФИО2 указали, что обжалуемое постановление не содержит сведений, в чьих интересах и для каких целей установлен публичный сервитут (муниципальных нужд или нужд местного населения), а также проход и проезд к какому объекту (или объектам) обеспечивается данным сервитутом.

Административным ответчиком не представлено доказательств того, что публичный сервитут обеспечивает проход и проезд граждан исключительно к остановочной платформе «<адрес>», при этом доказательств того, что эти проезды являются исключительными и безальтернативными вариантами прохода и проезда к остановочной платформе «<адрес>» не предоставлено, доказательств того, что именно эти проезды указанной площадью необходимо обременить сервитутом также не имеется, доказательств того, что эти варианты наименее обременительные для собственников земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:091520:12 и54:35:091520:13 также не представлено.

Оспариваемым постановлением установлен сервитут для организации двух проездов через земельные участки административных истцов, при этом в постановлении отсутствуют какие-либо обоснования и критерии, по которым можно определить большую и меньшую значимость каждого из двух предполагаемых проездов, проходов.

Согласно топографическому плану и новостным материалам из публичного доступа, до 2003 г. площадка для отстоя транспорта имела въезд и выезд со стороны <адрес>, в связи с чем восстановление ранее существовавшего въезда и выезда на <адрес> не влечет за собой существенных материальных затрат и свидетельствует об отсутствии необходимости в установлении сервитута.

В ходе реконструкции остановочной платформы «<адрес>» в 2002 г. остановочная платформа была перенесена, после чего в течение года до ноября 2003 г. въезд на площадку для отстоя транспорта осуществлялся с <адрес>, что свидетельствует о возможности такого проезда общественного транспорта вне зависимости от места расположения остановочной платформы.

В случае, если административный ответчик непременно желает иметь выезд с площадки для отстоя транспорта непосредственно на <адрес>, то его можно организовать через земельный участок с кадастровым номером 54:35:091520:7, находящийся в муниципальной собственности, убрав в случае необходимости находящиеся так нестационарные объекты.

Единственная цель установления сервитута, это въезд и выезд общественного транспорта.

В связи с изложенным, административным ответчиком неоправданно и незаконно установлена возможность проезда через земельные участки истцов неограниченного круга лиц, что предусмотрено оспариваемым постановлением.

В частности, полностью отсутствует какая-либо необходимость устанавливать возможность проезда через земельные участки истцов с 23 час. 00 мин. до 05 час. 30 мин., т.е. в период отсутствия движения общественного транспорта.

Использование проезда транспортными средствами, не имеющими отношения к общественному транспорту, что предусмотрено оспариваемым постановлением, также существенно и неоправданно ограничивает права административных истцов.

Административные истцы полагали, что необходимость установления публичного сервитута, предусмотренного оспариваемым постановлением, в интересах неопределенного круга лиц для муниципальных нужд и нужд населения отсутствует.

ФИО1 и ФИО2 просили суд признать незаконным постановление мэрии г. Новосибирска от 25.11.2019 № 4253 «Об установлении публичных сервитутов на земельные участки по ул. Жемчужной».

В судебное заседание административные истцы ФИО1 и ФИО2 не явились, направили своего представителя ФИО3, который исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик мэрия г. Новосибирска о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила, возражала против удовлетворения административного иска, в том числе по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленный ФИО1 и ФИО2 административный иск.

Заинтересованное лицо администрация Советского района г. Новосибирска о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила, представила письменный отзыв на иск, согласно которому возражала против удовлетворения иска ФИО1 и ФИО2

На основании ст. 150 КАС РФ и с учетом мнения сторон суд принимает решение о рассмотрении административного дела в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для прохода или проезда через земельный участок.В судебном заседании установлено, что 25.11.2019 мэрией г. Новосибирска принято постановление № 4243 «Об установлении публичных сервитутов на земельные участки по ул. Жемчужной».

Согласно указанному постановлению в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:091520:12 и земельного участка с кадастровым номером 54:35:091520:13 установлен публичный сервитут на неопределенный срок в целях прохода или проезда через указанные земельные участки, площадь установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:091520:12 – 195 кв.м., в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:091520:13 – 185 кв.м.

Согласно представленной в материалы дела схеме, сервитут установлен по обе стороны земельных участков – один для проезда или прохода к земельному участку с кадастровым номером 54:35:091520:6 (площадью 1737 кв.м. в измененных границах), занимаемому площадкой отстоя транспорта, другой для выезда или выхода с указанного земельного участка к остановочной платформе «<адрес>».

Земельный участок с кадастровым номером 54:35:091520:12 принадлежит с 07.05.2018 на праве собственности ФИО1 и имеет площадь 516 кв.м., разрешенное использование коммунальное обслуживание – иные объекты капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами.

Земельный участок с кадастровым номером 54:35:091520:13 принадлежит с 13.03.2018 на праве общей долевой собственности ФИО2, ФИО4 и имеет площадь 517 кв.м., разрешенное использование коммунальное обслуживание – иные объекты капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами.

Постановление мэрии г. Новосибирска от 25.11.2019 № 4253 «Об установлении публичных сервитутов на земельные участки по ул. Жемчужной» было принято на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории <адрес> в связи с отсутствием альтернативного въезда и выезда на площадку отстоя транспорта (протокол от 24.01.2019 , п. 10.3).

Ранее весь земельный участок по ул. Жемчужная в г. Новосибирске площадью 3 371,00 кв.м. на протяжении долгого времени использовался как конечный остановочный пункт общественного пассажирского транспорта «<адрес>».

Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 54:35:091520:6 и принят в муниципальную собственность.

Распоряжением мэрии г. Новосибирска от 20.06.2016 № 415-р «Об организации работы по обустройству конечных остановочных пунктов, открытых площадок для разворота и отстоя транспортных средств на территории города Новосибирска» в целях создания условий для осуществления дорожной деятельности утвержден перечень конечных остановочных пунктов на территории г. Новосибирска, в который, в том числе, вошел конечный остановочный пункт «<адрес>».

В границах участка с кадастровым номером 54:35:091520:6 были расположены:

- нежилое здание (диспетчерская);

- площадка отстоя транспорта;

- нестационарные объекты (магазин, кафе);

- въезд на площадку отстоя транспорта;

- выезд с площадки отстоя транспорта.

Земельный участок с кадастровым номером 54:35:091520:6 был разделен на несколько частей:

-участок с кадастровым номером 54:35:091520:6 (площадью 1737 кв.м. в измененных границах), занимаемый площадкой отстоя транспорта;

- участок с кадастровым номером 54:35:091520:7 (площадью 601 кв.м.) - для размещения нестационарных объектов;

- участок с кадастровым номером 54:35:091520:8 (площадью 1033 кв.м.) - для эксплуатации диспетчерского пункта, в границы которого вошли два проезда (въезд и выезд) с территории, планируемой для обустройства конечного остановочного пункта «<адрес>».

Земельный участок с кадастровым номером 54:35:091520:8 был разделен на два участка с кадастровыми номерами 54:35:091520:12 и 54:35:091520:13.

Нежилое здание (диспетчерская) площадью 82,3 кв.м. в соответствии с решением Совета депутатов г. Новосибирска от 02.12.2015 № 86 «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2016 год» было включено в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2016 год и продано в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 25.11.2019 № 4253 «Об установлении публичных сервитутов на земельные участки по ул. Жемчужной» установлены публичные сервитуты на неопределенный срок на земельные участки по <адрес>, кадастровые номера земельных участков и , в целях прохода или проезда через эти земельные участки к земельному участку с кадастровым номером 54:35:091520:6, занимаемому площадкой отстоя транспорта.

Принимая во внимание, что в настоящее время <адрес> является улицей с односторонним движением (направление - от <адрес> в сторону <адрес>), а движение общественного транспорта происходит по <адрес>, с которой, с учетом одностороннего движения по ул. <адрес>, на ул. <адрес> движение не возможно, мэрией г. Новосибирска обоснованно принято решение об установлении сервитута на земельные участки истцов, поскольку через указанные земельные участки в ранее сформированных границах, не занятых нежилым зданием (диспетчерской), возможен въезд и выезд с земельного участка с кадастровым номером 54:35:091520:6, занимаемый площадкой отстоя транспорта, к остановочной платформе «<адрес>».

В связи с изложенным, доводы истцов о том, что в настоящее время отсутствуют какие-либо государственные, муниципальные нужды, нужды местного населения, удовлетворению которых поспособствовало бы установление сервитута в отношении земельных участков, принадлежащих административным истцам, являются необоснованными.

В оспариваемом постановлении указано, для каких целей установлен публичный сервитут.

Доводы истцов о том, что полностью отсутствует какая-либо необходимость устанавливать возможность проезда через земельные участки истцов с 23 час. 00 мин. до 05 час. 30 мин., т.е. в период отсутствия движения общественного транспорта, являются необоснованными и противоречат положениям ст. 23 ЗК РФ об установлении публичного сервитута.

Административными истцами в судебное заседание представлено заключение кадастрового инженера от 28.07.2020 А.П., в котором сделан вывод о том, что техническая возможность прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 54:35:091520:6, занимаемому площадкой отстоя транспорта, существует со стороны <адрес> через земельный участок с кадастровым номером 54:35:091520:11.

Вместе с тем, суд полагает, что такой вывод кадастрового инженера является неверным и сделан без учета того, что <адрес> является улицей с односторонним движением с направлением движения от <адрес> в сторону ул. Жемчужной. При этом с <адрес>, по которой осуществляется движение общественного транспорта, на ул. <адрес> заезд не возможен.

Кроме того, как следует из указанного заключения кадастрового инженера земельный участок с кадастровым номером 54:35:091520:11, являющейся территорией общего пользования, находится в собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Сибирское отделение Российской академии наук».

Предлагаемая истцами организация въезда и выезда через земельный участок с кадастровым номером 54:35:091520:7, находящийся в муниципальной собственности, также невозможна в связи с нахождением на указанном земельном участке таких объектов, как магазин и кафе.

Постановление мэрии г. Новосибирска от 25.11.2019 № 4253 «Об установлении публичных сервитутов на земельные участки по ул. Жемчужной» принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных законом полномочий и закону не противоречит.

Доказательств того, что оспариваемое постановление нарушает права истцов на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначение не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218-228 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 о признании незаконным постановления мэрии г. Новосибирска от 25.11.2019 № 4253 «Об установлении публичных сервитутов на земельные участки по ул. Жемчужной» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок один месяц с момента изготовления решения суда в мотивированной форме.

Судья Е.А. Дузенко

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2020 г.